23 августа 2020 года, темы: Раввин, Траур, Советский Союз
Залман Нехемия родился в Минске и вместе с родителями переехал в Землю Израиля, когда ему было 5 лет. В юности он учился в иерусалимской ешиве-ктане «Тиферет Цви», а в более старшем возрасте — в ешивах Поневеж и Хеврон. В 1954 г. женился на дочери рава Шломо Залмана Ойербаха.
В разные годы рав Залман Нехемия был главой колеля «Даат Моше» Садигура, главой ешивы «Махон Лев», главным редактором «Талмудической Энциклопедии». Многие годы рав Гольдберг был даяном в высшем раввинском суде в Иерусалиме и возглавлял иерусалимский колель «Шевет у-мехокек».
Тысячам учеников посчастливилось слушать уроки рава Залмана Нехемии Гольдберга из его уст: в иерусалимских ешивах «Керем Бе-Явне» и «Ор Эцион», в колеле «Эрец Хемда». Иные стали читателями книг, составленных по материалам его уроков и лекций.
Все, кто был близко знаком с равом Гольдбергом, говорили о том, что он был истинным мудрецом Торы, обладающим феноменальной памятью, которая позволяла ему при необходимости вынести решение раввинского суда, дословно цитировать выдержки из книг мудрецов самых разных эпох.
Раву Гольдбергу недаром дали прозвище гарзен (топор), которое, с одной стороны, составлено из первых букв слов «гаон рав Залман Нехемья», но на самом деле говорит многое о раве Гольдберге, который своим проницательным умом, как топором, мог разрубать сложнейшие алахические вопросы.
Некоторые аврехим (учащиеся) колеля Толдот Йешурун хорошо помнят рава Гольдберга, так как ходили к нему сдавать экзамены на раввинскую смиху.
Отец рава Гольдберга был последним раввином Минска. Коммунисты говорили ему: «Зачем ты все это продолжаешь? Как бы ты ни старался, все равно твоего сына мы вырастим коммунистом…» Коммуниста из него, к счастью, не получилось, а вот гигант Торы — вырос.
Сын рава Залмана Нехемии — рав Хаим Гольдберг — много делает для русскоязычного еврейства, преподавал в йешиве Торат Хаим и сейчас преподает в семинаре для русскоязычных девочек Нетив Бина.
Рав Залман Нехемия отдал свою душу Создателю, оставив после себя множество детей, внуков, учеников, которые продолжают идти по его пути.
Барух Даян а-Эмет.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»