Темы: Воспитание детей, Деньги, Еврейское мировоззрение, Материальные блага, Батшева Эскин
Во многих интеллигентных семьях поколениями родители внушали детям, что деньги — это грязь, что думать надо о вещах по-настоящему важных, а разговоры о деньгах считались мещанством. С тех пор жизнь во многом поменялась, но тема денег остается по-прежнему вне списка обсуждаемых с детьми тем. А вот эксперты утверждают, что даже пятилетние малыши могут начать учиться ответственно обращаться с деньгами, но чтобы это произошло — необходимо желание родителей.
Почему еврейские педагоги настаивают на том, чтобы родители не избегали финансовых тем при общении с детьми? Дело в том, что показывая детям, на что и как мы тратим наши деньги, мы даем им понять, что мы, родители, ценим больше всего. Если мы ценим еврейское образование, то мы платим за него. Если мы ценим поездки в парки развлечений — мы платим за эти поездки. Ценности Торы неотделимы от того, как мы обращаемся с деньгами.
Дети подхватывают отношение своих родителей к деньгам, внимательно наблюдая за их словами и действиями. Когда они видят, что их родители в день получения зарплаты откладывают деньги на маасер и обсуждают друг с другом, кому и как можно будет помочь в этом месяце, это производит впечатление. Если такие разговоры ведутся в семье, то естественным образом, дети, подрастая, будут откладывать часть подаренных им на праздники монет на цдаку.
Дети должны понять, что деньги — не самоцель, а ценный инструмент, при помощи которого мы выполняем те обязательства, которые на нас возложены. Родителям стоит подумать, как лучше сформулировать эту мысль, чтобы она несла позитивный настрой. Например: «Ашем дал нам заповеди, которые мы можем выполнить с помощью денег». «У нас есть возможность работать, чтобы заработать деньги. При помощи денег мы можем прокормить нашу семью, купить все необходимое для субботы и праздников — и помочь другим сделать то же самое».
Район, в котором живет семья, играет не последнюю роль в том, что дети узнают о деньгах. Например, в Иерусалиме — обычное дело: отправить ребенка в ближайший магазин со списком покупок — еще до того, как он научился его читать! Так дети узнают, что можно купить за деньги — и это первый шаг. Потом родители учат детей, как можно заработать. Еврейские педагоги советуют объяснять детям, что если кто-то делает для нас какую-то работу, мы им за это платим. Нет никакой необходимости тайно засовывать купюры в карман бейби-ситера. Пусть дети видят, что девушка работала: играла с ними, переодевала, кормила — а сейчас мама ей платит за работу.
К возрасту 8-9 лет ребенок уже достаточно большой, чтобы понять, в чем состоит и как работает идея накоплений. Более того — детей в этом возрасте можно посвящать в некоторые семейные финансовые решения. Например, перед праздником можно сказать детям: «У нас есть такая-то сумма денег (можно использовать ненастоящие деньги из “Монополии” или другой игры — для наглядности). На что мы ее потратим? Купим много новой одежды — или поедем все вместе в интересное место? Если мы все потратим на одежду, на поездку денег не останется…»
Можно предлагать детям участвовать и в составлении бюджета каких-то их праздников. Например, планируя бат-мицву, с девочкой можно обсудить, чего бы ей больше хотелось: сделать студийную запись ее исполнения песни — или по-особенному украсить зал? Пригласить ведущую — или заказать более изысканные блюда?
Даже гораздо раньше бат-мицвы или бар-мицвы дети должны выучить простую вещь: если у нас есть некоторая сумма, и мы ее потратим на что-то одно, то мы уже не сможем потратить ее на что-то другое. При кажущейся очевидности этой истины, бывают семьи, где родители начинают объяснять детям, что означает понятие «ограниченный бюджет» только в процессе подготовки к их свадьбе.
Чем чаще мы будем предлагать детям принимать взвешенные решения, связанные с расходом денежных средств, тем больше мы можем быть за них спокойны, отпуская их во взрослую жизнь. «Вот 15 шекелей. Ты можешь купить себе любые сладости или чипсы на дорогу. Но больше мы тратить сегодня не будем». Ребенку придется выбирать, что лучше: одно большое мороженное — или два пакетика чипсов и конфета в придачу. Можно и нескольким детям дать сумму, которую вы планируете потратить на сладости на субботу — и пусть они вместе выберут, решат, увидят результаты своего решения и сделают выводы.
Рано или поздно дети из тех семей, где ведут более скромный образ жизни, начнут замечать, что у сверстников что-то лучше, больше, вкуснее… Могут ли родители предотвратить зависть?
Независимо от того, кем вы работаете и сколько денег зарабатываете, всегда найдется кто-то, у кого денег больше — а значит, и больше материальных возможностей. То, как себя при этом будут чувствовать ваши дети — зависит от того, как вы сами смотрите на мир. Если вы, видя, что сосед купил новую машину, бросаете на нее восхищенный взгляд и (про себя, не вслух!) замечаете, что вы себе не можете позволить такую покупку — этого достаточно, чтобы ребенок считал ваши мысли и усомнился в искренности тех фраз, которые вы ему все время твердите: «мы благодарны за то, что у нас есть», «главное — у нас есть Тора», «счастье — не в деньгах, а в заповедях»…
В подростковом возрасте проблема зависти усугубляется свойственной этому периоду импульсивностью. Подростки по-прежнему ожидают от родителей, что те будут покупать им все, что они хотят. А если родители отклоняют их просьбы, подрастающие дети чувствуют себя ущемленными.
Подростки хотят, чтобы их желания были у родителей на первом месте. Если вы не даете им то, чего они просят, они интерпретируют это как вашу нелюбовь. Важно объяснять детям, что есть вещи, которые нам нужны, и вещи, которые мы хотим получить. Мы должны платить арендную плату и оплачивать счет за воду — это, наверное, дети уже знают. Нам нужна новая, качественная, добротная одежда к празднику. Нужна ли одежда определенной фирмы, из определенного магазина? Это уже, наверное, относится к разряду желаний, а не необходимостей.
Впрочем, возможно, подросток воспринимает модный атрибут как нужду. Что ж — если он в детстве ходил покупать себе сладости на шабат и знает, что на 150 рублей можно купить одну дорогую шоколадку или три недорогих, то ему будет легко применить эту идею и в отношении одежды: «Вот такая-то сумма, которая у нас запланирована на твои обновки к празднику. Следующее обновление гардероба будет через полгода». Подросток выберет сам: купить ли ему одну вещь из модного магазина или несколько — из обычного.
На своем примере покажите детям, что, если нам хочется что-то приобрести, мы постепенно откладываем на это деньги. Скорее всего, дети последуют тому примеру, который видят в семье. Можно вскользь упомянуть, что вы копите на свадьбы детей или на семейный отдых. Почему вскользь? Потому что ребенку 11-19 лет важно ощутить, что он сам что-то узнал, обработал информацию и сделал вывод — а не получить этот вывод в виде наставления взрослого.
Результаты недавно проведенного в США исследования показали, что только 21% родителей регулярно говорит со своими детьми о деньгах и финансах, и только 10% родителей выразили заинтересованность в том, чтобы обучить детей азам кредитования и инвестиций. Если так дела обстоят в США, где, как известно, «всем правит доллар», то можно предположить, что родители в России, Израиле и других странах тем более продолжают полагать, что детям рано думать о взрослых проблемах.
О проблемах — действительно, рано. Детей может серьезно травмировать информация о том, что их семья находится в финансовом кризисе, живет на цдаку, банковские счета арестованы — и т.п. Родители обязаны сделать все возможное, чтобы дети воспитывались в атмосфере стабильности и предсказуемости.
Но если дети, наоборот, растут в иллюзорном мире, где все блага появляются из некого рога изобилия, то финансовые кризисы и арестованные счета могут, не дай Б-г, стать их уделом, когда они вырастут и начнут жить самостоятельно, не имея никакого понятия о кредитных счетах, пенях и налогах.
***
Мы неизбежно тратим деньги, зарабатываем деньги, даем деньги, берем деньги… Важно, чтобы мы понимали сами и передали своим детям, что чем выше удовольствие, тем меньше он связано с деньгами. От некоторых вещей мы получаем удовольствие лишь короткое время, а другие продолжают нас радовать долго.
Мороженое съедается за несколько минут, одежда перестает вызывать сильные эмоции через несколько дней. Воспоминания, опыт и впечатления от походов, экскурсий, встреч с друзьями — живут годами. Удовольствия, полученные вовсе без применения финансов — от произведенной над собой работы, от помощи людям, от общения с Творцом, от выученной Торы, — питают нашу душу и остаются живы вместе с ней — бесконечно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.