Темы: Археология, Тора и наука, Балак, Билам, Моав
Археология — наука относительно молодая, ей всего-то около двух веков, их которых первое столетие она провела в младенческом лепете. Но за последнюю сотню лет она окрепла, расширила исследуемые территории и стала одним из лучших противников атеистов, которые, начиная с эпохи Просвещения, начали внушать миру, что написанному в Торе можно верить не больше, чем «Легендам и мифам Древней Греции».
С тех пор археологи успели сделать потрясающие находки, подтверждающие истинность Торы: жертвенник Йеошуа на горе Эйваль; Гильгаль неподалеку от Йерихона, где была одна из стоянок сынов Яакова в годы скитаний по пустыне; упавшие стены Йерихона и дом Рахав; временный Храм в Шило… Все эти значительные раскопки были произведены в Земле Израиля, и каждый желающий может поехать в любое из этих мест и увидеть там объемные иллюстрации к Танаху.
Иордания же в наше время не очень рекомендуется для посещения туристами, в особенности, не-мусульманами, а жаль. Ведь там, в скромном археологическом музее Аммана, хранится удивительный артефакт, известный под названием «Надпись из Тель Дейр Алла», где фигурирует не кто иной, как нееврейский пророк Билъам — одна из наиболее загадочных библейских фигур.
Как мы помним из Торы, когда евреи расположились станом на равнинах Моава по пути к Земле Обетованной, моавский царь Балак, опасаясь нападения израильтян, призвал Билъама прийти и проклясть сынов Израилевых. Прибыв к равнинам Моава, Билъам не проклял еврейский народ, а даровал им благословения. Входя в синагогу, евреи по всему миру цитируют именно Билъама: «Как прекрасны шатры твои, Яаков…»
Талмуд говорит нам, что ранее Билъам был советником фараона — того самого, который порабощал евреев и который стремился уничтожить всех еврейских младенцев мужского пола. По сути, план по уничтожению израильтян был задуман самим Билъамом. В третьем веке до н.э. греко-египетский историк Мането также упоминает, что именно пророк-советник фараона инициировал порабощение еврейского народа.
Билъам был поистине знаменитой фигурой своего времени — и видимо, странствующим пророком, потому что Мидраш показывает нам его то в Араме (территория современной Сирии), то на Эгейских островах, то в Куше (территория современной Эфиопии).
Танах на своих страницах называет сотни тысяч людей. На данный момент археологи выявили только около пятидесяти древних (то есть не позже эпохи Пророков) упоминаний библейских имен в документах, обнаруженных в земле Израиля и ее окрестностях. В основном, это имена царей (например, Ахав или Хизкияу), должностных лиц (например, Гемария сын Шафана). Есть и неевреи — такие как арамейский царь Хазаэль или моавский царь Меша. И совершенно обособленно в этом ряду стоит фигура Билъама.
Билъам был внуком Лавана-арамейца, как нам раскрывает Раши в комментариях на трактат Санхедрин. Как известно, наш праотец Яаков жил в Араме и женился там на дочерях Лавана — Лее и Рахель. Когда Яаков с семейством покинул Арам и двинулся в Кнаан, он остановился на некоторое время в земле Моав в поселении, которое позже было названо Суккотом (другой город с таким же названием находился в Египте).
Туда, в современную Иорданию, к библейскому Суккоту, что в Иорданской долине, к холму под названием Тель Дейр Алла, в марте 1967-го года прибыла группа археологов под руководством профессора Хенка Франкена из Лейденского университета.
Археологи работали в этом месте уже пятый сезон и ранее уже обнаружили на холме значительные остатки большого города, основанного около 1500 г. до н.э. и имевшего свои святилища, рынок, административные здания. Никаких сюрпризов не ожидалось: стены, ступени, штукатурка… Однажды вечером, когда рабочие убирали ненужные обломки по окончании рабочего дня, кто-то из них вдруг заметил, что на одном из валяющихся на полу кусков штукатурки есть что-то похожее на надпись.
Погода в это время года была капризной. В один день шел проливной дождь, на следующий день воздух наполнился сухим ветром. Ни один из этих дней не был хорош для хрупких кусочков штукатурки. Археологи прекратили раскопки, которые по плану должны были продолжаться еще две недели, и спешно возвели над участком палатку, чтобы прикрыть драгоценную находку и спасти ее от уничтожения.
Сообщение об открытии распространилось по всему археологическому сообществу. Для изучения фрагментов штукатурки прибыли ученые из США, Иордании, Франции, Германии и Голландии. На одном из фрагментов штукатурки отчетливо были видны слова: «Пророк Билъам сын Беора».
Специалистам потребовалось около десяти лет, чтобы собрать из 119 фрагментов согласованный текст. Среди ученых до сих пор нет единого мнения, как следует переводить и интерпретировать его. Некоторые слова так и не удалось расшифровать, а смысл иных слишком метафоричен и неоднозначен. Первые строки сохранились лучше всего:
Речь Билъама сына Беора, пророка, человека богов. Вот, боги пришли к нему ночью, и говорили с ним такими словами, и они сказали Билъаму сыну Беора так: «Вот явилось последнее пламя, огонь наказания явился!»
И встал Билъам на следующий день… и не мог есть, и плакал сильно. И его люди подошли к нему и сказали Билъаму сыну Беора: «Почему ты постишься и почему ты плачешь?»
И он сказал им: «Садитесь! Я скажу вам, что сделали Шаддайин… Придите и увидите дела богов. Боги собрались вместе, и Шаддайин заняли свои места в собрании, и сказали…: “Зашей, закрой накрепко небо своей тучей! Пусть тьма будет там, а не свет, мрак, а не сияние; для вас вызовет ужас облачной тьмой, и не будете шуметь никогда …”»
Хорошо сохранился еще один фрагмент, который мог бы быть комментарием к 23-й главе книги «Бемидбар», где рассказывается о том, как слова проклятия, запланированные Билъамом, превратились в благословения:
Твой поиск далек от тебя. Знать, как доставить оракула своему народу. Ты был осужден за свою речь, и запрещено произносить слова проклятия.
Для того, чтобы датировать надпись, фрагменты были подвергнуты радиоуглеродному анализу. Результаты показали, что надписи относятся к IX веку до н.э. (плюс-минус 70 лет), с вероятностью точности 66%. Вероятность всего 66% не очень их обнадежила, и они произвели палеографический анализ, основанный на форме букв, который подтвердил эту датировку.
Однако в последнее время ученые склоняются к тому, что, скорее всего, надпись относится к VII веку до н.э., так как по многим признакам она очень похожа на некоторые надписи этого периода, относящиеся к аммонитянам. Тогда получается, что память о Билъаме-провидце была жива через столетия после его смерти — а точнее, примерно через 500 лет. Вполне вероятно, что его пророчества были записаны и передавались из поколения в поколение — как эпос Гомера, например.
Есть ряд других важных факторов надписи Тель-Дейр Алла, которые совпадают с текстами Письменной Торы и мидрашей. Странствующий пророк Билъам пророчествовал в Моаве — и надпись Тель-Дейр-Алла была найдена на территории Моава.
Билъам был родом из Арама — и надпись выполнена на языке, содержащем как элементы древнеарамейского, так и моавитского языков. Например, слово «сын» (Билъам, сын Беора) в моавитском языке было бы написано, как и на иврите, буквами «б» и «н», но в этом тексте написано «б» и «р», как в арамейском языке.
Еще одно подтверждение ученые видят в том Имени Б-га, которое упоминается в документе. Б-г Израиля, как мы знаем, имеет много имен. Непроизносимое Имя Вс-вышнего тетраграмматон встречается в Торе более 1500 раз. Имя Эло-им — более 200 раз. Одним из редко используемых имен является Ш-ддай — только 10 раз, по большей части, — в книге Берешит, в связи с Праотцами. В книге Бемидбар имя Ш-ддай появляется только дважды, оба раза в связи с пророчеством Билъама. В надписи Тель-Дейр-Алла имя Ш-ддай также появляется дважды, во множественном числе — Шаддаин, — которое язычнику Билъаму, верящему во множество богов, естественно, ближе.
Понятно, что надпись Тель-Дейр-Алла предсказывает гибель моавитян. В книге Бемидбар (24:17) Билъам говорит: «Вижу его, но не теперь, на него взираю, но не близко: взошла звезда от Йаакова, и поднялся скипетр от Исраэля; и сокрушит он пределы Моава и разгромит всех сынов Шета».
Та стена, на которой были обнаружены эти поразительные надписи в Тель-Дейр-Алле, была частью здания, разрушенного землетрясением. Как археолог может сказать, было ли здание разрушено войной или землетрясением? Есть несколько явных признаков.
Вторгшаяся в город армия сносит стены домов во всех направлениях, бессистемно, разбивая их по частям. А камни стены, разрушенной землетрясением, как правило, падают в одном направлении — и целиком, так что взглядам археологов открываются целые стены, но не вертикально стоящие, а лежащие горизонтально.
Кроме того, вторгшаяся армия обычно не стремится сравнять с землей каждую стену — одного серьезного повреждения в нескольких зданиях бывает достаточно, чтобы завоевать город. Сильное же землетрясение часто хоронит весь город.
Если дата около 600-650 г. до н.э. верна для обрушения той стены с надписью в Тель-Дейр-Алле, то землетрясение, виновное в этом событии, было, по сути, зафиксировано дважды в Танахе:
1) Книга Амоса начинается со слов: «Слова Амоса, что был (одним) из скотоводов в Текоа, (о том), что было ему в видении об Йисраэйле во дни Уззийа, царя Йеудейского, и во дни Йаровама, сына Йоаша, царя Йисраэйльского, за два года до землетрясения» (1:1).
2) В книге Захарии Пророк говорит: «И побежите вы в Гэй Арай (горную долину), ибо достигнет горная долина Ацала; и побежите, как бежали вы от землетрясения в дни Уззии, царя Йеуды…» (14:5).
Согласно библейской хронологии, Уззия царствовал с 645 г. до н.э. по 593 г. до н.э., а Йаровоам — с 647 г. до н.э. по 607 г. до н.э. Землетрясение произошло, когда и Уззия, и Йеровоам были царями, то есть где-то между 645 и 607 годами до н.э. Как раз примерно эти даты и показал последний палеографический анализ надписи Дейр Алла. Причем нижняя часть надписи стерта так, как стирает только время, что означает, что надпись была нанесена на стену не накануне землетрясения, а гораздо раньше.
* * *
Прошли те времена, когда серьезные ученые декларировали: «Библия — не исторический документ». В последнее время в Израиле ведутся интенсивные археологические раскопки, результатами которых оказываются все новые и новые доказательства правдивости Торы. По понятным причинам, Сирия, Иордания, Палестина, Египет — вовсе не заинтересованы в подобных находках. И даже несмотря на это, что-то «случайно» удается раскопать — как это произошло с обнаружением удивительной надписи на стене Тель Дейр Алла со словами пророчества Билъама сына Беора, которая однозначно подтверждает истинность Торы и Танаха.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»