Темы: Археология, Земля Израиля, Миква, Еврейская история, Галилея, Батшева Эскин
Археологические раскопки на Святой Земле ведутся постоянно, но такое увидишь не каждый день. Даже название этому уникальную действу было дано необычное: «Операция по спасению миквы»!
Как всегда в Израиле, прежде чем приступить к строительству любого объекта — будь то здание, шоссе или водопровод, на территории проводятся так называемые спасательные археологические раскопки.
В данном случае, в июле 2020 года, речь шла о строительстве транспортной развязки в Нижней Галилее, к северу от перекрестка а-Мовиль, где пересекаются 77 и 79 шоссе.
Одна из опор моста развязки пришлась на подножье холма, и его было необходимо укрепить, а для этого — выкопать глубокий котлован для фундамента в скале у подножия холма.
Археологи обрадовались, но не удивились, когда их взорам предстали развалины древней фермы: ведь фермы византийского периода — не редкость в Галилее. Но потом — случайная неслучайность — произошла заминка. По плану строительства — а значит, и раскопок — требовалось срубить огромный дуб, но разрешение на уничтожение дерева не было получено, и раскопки пришлось сместить немного в сторону.
Опору моста пришлось немного подвинуть, чтобы не повредить этот многолетний дуб. Фото: Джессика Стейнберг
Здесь и выяснилось, что византийской ферма никак быть не может, потому что то, что увидели археологи, спутать ни с чем нельзя: это был уникальный ритуальный бассейн, которого не могло быть ни у христиан, ни у мусульман, — миква!
Когда это чудо начало появляться из-под земли, все были так воодушевлены, что даже ведущий археолог взял в руки лопатку и ведро и начал с нетерпением копать — чего он не делал в последние двадцать лет.
Ферма и миква периода Второго Храма в Нижней Галилее
Почему археологи так взволнованы этой находкой? Дело в том, что обнаружение миквы перевернуло представление ученых о жизни евреев в Галилее во времена Второго Храма. Раньше считалось, что евреи в этом регионе под римским правлением проживали только в городах и деревнях. А еврейская ферма была обнаружена в отдалении и от деревни Шихин, и от крупного города того времени — Ципори!
На этой ферме производили вино и масло (а может быть, и другую сельскохозяйственную продукцию — это ученым предстоит выяснить) вплоть до 363 года нашей эры, когда ферма была разрушена землетрясением. Но ее отстроили заново и жили там в течение всей византийской эпохи — до VI века н.э.
Обнаружение миквы красноречивее любых иных доказательств свидетельствует о том, что эта ферма принадлежала евреям, которые придерживались еврейского образа жизни и очищались в водах миквы, как заповедано Торой.
У ученых нет никаких сомнений, что эту микву использовали фермеры, работающие либо на производстве оливкового масла, либо на производстве вина — потому что еврейский Закон требует, чтобы приступающий к святой работе по производству вина и масла для Иерусалимского Храма очистил себя окунанием в микву.
Подобные миквы, с узким входом и широкой лестницей, с оштукатуренными стенами, археологи именуют «иерусалимскими». Размеры миквы — 4.2 метра в длину, 3.2 метра в ширину и примерно 1.8 метра в самой глубокой части — примерно такие же, как и у тех микв, которые строятся и в наши дни.
Возраст миквы — более 2000 лет — подтверждается и тем, что во времена римского правления использовали особую серую штукатурку, состав которой был идентичен во всех строениях периода Второго Храма, и только в византийский период состав штукатурки стал иным, а цвет ее — белым.
Прекрасно сохранившиеся ступени древней миквы
Вскоре стало ясно, что микву невозможно сохранить на том месте, где ее нашли, — о том, чтобы отменить строительство моста, не могло быть и речи. Тогда было принято решение отделить микву от скалы и переместить ее туда, где о ее сохранности позаботятся.
Миква готовится к перевозке
Жители близлежащего кибуца Ханатон не пожалели времени, денег и сил, чтобы доставить микву к себе в киббуц и этим спасти ее от разрушения. Они объявили сбор средств на этот недешевый проект и предложили поместить древнюю микву рядом с ее современной действующей сестрой, расположенной в их кибуце, где со временем планируется организовать археологический парк.
В процесс перемещения миквы были вовлечены, кроме жителей кибуца и Управления Древностей, также министерство по делам Иерусалима и еврейского наследия, израильская компания, ведущая строительство транспортной развязки, а также органы местного управления Изреельской долины.
Перемещение такого огромного и ценного предмета оказалось делом, требующим инженерных расчетов. Сначала микву со всех сторон отпилили от скалы, потом отсоединили от основания и поместили в стальную клетку, клетку подхватил подъемный кран и перенес ее на открытую платформу семитрейлера, который перевез ее на новое место, где ее уже ждали и встречали местные жители. Один из жителей кибуца поделился своими чувствами: «Мы все так взволнованы — ведь у нас появилась возможность прикоснуться к нашей истории и традиции в Галилее, обновить старое и освятить новое…»
Есть ли хоть один метр земли в Израиле, где, стоит лишь немного копнуть, не обнаруживается очередная иллюстрация богатейшей еврейской истории? Каждый год археологи сообщают о новых находках: еврейских строениях и еврейских артефактах, каждый из которых говорит: мы жили здесь, на Обетованной Земле. Мы жили так, как нам заповедовала Тора. И мы вернулись сюда — в землю Авраама — чтобы исполнить сказанное в книге Ваикра: «Я дам вам землю Ханаанскую, чтобы быть вам Б-гом…»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»