Темы: Психология, Радость, Любовь к ближнему, Отношения между людьми, Батшева Эскин
По словам рава Шломо Вольбе, одного из величайших мудрецов XX века, существуют две параллельные вселенные: Мир Единения и Мир Отчуждения. Это два совершенно разных мира. Мир Единения характеризуется любовью, радостью, спокойствием, оптимизмом, гармонией, щедростью, верой в Бога и т.д., в то время как Мир Отчуждения характеризуется враждебностью, гневом, негодованием, тревогой, грустью, критикой, беспокойством, страхом и т.д.
В тот момент, когда мы чувствуем себя критично настроенными, мы не можем чувствовать любовь! Об этом мне неоднократно напоминают дети, когда я, в попытке применить свои знания по воспитанию, говорю кому-то из них: «Мама любит своих детей всегда, даже когда сердится», — а тот отвечает: «Нет, я не верю. Я не вижу сейчас, что ты меня любишь. Я вижу, что ты сердишься!»
Хотя человек может переключаться из одного мира в другой очень быстро, никто не может быть в обоих мирах в одно и то же время!
Посмотрите, перед вами знаменитая оптическая иллюзия «Ваза Рубина». Вы можете увидеть на картинке черную вазу — а можете увидеть два белых профиля, но вы не можете видеть одновременно и вазу, и два лица, потому что так устроен наш мозг.
По этому же принципу работают и наши чувства: мы не можем одновременно находиться и в Мире Единения, и в Мире Отчуждения. Мы не можем чувствовать страх в тот момент, что испытываем радость; не можем чувствовать спокойствие, когда испытываем обиду — и так далее.
Что лучше быть в спокойствии, чем в ярости, и лучше радоваться, чем грустить — это сомнений не вызывает. Но вот попали мы в Мир Отчуждения, и сердце полно гнева, печали или страха. Как нам найти путь к Миру Единения? Для этого существует идеальный навигатор, который можно назвать «духовным GPS».
«Духовный навигатор» — это система, основанная на учении рава Вольбе и предназначенная для того, чтобы вытаскивать нас из лабиринта разнообразных негативных состояний. Для правильной навигации необходимо предпринять три простых шага.
Когда в вашем автомобиле включен навигатор, спутник должен сначала определить ваше положение. Аналогичным образом, духовный навигатор начинается с определения вашего местоположения. Определите, где вы находитесь: в Мире Единения или в Мире Отчуждения? Что вы чувствуете сейчас?
МИР ЕДИНЕНИЯ |
МИР ОТЧУЖДЕНИЯ |
Любовь |
Злость |
Щедрость |
Обида |
Гармония |
Страх |
Счастье |
Грусть |
Уверенность |
Раздражение |
Оптимизм |
Критический настрой |
Доверие к Б-гу |
Ревность или зависть |
Спокойствие |
Беспокойство |
Как только вы определили, в каком мире вы находитесь, следующим шагом будет решить, куда вы хотите направиться. На первый взгляд, все просто: разве мы все не хотим отправиться в Мир Единения, мир любви и радости?
К сожалению, не всегда. Многие из нас верят в четыре неотъемлемых права: жизнь, свобода, стремление к счастью и… право на праведный гнев и обиду! Так что, если кто-то нас обидел (эмоционально, финансово или еще как-то), мы застреваем в этом своем «праве на гнев».
Действительно, у вас есть право кипеть от возмущения, особенно, если вы не выплескиваете свой гнев на окружающих, но зачем его осуществлять? Это ведь только право, а не обязанность! Допустим, вы очень недорого купили абонемент в бассейн. Вы приезжаете туда и понимаете, почему абонемент был таким дешевым: в воде плавают мертвые жуки, кафель покрыт плесенью, а в душевую просто страшно заходить. Да, у вас есть абонемент и вы имеете полное право плавать в этом бассейне целый месяц, когда вам будет угодно. И что, только поэтому вы примете решение остаться в этом грязном, отвратительном месте?
Мир Отчуждения — темное, грустное, неприятное место. Если чьи-то неправильные слова или действия привели вас в этот мир, вы имеете право остаться там. Но если вы находитесь в яме, то, в принципе, для вас не имеет значения, сами вы туда прыгнули или вас кто-то толкнул. Итог один: вы находитесь в яме. Вы действительно хотите остаться там?
Итак, второй шаг духовной навигации заключается в том, чтобы выбрать, куда вы хотите пойти. Ключевое слово здесь: «выбрать». Независимо от того, насколько нехорошо, неправильно, некрасиво, несправедливо с вами обошлись, вы не должны застревать в Мире Отчуждения.
Вы слышали про иранского беженца Мехрана Карими Насери, который 18 лет своей жизни провел в парижском аэропорту? Первые семь лет он там жил, потому что у него украли все документы, и Великобритания, куда он направлялся, отказалась его принять. А еще 11 лет он продолжал там жить потому, что ему не подошли условия, на которых его соглашалась принять Бельгия. Покинул он аэропорт не по своей воле, а потому что заболел, и его пришлось госпитализировать.
Мир Отчуждения является таким же неподходящим жильем, как парижский аэропорт, но мы часто убеждаем сами себя, что застряли там, хотя дверь выхода на самом деле открыта. Второй шаг духовной навигации — это ваш выбор: хотите ли вы проживать в Мире Отчуждения или оставить его ради Мира Единения. Нет такого физического или духовного закона, который толкает душевно здорового человека к тому, чтобы он застрял в негативных чувствах и эмоциях. Каждый, в конечном итоге, живет в том мире, в котором хочет жить.
Если ваше решение — отправиться в Мир Единения, то переходите к третьему шагу духовной навигации.
С духовным навигатором вам не придется работать с вашими негативными эмоциями, углубляться в подсознательные мотивы или анализировать неправильные действия другого человека. Вы просто должны встать и «выйти из аэропорта». Чтобы сделать это, вам нужно совершить одно-единственное действие! Так как вы можете обитать только в одном мире в каждый отдельно взятый отрезок времени, то совершение хотя бы одного действия, принятого в Мире Единения, удаляет вас из Мира Отчуждения в мгновение ока.
В иудаизме «действие единения» — это дарение, отдача. Можно давать деньги или продукты нуждающимся — а можно давать и вовсе нематериальные вещи: улыбки, комплименты, добрые слова, эмоциональную поддержку, благодарность, прощение…
По словам рава Вольбе, все заповеди Торы приводят человека в Мир Единения, где он находит связь и с самим собой, и с другими людьми, и с Творцом. Повелительные заповеди (например, любить ближнего, строить сукку, возлагать тфилин, уважать родителей, отделять десятину…) ведут в Мир Единения, а запретительные заповеди (запрет воровать, злословить, мучить животных…) уберегают нас от попадания в Мир Отчуждения.
Рав Вольбе приводит слова Талмуда: «Раби Элазар бен Азарья сказал: “жизнь для любви”», а затем объясняет: «Это послание Торы… суть жизни — любовь. Для этого мы призваны построить Мир Единения через нашу Тору и наши заповеди. Это вся Тора».
* * *
Когда дело касается финансов, обустройства квартиры, выбора места работы, многие из нас умеют направить свои мысли в правильном направлении, все обдумать и принять правильное решение. Вместе с тем, мы склонны полагать, что в области чувств и эмоций логика «не работает». Так попробуем в сложных ситуациях и кажущихся тупиках воспользоваться нашим встроенным духовным навигатором — и проложим свой маршрут!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.