Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Насо, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И говорил Б-г Моше: “Повели сынам Израиля, чтобы выслали из стана всякого прокаженного, и всякого, кто истекает слизью…”»[1].
Написано в Мидраше[2]: «Отсюда учил рабби Йеуда а-Леви сын рабби Шалома, что проказа может возникнуть у человека по 11 причинам. Одна из них — если человек осквернил имя Б-га. Пример этому Гейхази (слуга пророка Элиша), который побежал за полководцем арамейской армии Нааманом, чтобы взять у него деньги. Элиша освятил имя Творца, когда отказался от денег (Нааман хотел заплатить ему за то, что Элиша указал ему, как излечиться от проказы), а Гейхази побежал за Нааманом и дал ложную клятву. Сказал ему Всевышний: Нечестивец! Ты сказал: “Как жив Б-г, побегу за ним и возьму что-нибудь (меума)”[3]. Ты поклялся Моим именем, чтобы осквернить его! Тогда и Я клянусь: раз ты взял у него что-то (меума), то получишь его увечье (мумо) — ты получишь его проказу» (из стиха видно, что Гехази поклялся Нааману, но предание мудрецов — Нааман потребовал у него клятву, что его послал Элиша и Гехази поклялся именем Б-га — прим.).
На первый взгляд эти слова: «раз ты взял у него что-то (меума), то получишь его увечье (мумо) — ты получишь его проказу» — кажутся непонятными. Какая связь между меума и мумо?
Притча.
Сын увидел у отца красивые вещи, которые принадлежали другим людям. Он стал упрашивать отца дать ему что-нибудь из этих вещей, но когда увидел, что тот не слушает его, поклялся своей жизнью, что отец даст ему что-нибудь, зная, что он не даст ему нарушить клятву. Отец поднял руку и дал ему пощечину, сказав при этом: «Вот тебе от меня что-нибудь, как ты поклялся».
Так же произошло и с Гейхази. Он поклялся именем Б-га, что получит от Наамана что-нибудь. Тогда Всевышний сказал: «Ты хотел от него что — нибудь? Получай его проказу!»
«И каждое приношение, все посвящения сынов Израиля (здесь говорится о бикурим — первых плодах урожая — прим.), которое они принесут коэну, ему будет (то есть у человека есть право решить, какому коэну отдать подарки, предназначенные для коэнов — прим.). А посвящения каждого принадлежат ему. Если человек будет давать подарки (коэну), то будет у него (богатство)»[4].
В Талмуде[5] спрашивается: «Почему раздел о законе сота и раздел о законах передачи подарков, которые евреи обязаны давать коэнам, помещены в Торе рядом?» И отвечает Талмуд: Это было сделано для того, чтобы сказать, что тому, кто не дает коэну положенные ему подарки, придется привести к нему свою жену (для проверки сота — изменила ли она мужу. Сота: во времена Храма, муж, который подозревал жену в измене, приводил ее в Храм, к коэну, который поил ее специальной водой. Ее реакция на воду показывала, изменила ли она мужу. Это было чудо, которое Б-г делал Своему народу, чтобы прояснить отношения между мужем и женой и вернуть мир в семью — прим.), как сказано: «А посвящения каждого принадлежат ему» (то есть останутся у него — прим.), а затем: «Если чья-либо жена ведет себя нескромно»[6]. И более того, поле человека, который не отделяет десятину, в итоге будет давать ему только такое количество урожая, какое составляла бы десятина, которую он должен был отдать коэну.
На первый взгляд, не совсем понятно, почему наказанием за то, что человек не отделял десятину, должно быть то, что ему придется привести жену для проверки сота.
Притча.
Один человек был большим мудрецом и праведником. Случилось так, что он обнищал, и ему пришлось скитаться в поисках хлеба. Всюду, куда он приходил, люди оказывали ему почет, когда узнавали о его мудрости и праведности. Однажды он пришел в селение, где жили простые люди, и на их вопросы ответил, что разбирается в врачевании и может вылечить любую рану и болезнь. Один его знакомый поразился: «Ты знаешь столько премудростей, а рассказал только про одну, да и то не особенно почетную?!» Мудрец ответил: «Если я скажу что-нибудь из того, что знаю, то им это будет чуждо, они ничего не поймут. Поэтому мне показалось умным похвастаться медицинскими знаниями, так как это понятно даже им, ведь и им нужен лекарь».
Смысл этой притчи в том, что коэн обладает многими возвышенными качествами, которые нужны ему для служения Великому Царю, как сказано: «Ведь уста коэна хранят знание, и Тору следует искать в устах его, ведь он ангел Б-га Воинств»[7]. И еще сказано: «Счастлив тот, кого Ты изберешь и приблизишь, будет он обитать во дворах Твоих»[8]. Его задача совершать жертвоприношения, приводить к тому, чтобы с Небес спустилось благо, очищать и освящать каждого человека. Кроме этого, у него было и менее заметное задание, как проверять сота. Мудрецы народа Израиля и каждый человек, обладающий разумом, почитали коэнов, ведь они понимали, что те обладают возвышенными качествами, за то, что благодаря коэну исполнялись их запросы: спускалось с Небес благо, святость и прощение грехов. Но если у человека есть десятина для коэна, а он не отдает, значит, он не понимает его величие и значимость. Для такого человека Всевышний устроил необходимость прийти к коэну с провинившейся женой, и тогда он убедится в его величии и в необходимости его служения в Храме. К этому следует добавить сказанное: «Не будет у коэнов и всех членов колена Леви части в добыче и надела как у (остального) народа Израиля…». И подобное Б-г сказал Аарону: «Не будешь наследовать их землю, и не будет тебе надела среди них. Я (Б-г) твоя участь и твой надел среди сынов Израиля»[9].
[1] Бемидбар 5:1
[2] Мидраш Бемидбар Раба 7:3
[3] Мелахим II 5:20
[4] Бемидбар 5:9-10
[5] Брахот 63а
[6] Бемидбар 5:12
[7] Малахи 2:7
[8] Теилим 65:4
[9] Бемидбар 18:20
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.