Темы: Сотворение мира, Тора и наука, Евреи, Эрец Исраэль, Истина, Астрономия, Общество, Арабо-израильский конфликт, Батшева Эскин
Каждые несколько лет в газетах появляются сообщения об увиденных кем-то НЛО, что вызывает очередную дискуссию на тему «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе», которая вскоре исчезает с главных страниц популярных изданий, уступая место другим новостям. Но порой возникает ощущение, что инопланетяне уже поселились среди нас, причем называют они себя евреями…
Во время пандемии тема НЛО стала особенно популярной: она уже фигурирует не только в теории заговора, но и в материалах Пентагона, который создал специальный отдел для изучения свидетельств летающих объектов, природа которых является пока неизвестной.
Вопрос о существовании жизни на других планетах интересовал и еврейских мудрецов. В книге Сефер а-Икарим рабби Йосеф Альбо (1380-1444) отвергает концепцию жизни на других планетах. Рабби Пинхас Горовиц (1765-1861) в Сефер а-Брит не соглашается с рабби Альбо. По его мнению, жизнь на других планетах возможна, но предполагаемые инопланетяне не обладают свободой воли, подобно человеческим существам.
Рабби Хасдай Крескас из Испании (1340-1411) пишет, что ничто в Торе не отменяет возможности веры во внеземную жизнь. Он цитирует слова Псалмов (19:2): «Небеса рассказывают (о) славе Б-га, и (о) деянии рук Его повествует свод (небесный)» — как возможное доказательство того, что хвала Б-гу может исходить от обитателей небес. Целая глава его книги Ор Ашем посвящена возможности жизни на других планетах.
Рабби Арье Каплан цитирует книгу Зоар как основной источник, указывающий на существование внеземной жизни. Он пишет: «Мидраш учит нас, что есть семь земель. Хотя Ибн Эзра говорит, что речь идет не о семи землях, а о семи континентах, Зоар ясно заявляет, что эти семь разделены твердью и населены. Хотя они не населены человеком, они являются вотчиной разумных существ».
Рав Соловейчик (в книге «Рав размышляет вслух») пишет так: «Возможно, Вс-вышний создал другие формы жизни на других планетах. Это не проблема для иудаизма. Причина, по которой человек любит думать, что он является единственным созданным существом во всей Вселенной, заключается в его эгоистической природе. Даже понятие избранного народа может существовать только по отношению к нашему миру, нашей небольшой части Вселенной. Тора написана с точки зрения нашего солнца, луны и звезд. Если даже где-то в далекой галактике существует другой избранный народ, этот факт не умаляет нашего права называться избранным народом в этой области пространства».
Рав Яков Каменецкий полагает, что в космическом пространстве могут быть живые существа, но не может быть существ, обладающих свободой воли, подобных человеку. Тора была дана только еврейскому народу на планете Земля, и Б-г не стал бы создавать существ, обладающих свободой выбора, не дав им Тору, которая будет их направлять.
Вскоре после высадки человека на Луну высказал своё мнение и рабби Менахем М. Шнеерсон. Признавая, что в Торе можно найти подтверждение идеи о существовании жизни на других планетах, он утверждал, что эта жизнь не может обладать интеллектом или в чем-то походить на жизнь людей. Если бы инопланетяне были похожи на людей, тогда у них должна была быть Тора, но они не могли иметь ту же Тору, так как она была раскрыта только на Земле. А другую Тору они тоже не могли иметь, так как существует только одна истина.
Существует ли внеземная жизнь? Может быть. Конечно, нам было бы любопытно знать это, но имеет ли это знание практический смысл в нашей жизни?
Вместе с тем, существуют люди, которые живут с нами здесь, на Земле, но кажется, что мы живем на разных планетах. И это имеет огромный практический смысл в нашей жизни.
Только недавно на ни в чем не повинных мирных жителей Израиля день и ночь летели ракеты из Газы. То, что жертвы исчислялись единицами, а не сотнями, было чудом, которое Вс-вышний сделал для еврейского народа. Ведь ракет было больше четырех тысяч, и израильский «Железный Купол» не всегда мог справиться с таким количеством ракет.
В то время, что одни евреи проводили дни и ночи в перебежках между квартирами и бомбоубежищами — молясь, поддерживая дух друг друга, успокаивая детей — в то же самое время другие евреи втолковывали миру, что необходимо прекратить оккупацию Палестины!
Одна группа под названием «Если не сейчас» опубликовала такой «твит»: «Мы можем показать миру, что евреи не нуждаются в Израиле, чтобы обеспечить своему народу безопасность. Мы создаем процветающую, безопасную еврейскую жизнь здесь, в диаспоре, строя сильные общины и работая совместно с другими маргинализованными нациями против превосходства белой расы».
В дни самых яростных ракетных атак по израильским городам в центре Иерусалима евреи устроили марш, призывая к «мирному урегулированию проблемы». И в «Национальном марше за Палестину», который уже после завершения операции «Страж стен», 30 мая 2021-го года, прошел в Вашингтоне, принимали участие не только мусульмане, но и члены таких организаций, как «Еврейский голос за мир» и «Евреи за право палестинцев на возвращение».
Время от времени ультраортодоксам Израиля приходится слышать обвинения в том, что они якобы не поддерживают государство Израиль. Тогда нам приходится в очередной раз объяснять, что флаги Израиля жгут не ортодоксы, а очень маленькая экстремистская группа Нетурей Карта, и политические воззрения этой группы не имеют ничего общего со взглядами ультраортодоксальной еврейской общины.
До сих пор это было так. Недавно опубликованное в США открытое письмо показало, что Нетурей Карта не одиноки. Письмо подписано десятками американских студентов ешив, призывающих американские еврейские общины присоединиться к их обвинениям Израиля в «насильственном подавлении прав человека». Про ХАМАС в письме ничего не говорится, и про обстрелы мирных израильских жителей — тоже. Зато сколько жалости к «оккупированной Палестине»!
«Сколько палестинцев должны потерять свои дома, свои школы, свои жизни, чтобы мы поняли сегодня, в 2021-м году, что Израиль выступает с позиции силы и что действия Израиля направлены на ликвидацию палестинцев?»
«Как американские евреи, которые никогда не жили в Палестине и на Западном Берегу, мы не имеем права указывать Палестине, как им отвечать на притеснения. Но мы имеем возможность обратиться к американской еврейской общине с призывом посмотреть, за кого мы голосуем, кого мы поддерживаем своей цдакой (пожертвованиями) и как мы информируем свою общину».
В глазах общественности, это письмо выглядит как написанное религиозными евреями — ведь там фигурируют слова: ешива, раввинистический, иудаизм, Тора, Храм, цитаты из Талмуда… Тот, кто знаком с иудаизмом не понаслышке, понимает, что представители Реконструктивистского раввинистического колледжа, Еврейской теологической семинарии, Еврейского колледжа и других подобных институтов, подписавшие это открытое письмо, давно забыли, в чем суть иудаизма, и отошли от Торы, в каком-то смысле, дальше, чем христиане. Но для мира это письмо является еще одним доказательством того, что «даже раввины» выступают в поддержку «оккупированного палестинского народа»!
Мусульмане ведут себя вполне предсказуемо, и всё происходящее было известно нашим мудрецам. Книга Зоар говорит, что Вс-вышний отдалил детей Ишмаэля от истинной святости, однако отдал им святые места Эрец Исраэль на то время, пока страна будет пустовать. Святая Земля будет принадлежать детям Ишмаэля до тех пор, пока не исчерпается для них милость Б-жья в заслугу за то, что они делают обрезание. И они будут препятствовать евреям вернуться в свою страну.
Мусульмане всеми силами препятствуют возвращению евреев в заповеданную им землю — и это понятно. Но «Еврейский голос за мир», «Евреи за право палестинцев на возвращение» — как понять существование этих организаций? Они точно живут на одной планете с нами? Неужели мы смотрим на ту же реальность, неужели у нас общая история, общая судьба?
Можем ли мы ожидать, что неевреи будут поддерживать еврейское государство в то время, как евреи выражают сочувствие и поддержку тем, кто совершает зло, а не миллионам ни в чем не повинных жертв террора?
Мудрецы учат, что если и живут какие-то создания на других планетах, они не могут быть подобными людям, потому что Тора — одна, и истина — одна. Как же получилось, что на нашей Земле всё больше представителей избранного народа живут подобно инопланетянам, не имеющим Торы? Священная Земля Израиля дана нам, чтобы жить на ней, защищать её и служить на ней Вс-вышнему, и преданность этой неизменной истине приобретает всё больше значение в наш век — в эпоху «следов Машиаха».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»