Темы: Материя, Сотворение мира, Тора и наука, Музыка, Песнь, Батшева Эскин
Мистический труд царя Шломо, известный как Перек Шира, (на русский это название можно перевести как раздел или глава песни), который, на первый взгляд, представляет собой лишь сборник цитат из Торы, по сути является квинтэссенцией разнообразных качеств, присущих животным, растениям и даже космическим объектам, причем для выражения этих качеств избран такой жанр, как песня.
Когда кто-то, далекий от религии, читает в Талмуде, что человек своими молитвами побуждает Вселенную воспеть песнь Создателю, он воспринимает это как красивую метафору, не правда ли? Евреи же верят, что чтением «Перек Шира» мы воздействуем на ангелов, давая им силу петь эти песни: «ангелы-служители не говорят песнь наверху, пока не скажут ее сыны Израиля внизу».
Но теперь и ученые знают о том, что Вселенная действительно поёт. Иногда эту музыку можно услышать ухом, иногда для этого требуются специальные приборы, а бывает, что музыка зашифрована в незвуковом формате.
Начнем издалека. В одном старом фильме М. Антониони фотограф случайно сфотографировал убийство, но не догадывался об этом, пока не проявил, не увеличил и не отпечатал снимок. Заметив на снимке что-то подозрительное, он увеличивает его, чтобы получить документальное доказательство преступления. Еще увеличивает. И еще — то тех пор, пока его натренированный глаз не видит на фото вооруженного преступника, скрывающегося за деревом.
Для обычного человека, не фотографа, увеличенная фотография выглядит как бессистемная группа точек, как на абстрактных картинах. Когда мы увеличиваем фотографию во множество раз, мы добираемся до материала самой фотопленки и до тех палочек, точек и черточек, которыми она испещрена — то есть до так называемого «шума».
Всем известно, что если включить плейер или звукоусилитель и сделать звук по-громче, а музыку не включить, мы услышим шум. Шум — понятие субъективное. Что для одного человека — шум, для другого — музыка, а вернее — пение электронов. Любой транзистор или резистор будет петь, если подключить его к источнику энергии.
Голос Вселенной научились записывать в 1964-м году. Сейчас, с помощью электронно-вычислительной техники, мы можем и услышать эту «музыку», а тогда ученые лаборатории Белла Арно Пензиас и Роберт Вудроу Вильсон, которые вообще-то испытывали супермощный радиотелескоп, а вовсе не собирались слушать песни космоса, были в растерянности: им очень мешал тот фоновый шум, который издавал телескоп.
Ученые принялись искать источник помех: и в самом телескопе, и в антеннах больших городов, которые, возможно, их создавали. Проверили даже, не виноваты ли летающие вокруг птицы. Нет, все было исправно, и птицы оказались ни при чем, и никаких помех не было.
А было вот что: то, что услышали ученые, — это шум, который сопутствовал первым моментам Творения Вселенной, а если говорить научным языком, то речь идет о реликтовом излучении или, как его еще называют — о космическом сверхвысокочастотном фоновом излучении, которое равномерно заполняло Вселенную тогда, В начале, Берешит, во время процесса, который ученые называют Большим Взрывом, а изучающие Священное Писание — Сотворением Мира.
Откуда взялась у ученых эта уверенность, которая привела их к получению Нобелевской премии? Дело в том, что звуки, как известно, это — распространяющиеся колебания частиц воздуха, жидкости или твердых тел, а космос — это большей частью вакуум, пустота, в которой нечему создавать колебания, нечему звучать, неоткуда взяться музыке. Так что услышанные ими звуки могли относиться только к тому периоду, когда вакуума не было, и «Дух Б-жий витал над водами».
Изначальная Вселенная, по мнению ученых, была заполнена газом, в котором могли распространяться звуковые волны.
«Реликтовое излучение, которое мы видим, может содержать какие-то неоднородности, они действительно обнаруживаются, правда, очень-очень слабые, на пределе чувствительности. Но по этим неоднородностям можно попытаться восстановить картину изначальной Вселенной и попытаться определить, какие звуки этой Вселенной ранее могли бы существовать», — утверждает ведущий научный сотрудник Физического института имени Лебедева Сергей Богачев.
По мере того, как Вселенная расширялась, менялись и звуковые волны, то есть в разное время она звучала по-разному. В излучении звезд тоже были обнаружены звуковые сигналы, которые можно назвать звуками звезд. И здесь ученые невольно становятся поэтами.
Британский профессор Роберт фон Фай-Шибенбергер сравнил Солнце с огромным органом, а протуберанцы — с его трубами, издающими и усиливающими звуки. Их волны распространяются со скоростью десятков километров в секунду, а длительность каждой ноты составляет 60 минут.
Комету Чурюмова — Герасименко прозвали гигантским синтезатором. С помощью современных приборов, установленных на исследовательский зонд, специалисты смогли осуществить запись ее песни, которая, возможно, создается магнитным полем, но физику этого явления ученые пока не могут объяснить, а вот песню смогли преобразовать в такие частоты, чтобы человеческое ухо смогло ее услышать.
Слух человека ограничен: мы воспринимаем звуки с частотами от 16 до 20 000 Гц, а все остальные акустические сигналы для нас недоступны. В космосе немало акустических сигналов за пределами наших возможностей. Один из самых известных среди них издает сверхмассивная черная дыра в скоплении галактик Персея — это невероятно низкий звук, который соответствует акустическим колебаниям с периодом в десять миллионов лет (а человеческое ухо способно уловить акустические волны с периодом, не превышающим 0,05 секунды).
Но музыка — это нечто большее, чем звук. Музыка — это гармония, и иногда гармония, незаметная глазу, оказывается очевидной, будучи переведенной в ноты.
Профессор, доктор психологических наук, кандидат математических наук, Владимир Лефевр из Калифорнийского университета, занимаясь изучением космического объекта SS433, состоящего из двух звезд: гигантской и необычно маленькой — неожиданно открыл музыку во взаимодействии этих двух звезд.
Спектральный анализ объекта, переложенный на ноты, выявил повторяющуюся с определенной периодичностью мелодию из 9 нот: до-ми-фа-соль-соль-ля-си-до-ре. Вероятность случайного совпадения оказалась ничтожной, и ученые были вынуждены согласиться, что это мелодия, за которой не может не стоять некий разум.
Ученые NASA, используя данные, собранные из отдаленных частей Млечного Пути космической обсерваторией Chandra и космическими телескопами Hubble и Spitzer, которые могут регистрировать различные области светового спектра, перевели рентгеновские и инфракрасные данные в аудиоформат. Получившуюся в результате музыку каждый желающий может найти в интернете и послушать. Понижение и повышение тона и громкость звучания в этой музыке зависят от положения космических тел и их яркости — и звезды, находящиеся в десятках тысяч световых лет от нас, поют нам свою песню.
После песен камней, уже песни растений не кажутся чудом. Еще рабби Нахман из Бреслава знал, что «у каждой травинки есть своя песня». Сейчас к этому открытию пришли и ученые. Научный сотрудник Эссекского университета (Великобритания) Линда Лонг, получив грант на изучение молекулярной структуры белков растений, обнаружила, что их можно озвучить.
С помощью математика Джереми Лича ей удалось разработать программу преобразования белкового кода в звуки. Оказалось, что подобные преобразования дают не просто наборы разрозненных музыкальных аккордов, но и являются вполне самостоятельными мелодиями. Песни петрушки и клевера, горчицы и лаконоса — уже озвучены, и действительно — у каждой травинки оказалась своя песня, не похожая на другие.
***
Любой предмет, который мы приблизим и увеличим для пристального изучения, полон песни. Каждый камень, и каждая птица, каждый электрон и каждая звезда, каждая молекула ДНК и каждое дерево, выполняя волю своего Создателя, — поют.
Раньше мы, люди, слышали только свои собственные песни, а песни скорпионов, звезд, ветров, молний, росы, инжира — слышал один только царь Шломо, составивший «Перек Шира». Теперь, когда мы можем сами убедиться, что Вселенная поёт, у нас есть возможность увидеть в произведении мудрейшего из людей не только поэзию, мистику и этику, но и истину.
Ведь тот, кто умеет увидеть и услышать гармонию того мира, где мы живем, неизбежно задастся вопросом: «Кто же здесь всё так прекрасно задумал и исполнил, каждому своему созданию — от галактики до микроба — дал своё предназначение и свою роль?». Но чтобы постичь всю глубину отношений между Создателем и созданиями, нужно либо обладать мудростью царя Шломо — либо прийти путем научных изысканий к истине о том, что каждое создание чувствует свою связь с Творцом — и поёт Ему свою уникальную песню.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»