Темы: Йом Кипур, Пост, Тора и медицина, Забота о здоровье, Сохранение жизни, Рав Бенцион Зильбер, Коронавирус
Болезнь, которую вызывает коронавирус и которой, к сожалению, многие заразились в последние месяцы, — это болезнь, свойства которой до конца неизвестны и ученым-медикам. Однако из консультаций со специалистами следует, что в определенных состояниях пост может привести к ухудшению состояния больного и опасению за его жизнь (из-за повышенной свертываемости крови и других явлений).
Следует отличать больных с активными симптомами от подтвержденных больных, у которых болезнь протекает бессимптомно. Кроме того, у тех, кто уже переболел и выздоровел, слава Б-гу, иногда ощущаются остаточные симптомы, которые могут усилиться из-за поста — даже настолько, что это может привести к опасению за жизнь человека. Поэтому всем, кто болеет короной, а также тем, кто уже выздоровел, следует много пить перед постом.
Обычно и тем, к кому относится определение «больные, которым пост может повредить», по мнению врачей, есть не надо, а достаточно пить лэ-шиурин (через определенные промежутки времени определенное небольшое количество) — обычно около 37 см. куб. каждые девять минут. Питье может быть сладким, чтобы поддержать организм.
1. Подтвержденный больной, у которого болезнь протекает совершенно бессимптомно и который чувствует себя абсолютно здоровым, должен поститься. Но, если в течение поста почувствует слабость, должен пить лэ-шиурин (всего половину литра за весь пост).
Очень пожилой человек или человек с избыточным весом должен больше опасаться за свое здоровье и, даже почувствовав небольшое недомогание, пить лэ-шиурин.
2. Подтвержденный больной с такими симптомами, как кашель, затрудненное дыхание, слабость или высокая температура должен пить лэ-шиурин (половину литра в течение всего поста).
3. Тот, у кого проявляются симптомы, но кто еще не прошел проверку, приравнивается в том, что касается поста, к подтвержденному больному и должен пить лэ-шиурин.
4. Если у человека начали проявляться симптомы в течение Йом-Кипура, то поступают согласно принципу «в случае сомнения, существует ли опасность для жизни, следует действовать так, как будто она точно существует». Такой человек приравнивается к подтвержденному больному и должен пить лэ-шиурин.
5. Больной с ощутимой затрудненностью дыхания (падение сатурации ниже 93%) обязан выпить как минимум один литр жидкости, и пусть пьет их лэ-шиурин.
6. Подтвержденный больной, у которого симптомы были, прошли менее чем за 72 часа и который чувствует себя совершенно здоровым, может поститься. Однако если в течение поста он почувствует слабость (бОльшую, чем обычная слабость постящегося), должен пить лэ-шиурин.
7. Подтвержденный больной, у которого симптомы проявлялись дольше семидесяти двух часов, считается больным в течение недели после того, как он полностью выздоровел, поэтому должен выпить половину литра жидкости лэ-шиурин.
8. Тот, кто тяжело переболел короной (нуждался в кислороде, госпитализации, симптомы проявлялись больше недели), должен поститься, если с момента исчезновения симптомов уже прошло два-три месяца и сейчас он чувствует себя хорошо и полностью вернулся к прежнему — доболезненному — состоянию. Однако если еще не прошло два-три месяца или если он еще чувствует слабость (не вернулся полностью к прежнему состоянию) или другие симптомы (кроме потери обоняния), он должен выпить половину литра жидкости лэ-шиурин.
9. Беременная женщина с подтвержденной короной, у которой не проявляется никаких симптомов, не считается больной. Но, если у нее есть даже легкие симптомы (даже потеря обоняния и ощущения вкуса), должна пить лэ-шиурин.
10. Избыточный вес — очень значимый фактор риска при заражении коронавирусом (BMI — 30), и это является дополнительным аспектом при решении вопроса о посте.
Данные инструкции не являются заменой предписаниям врача, который знает больного и его общее состояние.
Отец наш, Владыка наш! Отврати мор от наследия своего и пошли полное исцеление больным в народе твоем!
Сариэль Розенберг
Йеуда Сильман
Ицхак-Мордехай а-Коэн Рубин
Менахем-Мендл Лобин
P.S.
1. Если человек пойдет молиться в синагогу и из-за этого ему придется начать пить, то пусть лучше он останется дома и молится дома в одиночестве, но будет продолжать поститься.
2. В нескольких пунктах указано, что разрешено пить до половины литра жидкости. Если человек чувствует особенно сильную жажду и ощущает, что половины литра недостаточно для его организма, он может пить больше лэ-шиурин.
Б. Зильбер
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»