Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Киргизия, США, ЮАР, Израиль – всюду, куда забрасывает евреев судьба, при самых невообразимых обстоятельствах и несмотря на самые объективные препятствия, мужчины и женщины находят друг друга, играются свадьбы, объединяются половинки душ…

Выгодная сделка

Окончилась война, можно было наконец оставить холодный Барнаул и вернуться. А куда возвращаться-то, если дом в Николаеве уже давно заняли — соседи писали… И скитаться с женой и пятью детьми — тоже не дело. А вот в Киргизии, говорят, масла много, и сыра, и фруктов — там не пропадешь. Так они приехали в село Беловодское.

Сначала им казалось, что они единственные евреи в городе, — но нет, на рынке повстречали единоверцев, и как-то легче стало: почти община, можно сказать.

Если кто хотел в Беловодском прожить, то ездили закупаться во Фрунзе, а потом торговали тем, что удалось там приобрести, на местном рынке: одеждой, обувью, мылом. Так и старшие — Хана и Довид — стали во Фрунзе за 40 километров ездить и на рынке стоять.

Однажды к Хане на рынке подошла женщина:

— Сережки золотые с бриллиантами. Интересует?

Хана подумала, что глупо было упустить возможность заработать немного денег, но в бриллиантах она ничего не понимала и не знала, за какую цену их надо купить. Она подошла посоветоваться к знакомому молодому еврею, Марику, из «старожилов»-эвакуированных.

Тот сказал, что немного разбирается в камнях и готов помочь ей заключить эту сделку — но только если барыш будет пополам. Хана согласилась, купили они серьги у женщины и стали искать подходящего покупателя. Но не только подходящего покупателя для бриллиантов не было — а и вообще никакого покупателя. Какие драгоценности? Сорок пятый год на дворе — выжить бы!

Что же делать? Обратились к отцу Ханы — к нему, как к знающему еврейский закон человеку, часто приходили с вопросами, ведь настоящего рава в Беловодске не было. Он осмотрел серьги и увидел, что в одной из них был чистейший бриллиант, а в другой — мутноватый. Одна сережка стоила гораздо дороже другой, так что просто разделить пару между Ханой и Марком невозможно.

Отец посмотрел на Хану — и на высокого симпатичного молодого человека. Он знал, что тот учился в хорошей ешиве, и часто думал, что хотел бы такого мужа для одной из своих дочерей. Вспомнился ему Мидраш, где рассказывалось о том, что один человек купил поле, обнаружил на нем клад и поспешил вернуть его прежнему владельцу поля.

— Это не мое, — сказал покупатель. Я только купил поле.

— И не мое тоже, — сказал продавец. — Я не знаю ни про какой клад.

Они обратились к царю за советом, а тот предложил сыну одного жениться на дочери другой и принять сокровище в качестве приданого.

Отец еще раз посмотрел на двух молодых людей, стоящих перед ним, и сказал:

— Почему бы вам не пожениться? Тогда серьги будут принадлежать вам обоим!

25 мая 1945 года в Беловодске сыграли первую послевоенную свадьбу. А тот бриллиант, что лучше блестел, был заново оправлен и помещен в кольцо, преподнесенное невесте в знак обручения — и в память о том случае, который соединил их навсегда.

По законам гостеприимства

В сентябре 2017 года грозные тучи урагана Ирма вынудили многие семьи Флориды покинуть свои дома и искать убежища. Еврейская община Атланты тут же начала организацию жилья и питания для сотен семей, которым некуда было идти.

В семье Хорвас начали припоминать, нет ли у них знакомых во Флориде, которые нуждаются в помощи — и, вспомнив, позвонили Гитель Винкельберг и пригласили ее и ее семью пожить у них, пока не минует опасность. Гитель согласилась быстро. Они уже были в дороге и пытались пробраться на север страны, к родственникам, но застряли в бесконечной пробке.

Время шло, на заправках кончился бензин, и они поняли, что до шабата дальше Джорджии они не продвинутся, поэтому c благодарностью приняли приглашение Хорвасов.

Когда Хорвасы сообщили детям, что скоро должны приехать гости, их дочь Адина нахмурилась. Гитель Винкельберг была шадханит, и за год знакомства не предложила Адине ни одного шидуха. Адине было как-то неловко жить под одной крышей со свахой! Но гостеприимство было выше всех этих мелких соображений, конечно, и Адина принялась готовить комнаты для гостей.

Уже на второй день, познакомившись поближе и обнаружив множество общих интересов, Хорвасы и Винкельберги почувствовали, что становятся хорошими друзьями. Через неделю, перед отъездом во Флориду, Гитель Винкельберг заверила Адину и ее мать, что она полна решимости найти шидух для Адины — из благодарности за все, что сделали для ее семьи Хорвасы.

У Гитель уже была идея. Чем лучше она узнавала Адину, тем больше она думала об одном молодом человеке, который мог просто идеально ей подойти. И действительно, жизнь показала, что Лоззи Касман, студент ешивы, где преподавал отец Гитель, — оказался прекрасным мужем для Адины.

Семья Хорвас стремилась открыть свои сердца и свой дом для тех, кто оказался в беде. Они не знали тогда, что одновременно открывают и двери в другой дом — тот еврейский дом, который построит Адина вместе с Лоззи, и где они продолжат традиции гостеприимства, милосердия и добра.

«Хорошо, что шадханов нет на свадьбе!»

Южноафриканский Йоханесбург — не самое безопасное место на земле. А если ты приехал из Иерусалима и учишься там в ешиве, то первое время тебе просто кажется, что попал на другую планету: туда не ходи, сюда не ходи, и вообще пешком не ходи; не расслабляйся, не теряй бдительности, всюду подстерегает опасность.

Хаим по вечерам немного подрабатывал, и для этого ездил в лобби гостиницы, чтобы там посидеть в тишине и поработать за компьютером. «Только на такси!» — было сказано ему.

Хаим всегда заказывал машину в определенной фирме — через приложение на телефоне. Однажды вечером, когда пришло время возвращаться в ешиву, это приложение вышло из строя. Он был один, безоружный, с дорогим компьютером и телефоном. Но все же это был центр Гленхазела, главного еврейского района Йоханнесбурга, и на улицах была охрана…

Хаим решил рискнуть — и пошел пешком. Вернувшись благополучно в ешиву и рассказав о своем ночном (десятиминутном!) путешествии друзьям, он услышал обнадеживающие заверения, что в последнее время все изменилось, улицы в районе патрулируются, и можно спокойно ходить по ночам пешком, не опасаясь нападений.

Так что Хаим решил больше не тратить денег на такси и впредь ходить пешком. Но, видимо, это была не лучшая идея: ежевечерне в одно и то же время ходить по тому же маршруту с дорогим ноутбуком в руках — да к тому же в одиночестве.

Однажды друг Хаима попросил его заменить в хавруте — и поучиться вместо него пару часов с одним местным пареньком, Беном, ему было лет 15. Бен жил рядом с отелем, где работал Хаим, поэтому, закончив учебу, они пошли вдвоем по пустынным темным улицам. Время шло к 10 часам ночи.

Мимо медленно проехала какая-то машина, и обогнав их, повернула направо. Через минуту все повторилось. Та же самая машина? Не может быть! Когда автомобиль проехал мимо них в третий раз, было очевидно, что сейчас что-то произойдет. Тем более, что фары у него были выключены.

До угла улицы, где обычно стоял охранник, Хаим и Бен дойти не успели. Один человек выскочил из машины, размахивая пистолетом. Еще двое появились с заднего сиденья. Водитель остался за рулем.

— Ноутбук, ноутбук! — Отрывисто выкрикнул один из бандитов.

Двое вырвали у Хаима из рук компьютер.

— Телефон, телефон!

Бен сразу бросил свой телефон на землю, а Хаим заколебался — не отдать ли им более дешевый телефон, сохранив смартфон… Но прежде чем он принял какое-то решение, руки преступников уже шарили по его карманам, вытаскивали оба телефона.

— Лежать! Буду стрелять!

Пока Бен и Хаим лежали на земле, бандиты запрыгнули в машину и уехали. Хаим поднял голову: у машины не было номеров.

Немного придя в себя, Хаим и Бен остановили проезжающего мимо еврея, вызвали полицию, дали показания — и вновь оказались одни на пустой улице. В гостиницу без компьютера не имело смысла идти, и в ешиву одному возвращаться по темным улицам тоже не очень хотелось. Бен предложил пойти к нему домой.

Мать Бена взяла Хаима под свою опеку, и те несколько месяцев, которые Хаим оставался в Йоханнесбургской ешиве, он регулярно получал от нее приглашения на ужин, и на шабат, и просто так.

Летом Хаим нашел работу помощника рава в Кейптауне и уехал, горячо поблагодарив Бена и его мать и попрощавшись, как он думал, — навсегда. Но через пару недель после отъезда ему позвонила шадханит, чтобы предложить ему шидух. Речь шла о старшей сестре Бена — Нааме!

Выступая на их свадьбе, рав говорил о том, какими неисповедимыми путями соединяются пары для того, чтобы прийти к хупе, и о том, как мы должны быть благодарны тем людям, с помощью которых жених и невеста узнали друг друга. А потом добавил: «И всё же хорошо, что тех шадханов, которые познакомили Хаима и Нааму, нет на этой свадьбе!»

Путями милосердия

Когда 93-летний дедушка Бины Коэн переехал в Эрец Исраэль прошлой осенью, никто не подозревал, как будет выглядеть мир пять месяцев спустя.

Дедушку устроили в очень хороший дом престарелых, и он очень радовался, что теперь будет жить неподалеку от детей, внуков и правнуков, и они будут его каждый день навещать. Но вот наступил март, и дома престарелых Израиля приняли тяжелое решение — закрыть свои двери для всех посетителей, в том числе, и для близких родственников.

Может быть, переезд в другую страну так повлиял, а может, просто пришло время — но дедушка стал терять слух и память с катастрофической быстротой. Каждое утро повторялся один и тот же телефонный разговор. Дедушка спрашивал, почему никто к нему не приходит, а ему в несчетный раз кричали, надрываясь, в трубку про пандемию, вирус, запрет посещений и категории риска. Ситуация была мучительной для всех.

Бине Коэн было 22 года. Она училась, искала спутника жизни, у нее были хобби, подруги — скучать не приходилось. Но бедственное положение ее одинокого дедушки не давало ей покоя, и она приняла решение. Бина сдала тест на COVID и, получив отрицательный результат, самоизолировалась в своей комнате на две недели.

Родители протестовали:

— Мы не знаем, как долго это продлится, Бина!

— Как же учеба? Что будет с шидухами?

Все эти вопросы Бину тоже волновали, но одиночество деда волновало ее больше. После двух недель изоляции она вышла из своей комнаты и направилась прямиком в дом престарелых, чтобы быть там с дедушкой, говорить с ним, слушать его, заботиться и любить — вживую, а не по телефону.

В доме престарелых было строгое правило: кто зашел — уже не выходит. Бина понятия не имела, как долго она пробудет там, какие возможности ей придется упустить, и как она будет восполнять пропущенную учебу.

И еще кое-чего она не знала. Что был в том доме еще один человек, который, так же, как Бина, поставил свою жизнь на паузу, чтобы позаботиться о пожилом родственнике. Но Шмуэль пошел еще дальше, и когда понял, что рав дома престарелых не сможет войти в здание, он сам организовал там Пасхальный Седер, кидуш и авдалу и, по сути, взял на себя роль духовного наставника, помогая жителям этого дома, поддерживая их, вселяя в них надежду…

Бина была впечатлена преданностью и искренностью молодого человека, и Шмуэль был впечатлен добротой и самоотверженностью Бины. Они поговорили со своими родителями и, с их одобрения, начали встречаться. Свадьба Бины и Шмуэля запланирована на конец этого лета.

За пределами дома престарелых никто бы не посчитал Бину и Шмуэля подходящей парой: они принадлежат к разным слоям общества и живут в противоположных концах Израиля. Этот дом был единственным местом, где они могли пересечься.

* * *

Каждая история знакомства двух людей — удивительна, и Вс-вышний соединяет души самыми необыкновенными путями. Кто-то встречает свою пару в юном возрасте, а кому-то приходится несколько лет подождать. Иногда суженый оказывается совсем не таким, как представлялся в мечтах. Некоторые пары кажутся посторонним несовместимыми. Но все это внешнее, наносное, преходящее. Половинки душ соединяет Творец, Который знает суть каждого человека, его истинную цену и настоящие качества — и ошибок здесь не бывает.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»