Темы: Ненависть, Социальные сети, Политика, Психология, Интернет, СМИ, Зависимости, Батшева Эскин
Пару лет назад руководству Фейсбука был представлен один любопытный отчет, который наглядно показывает, как работают алгоритмы этой платформы. Пользователи соц-сетей, конечно, знают о том, что объявления, рекламные баннеры и статусы, которые они видят в своей ленте, как-то связаны с тем, какие страницы они просматривали в прошлом.
Если бы проблема была только в рекламе, то ее можно было решить путем установки соответствующих фильтров. Но то, чем по сути занимаются соц-сети, идет гораздо дальше: алгоритмы Фейсбука были сознательно разработаны таким образом, чтобы разжигать наши страсти.
Как это работает? Когда пользователь «кликает» на политический пост, в дальнейшем Фейсбук, «поняв», что человека интересует, будет ему предлагать к прочтению следующие материалы для чтения аналогичного содержания — с одним существенным отличием: новый предлагаемый контент будет носить все более экстремальный характер. По словам составителей отчета, это ведет к тому, что люди в своей ленте видят «все больше и больше контента, вызывающего разногласия — в попытке привлечь внимание пользователей и увеличить время, которое они проведут на этом сайте».
Многие и сами замечают: опубликовав на своей странице ролик с классической музыкой, изречение мудреца Торы и пост, скажем, о политической ситуации в Израиле, лайки и комментарии придут во множестве только на «политический» пост. Ошибкой будет считать, что «вот, мол, люди стали бездуховны: ни Тора их не интересует, ни хорошая музыка…». Нет, просто платформы социальных сетей устроены так, что не предлагают читателям те сообщения, которые потенциально не будут вызывать у них бурную реакцию!
Составители отчета использовали материалы двухгодичного исследования и нарисовали картину очень тревожную: пользователями социальных сетей манипулируют, чтобы они становились все более радикальными. Еще в 2017 году Фейсбук сформировал комитет, состоящий из инженеров и исследователей, который должен был оценить, как распространяется в их сети контент, вызывающий разногласия и сеющий рознь.
Итак, алгоритмы Фейсбука были разработаны для максимального «взаимодействия пользователей», поэтому об успехе того или иного пользователя свидетельствуют продолжительность времени, проведенного на сайте, количество публикаций и статей, которыми он поделился, а также количество «лайков» и других реакций. Наиболее эффективным способом стать успешным, по мнению экспертов Фейсбука, — это подпитывать пользователей все более экстремальным контентом.
Этот отчет тогда был просто положен на полку и только недавно был опубликован газетой «Уолл Стрит Джорнал». Можно понять, почему эксперты Фейсбука решили не предпринимать никаких действий по результатам отчета: ведь изменение алгоритмов ослабило бы привыкание пользователей к сайту, что было совершенно невыгодно, с коммерческой точки зрения.
И вот сейчас выясняется, что в течение многих лет миллиарды людей, которые регулярно используют Facebook, были невольными субъектами в эксперименте массовой радикализации. Нашими эмоциями манипулировали, наши антипатии и ненависть усиливали, и нас, оказывается, держали на специальной диете, потихоньку увеличивая в ней долю тех веществ, которые вызывают возмущение.
Результат мы видим всюду вокруг. Мир сходит с ума. Разделение и ненависть пронизывают практически все слои современного общества. На глазах сбываются целые главы антиутопии «1984» Оруэлла, только истинными правителями у нас становятся не главы государств, а руководители соц-сетей, и движет ими не какая-то политическая идея, а самая простая жажда наживы.
Восемь лет назад, в 2012 году, исследователи из Университета Эмори в Атланте опросили американских избирателей и обнаружили, что менее половины испытывали глубокий гнев по отношению к кандидатам или избирателям от другой партии. К 2016 году ситуация изменилась, и почти 70% американцев сообщили о том, что испытывают глубокий гнев в отношении тех, кто поддерживает кандидатов от противоположной политической партии. Похожую тенденцию мы видели во время предвыборной кампании в Израиле и видим сейчас — в преддверии голосования по поправкам в Конституцию в России. Избиратели голосуют не потому, что они всецело поддерживают ту или иную идею, а потому что они люто ненавидят кого-то!
Исследователи Стэндфордского университета в 2018 году сделали такой вывод: «Мы находим, что с активизацией враждебности по отношению к противоположной стороне, гнев стал выступать в качестве главного мотиватора в политической жизни. Сегодня политическое поведение формируется на основе ненависти к своим политическим оппонентам, а не на основе поддержки любимых кандидатов».
Профессор Джоэль Финкельштейн из Принстона, который изучает экстремизм в Интернете, утверждает, что интернет-ненависть является заразной болезнью. Он нашел поразительное сходство между некоторыми популярными американскими сайтами и радикальными исламистскими форумами. В обоих случаях пользователи, которых фактически заставляют читать сеющие рознь тексты, начинают склоняться к радикализму.
К похожим выводам приходят и российские исследователи. В исследовании, проведенном в 2016-м году Краснодарским университетом МВД, указывается, что эффект «психологического заражения» за короткое время охватывает значительное количество пользователей сети. Также исследование выявило, что чем больше времени пользователи проводят в соц-сетях, тем выше их шанс обнаружить там материалы экстремистского характера. Чем чаще пользователи сталкиваются с экстремистскими материалами, тем чаще они встречают виртуальные объединения людей, разделяющих идеологию экстремизма.
В среднем, 52,8% пользователей рунета указали, что наиболее интенсивно экстремистские проявления выражены в сети ВКонтакте. С попытками склонения, вовлечения, вербовки людей в соц-сетях для участия в реальных террористических или экстремистских организациях сталкивалось 27,7% пользователей!
Экстремистский контент отравляет и нынешнюю атмосферу протестов и беспорядков, вызванных убийством Джорджа Флойда. В Твиттере и Фейсбуке, как пишет «Нью-Йорк Таймс», циркулируют сотни сообщений, где информация представлена в такой искаженной или плоской форме, что ее практически невозможно обнаружить за потоками ненависти и теориями заговора.
Количество сообщений в социальных сетях о Джордже Флойде резко возросло через несколько дней после его смерти. Почти девять миллионов постов упомянули его в тот день, и мы сами могли видеть, что многие из этих постов были подстрекательскими.
Сейчас, как никогда раньше, мы ощущаем метафорический смысл слова «сеть» и понимаем, что призванная объединять и связывать людей Всемирная Сеть, наоборот, заманивает — с тем, чтобы разъединить. Сам стиль общения в социальных сетях предполагает демонизацию предполагаемых противников! Противостоять соблазну соц-сетей, которые становятся с годами все более радикальными, очень сложно. И все же каждый из нас может предпринять несколько конкретных шагов, направленных на ослабление гнева, взаимных обвинений и ненависти.
Вместо того, чтобы слепо принимать на веру все сообщения, найдите время, чтобы посмотреть, откуда они пришли. Является ли их источник авторитетным? Можете ли вы проверить приведенные там данные в других источниках? В период корона-паники, например, в интернете циркулировали посты, написанные якобы медицинскими экспертами, медсестрами или врачами, работающих в крупных больницах. При проверке этой информации нередко оказывалось, что не только данные в постах были неточны или откровенно лживы — но зачастую и медиков с такими именами просто не существовало!
Почему-то многим из нас кажется, что мы знаем наперед, что нам собирается сказать собеседник. В соц-сетях не принято слушать — там принято кричать. Однако, чтобы по-настоящему учиться и расти, мы должны учиться слушать других людей и стремиться понять их точку зрения.
Любые наши слова оказывают влияние на мир — в том числе, и напечатанные нами комментарии к фейсбук-статусам. Ни для кого не секрет, что в соц-сетях вовсю используются оскорбительные слова и фразы, а некоторые проклятия вообще стали «общим местом», и ими принято просто обозначать своё недовольство оказанной услугой или высказанным кем-то мнением.
Примите решение внимательно относиться к тому, что вы пишете, задумайтесь о смысле тех слов, которые вы запускаете в мировое пространство, и о той энергии, которые они в себе несут.
И главное: если вам кажется, что вы многовато проводите времени в интернете, — то вам не кажется! Вы попались на крючок, и чем скорее вы признаетесь себе в этом, тем легче вам будет освободиться от отравляющего влияния, которое на вас оказывает интернет. В последние годы проводится большое количество исследований, которые указывают на прямую связь между использованием соц-сетей и психическими проблемами.
Так, одно обширное американское исследование показало, что три четверти всего количества опрошенных, страдающих депрессией, проводили в соц-сетях по нескольку часов в день.
Другое исследование показало, что молодые люди, которые «сидят» в соц-сетях больше двух часов в день, гораздо более склонны оценивать свое психическое здоровье как «плохое», чем те, которые использовали социальные медиа лишь изредка или вообще не использовали.
Взаимодействие с людьми в реальном мире намного лучше утоляет жажду общения — а кроме того, защищает нас от просмотра экстремального контента в Интернете. Попробуйте отключить социальные медиа. Для начала можно рассмотреть вопрос о «недельной детоксикации».
Шабат, несомненно, дает передышку от социальных сетей и другой электроники, и можно сказать, что каждый соблюдающий субботу имеет некоторое преимущество в отношении «попадания в сети». Но если все остальные шесть дней он беспрерывно блуждает по паутине — он тоже рискует своим психическим здоровьем.
Хотим ли мы становиться такими, как это выгодно кому-то? И имеем ли мы на это право? Созданные по «образу Вс-вышнего», обладающие разумом и свободой выбора, мы заслуживаем лучшей доли, чем быть пешками в чужих играх. Прежде чем кликнуть на громкое название или втянуться в очередную дискуссию, потому что «в интернете снова кто-то не прав», — остановимся и подумаем…
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Переводчик Виктория Ходосевич
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.
Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»