Темы: Ассимиляция, Америка, Талисман, Амулет, Батшева Эскин, Материалы для Бней Ноах
В музей Элвиса Пресли в городе Тьюпело штата Миссисипи ежегодно приезжают десятки тысяч посетителей, чтобы увидеть все то, что окружало мальчика, из которого вырастет король рок-н-ролла. Есть здесь и гитары, и детские фотографии, и старые альбомы, и концертные костюмы… Но как попал в число экспонатов музея Элвиса ханукальный светильник?
Есть веские основания полагать, что Элвис Пресли был алахическим евреем. Биографы утверждают, что его прапрабабушка по материнской линии, Нэнси Бурдин Такетт, была ортодоксальной еврейкой, чьи родители приехали в Америку из Литвы. А значит, принадлежали к еврейскому народу и ее дочь Марта Такетт Манселл, и ее дочь Октавия Манселл Смит, и ее дочь Гладис Лав Смит Пресли — и ее единственный сын Элвис Аарон Пресли.
У Элвиса были все шансы прикоснуться к многовековой Традиции, и тем не менее, хотя он был знаком и даже гордился своей еврейской родословной, он выбрал другой путь и использовал свой бархатный богатый голос не для того, чтобы стать кантором и петь в синагогах, а для того, чтобы выступать перед публикой с популярными песнями, стать кумиром молодежи, жить на сильнодействующих лекарствах и погибнуть в возрасте 42 лет.
Интересно, что в одном из своих интервью Элвис сказал: «Это не я обращаюсь к вам. Мой голос — только проводник для передачи сообщений от кого-то великого, а я всего лишь посредник между ним и вами. Меня наполняет какая-то непонятная энергия». Неужели Элвис верил, что «кто-то великий» сделал его проводником для незамысловатых песенок?..
Ханукальный светильник изначально принадлежал семье Джорджа Копена, который переехал в Тьюпело из Нью-Йорка в 1953 году. В детстве он дружил с одним мальчиком, чья мать Джима (Джанель МакКомб) была близким другом семьи Пресли.
По словам Копена, Джанель однажды попросила одолжить его ханукию, чтобы показать своим друзьям. По-видимому, Элвис был одним из этих друзей. Ханукия так и не вернулась в дом Копенов. Почему Джанель отдала менору Элвису — этого мы уже не узнаем. Может быть, Элвису она была нужна, чтобы напоминать ему о его еврейских корнях, а может, он суеверно считал ее чем-то вроде «талисмана удачи», и один из самых его известных хитов «Good luck charm» посвящен этой ханукие?
Сейчас уже бывший владелец светильника не испытывает горьких чувств по его поводу и даже утверждает, что для него большая честь, что так много людей имеют возможность увидеть его семейную реликвию. «Джанель хотела показать, что Элвису нравятся все религии», — говорит Копен. «Я бы предпочел, чтобы люди видели ханукальную менору в музее, а не у меня дома. Может быть, это поможет всем ценить друг друга и помнить о том, что мы все один народ».
Элвису было 13 лет, когда вместе с родителями он переехал из Тьюпело в Мемфис. Там соседом Пресли сверху оказался раввин — рав Альфред Фрухтер из конгрегации Бет Эль Эмет. Соседи дружили, ходили друг к другу в гости.
В 1954 году Элвис записал на Sun Record Co свой первый хит «That's All Right» и, конечно, очень хотел, чтобы родители услышали эту запись — но у Пресли не было магнитофона, и пришлось его по такому случаю одолжить у рава Фрухтера, чтобы он мог сыграть песню для своих родителей.
Еще одна «еврейская» деталь из жизни Элвиса Пресли. Или — антиеврейская? Судите сами. Сын рава Фрухтера, Гарольд, рассказал, что иногда по субботам их семья просила Элвиса побыть их «шабес гоем»: что-то включить или выключить в субботу или выполнить какую-то другую из запрещенных в шабат работ, которую можно поручить нееврею.
«Моим родителям и в голову не приходило, что Элвис был евреем!», — говорит Гарольд. «Если бы они это знали, они ни за что не стали бы использовать его в качестве “шабес гоя”».
Семья раввина не знала, что Элвис еврей. Сам же Элвис прекрасно знал, кто он, но в своей «толерантности» не был способен увидеть абсурдности той ситуации. Иудаизм всегда оставался для Элвиса Пресли памятью, полной знаков и талисманов — и не более того. На могиле своей матери в Мемфисе Пресли установил «Звезду Давида». Это было для него важно: звезда, ханукия, а позже — символ «Хай».
Ближе к концу своей карьеры Элвис начинает носить на шее кулон с двумя еврейскими буквами: «хет» и «йуд», которые образуют слово Святого языка — «хай», «живой». Не спешите с выводами: в ту ночь, когда Элвис умер, на его шее висело два кулона: «хай» и христианский крест. Типичная шутка в духе Элвиса: «Я не хочу, чтобы меня не пустили в рай по техническим причинам». Он чувствовал, что, вооружившись одновременно иудейским и христианским символами, он обеспечивает себе бессмертие…
В Мемфисе Элвис был членом еврейского общинного центра и не раз совершал пожертвования еврейским организациям, некоторые из них — весьма значительные.
Считается, что импресарио Элвиса Том Паркер по кличке «Полковник» не хотел, чтобы его еврейские корни стали достоянием общественности, думая, что это может быть воспринято негативно частью его поклонников. Так это было или нет — сложно сказать наверняка.
Элвис стал мировой звездой, изъездил с гастролями все Соединенные Штаты, снялся в десятках голливудских фильмов, записал бесчисленное количество пластинок, получил две премии Грэмми. Вот оно, счастье? «I'm now full grown and called a man —
but really, is that what I am?» — вопрошает Элвис в написанном незадолго до смерти стихотворении: «Я сейчас вырос и называюсь человеком. Но на самом деле — человек ли я?..»
* * *
«Человек ли я?» — вопрос вопросов. То, что каждый хочет знать про себя. То, что мы хотим знать о тех знаменитостях, имена которых десятилетиями будоражат умы. Нам любопытно узнать, были ли евреями Сергей Королев, Анна Павлова, Жорж Бизе, Фредерик Шопен, Адам Мицкевич, Элвис Пресли… Может быть, были, а может быть — нет. Они уже в том мире, где исправить прошлое нельзя. Что для нас на самом деле важно — как они жили, что они дали миру, можем ли мы чему-то у них учиться, были ли у них духовные устремления, был ли каждый из них человеком, венцом Создания — или прожил свою жизнь в погоне за пустотой и тщетой.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»