Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Царь Шломо углубленно исследовал всю Тору, но дойдя до заповеди о красной корове, он понял, что заповеди иррациональны

Говорится в Талмуде [1] : Сказал Всевышний царю Давиду: «Тебе ли построить Мне дом, где Я буду пребывать» [2] . Что делали нечестивцы? Приходили под его окна и кричали: «Давид, когда же будет построен Храм? Когда мы пойдем в дом Б-га?» (то есть, они издевались над царем Давидом, зная, что пока он жив, Храм не будет построен — прим.). Царь Давид же говорил: «Хотя они хотели меня рассердить, я все же радовался их словам», как сказано: «Радовался я, когда говорили мне: “Пойдем в дом Б-га”»[3]. Сказал ему Всевышний: «Когда наполнятся дни твои, и поставлю Я после тебя потомство твое.

он построит дом ради имени Моего»[4]. Говорит Всевышний: Я отсчитаю тебе полные дни, а не части дней. Твоя праведность и справедливость, которую ты делаешь, дороже Мне, чем жертвоприношения, как сказано: «Праведные поступки и правосудие более угодны Б-гу, чем жертва» [5] (то есть, даже один день жизни царя Давида важнее Б-гу, чем тысяча жертв, которые в будущем принесет в Храме его сын царь Шломо [6] — прим.).

Притча.

У одного вельможи был повар, который умел искусно готовить все. Когда он состарился, вельможа стал искать себе в дом врача. Ему удалось найти в дальней стране очень сведущего врача, и договориться с ним, что тот будет жить у него, но с условием, что пока повар жив, врач не приедет. Слуги говорили с нетерпением: «Когда уже умрет этот старик, и его место займет тот мудрец!» Вельможа услышал это и рассердился: «Вы что, думаете, что я велел врачу не приезжать, пока повар жив, потому что у меня дома тесно, и нет места для двоих?! Вы потому ждете не дождетесь, пока старик умрет?! Дело вовсе не в этом! Просто я доверяю этому повару. Все время, пока он готовил еду, она ни разу не причинила мне вреда, и я не страдал от болезней. Поэтому мне не нужен был врач. Но я беспокоюсь о том, что будет, когда повар умрет. Поэтому я нашел врача. Но я бы хотел, чтобы повар жил долго, пока он жив, я уверен, что не заболею. И это лучше, чем болеть и быть вылеченным мудрым врачом».

Смысл этой притчи в том, что нечестивцы, жившие во время царя Давида, полагали, что то, что Храм не строился в его дни, это его недостаток, и он жалеет об этом. Но, на самом деле, в дни царя Давида не было нужды в Храме. Поэтому его слова: «Радовался я, когда говорили мне: “Пойдем в дом Б-га”» были совершенно правильными. Те думали, что оскорбляют его, а на самом деле то, что Храм не строился в его дни, было ему хвалой. И это то, что сказал ему Всевышний: «Когда наполнятся дни твои… и поставлю Я после тебя потомство твое… он построит дом ради Имени Моего.». Понятно, что сын царя Давида не будет таким же цельным, как он. Поэтому дальше сказано: «а когда согрешит, накажу его».[7] — вот тогда будет нужда в Храме (чтобы искупать грехи). Но что касается тебя, Давид, то твоя праведность и справедливость, которую ты делаешь, дороже Мне, чем жертвы!

«И сделал так Аарон»[8].

Сказано[9]: «Это похвала Аарону за то, что выполнил все в точности, без никаких изменений». Чтобы разъяснить это, приведем сначала слова Мидраша[10]: «Сказал я: “наберусь мудрости”, — но она далека от меня»[11]. Сказал царь Шломо: «Я углубленно изучал и исследовал всю Тору, и всему нашел объяснение, пока не дошел до законов о красной корове. Тогда я сказал: “наберусь мудрости”, — но она далека от меня». Знай, что многие мудрецы писали во многих книгах, что не следует пытаться постичь смысл заповедей Б-га, благословен Он. Следует просто следовать Его повелениям с твердой верой, как сказал царь Давид: «Путь веры избрал я, законы Твои предо мной» [12] — то есть, даже те заповеди, которые я способен постичь (мишпатим), я предпочитаю выполнять, потому что верю в Творца (а не потому, что понимаю их логику), также как и те законы (хуким), логика которых скрыта от человеческого разума.

Притча.

Трем больным одной и той же болезнью, врач дал одинаковое лечение. Один человек не стал вникать, что, как и почему. Он просто выполнял все указания врача и вылечился. Второй больной немного понимал в медицине, и пытался сам разобраться во всем, что ему прописали. То, чего он не понимал, он не выполнял, и умер от своей болезни. Третий больной тоже немного разбирался в медицине, но знал, что его врач очень мудрый и опытный. Он решил так: даже если я захочу понять курс лечения, то не пойму все, что знает этот опытный врач. Так лучше я положусь на его мудрость.

Так и здесь. Если человек соблюдает заповеди «Не укради» или «Не грабь» для пользы общества, то он как бы пытается заработать на деньгах Хозяина. Зачем ему это? Он должен соблюдать заповеди потому, что Всевышний так велел, за это он получит от Него награду в будущем мире. Поэтому царь Давид как бы оправдывается: «Глубокому пониманию (Торы и смысла заповедей) Ты научил меня, ведь в заповеди Твои верю я»[13], то есть: я достоин того, чтобы Ты вразумил меня, так как верю, что Ты заповедал заповеди.


[1] Иерусалимский Талмуд, трактат Шкалим глава 2

[2] Шмуэль II 7:5

[3] Теилим 122:1

[4] Шмуэль II 7:12-14

[5] Мишлей 21:3

[6] Шабат 30а

[7] Шмуэль II 7:14

[8] Бемидбар 8:3

[9] Сифри 8

[10] Мидраш Бемидбар Раба, начало недельной главы Хукат

[11] Коэлет 7:23

[12] Теилим 119:30

[13] Теилим 119:66

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»