Темы: Успех, Мудрость, Деньги, Честность, Справедливость, Бизнес по-еврейски, Добрые дела, Ответственность, Работник, Работодатель, Батшева Эскин
В молитве «Шма Исраэль» мы говорим о своей любви к Б-гу, о всеобъемлющей любви — «всем сердцем, всей душой и всем существом». Раши объясняет, что «всем существом» — это значит, «всеми твоими деньгами».
Возникает вопрос: если было уже дано указание любить Б-га всей душой — то есть до такой степени, что, если понадобится, мы пожертвуем своей жизнью, тогда как же после этого можно говорить о такой гораздо менее значительной вещи, как деньги?
Раши отвечает, что для некоторых людей деньги важнее жизни, поэтому, если бы только было сказано «всей твоей жизнью», эти люди не подумали бы, что всеми своими деньгами они тоже должны выражать любовь к Вс-вышнему.
Что же означает это понятие: служение Б-гу всеми нашими деньгами? Б-г не желает, чтобы мы давали обет бедности. Б-г не требует от нас отказаться от материальных благ. Б-г требует от нас честности и прямоты во всем, включая механизмы накопления богатства.
Один еврей, владелец крупного предприятия, признался: «Я никогда не учился производственному менеджменту или стратегическому управлению — ни в университете, ни на бизнес-курсах. Единственное формальное обучение, которое мне понадобилось — это базовый курс по бухгалтерскому учету и финансам.
Когда я начинал, у меня не было опыта работы в бизнесе. Не было стажировок. Не было наставников. Но оказалось, что всё, что мне было необходимо для ведения успешного бизнеса, я узнал в еврейской школе — талмуд-тора, — и закрепил — в ешиве. Там я узнал о том, что лучший учебник для ведения успешного бизнеса — это Тора».
Какие же библейские принципы приводят к успеху?
В течение многих лет в талмуд-тора и в ешиве молодые люди изучают дебаты мудрецов на различные темы. Мудрецы Мишны и Талмуда не принимали как аксиому ни один факт — все аргументы всесторонне рассматривались и обсуждались. Тот, кто погружается в изучение Талмуда, учится задавать правильные вопросы и убеждаться, что понял сказанное на сто процентов, прежде чем продвигаться дальше.
Те навыки, которые не может развить учеба наедине с книгой, оттачиваются в хавруте. В те часы, что мальчики учатся в паре с одноклассниками, они разбивают аргументы друг друга в пух и прах, копаются во всех существующих комментариях, пытаясь дойти до самой сути, спорят до хрипоты — и расходятся совершенно довольные друг другом.
Потом они подходят с той же основательностью и к бизнесу. Сначала нужно проделать «домашнюю работу»: исследовать конкурентов, проверить рынок, проконсультироваться с экспертами и консультантами, составить бизнес-план, проанализировать всю доступную информацию — подойдя к вопросу с разных сторон, как учили в еврейской школе.
Одна из самых сложных составляющих ведения бизнеса — это HR, решение вопросов, связанных с сотрудниками. Сотрудники требуют то повышения, то отпуска, то компенсаций, то больничных, конфликтуют друг с другом и с начальством.
Избежать многих из этих проблем можно, применяя в фирме самые базовые законы Торы: «Не обижай ближнего твоего и не грабь, и не останется у тебя на ночь плата наемному работнику до утра» (Ваикра 19:13). Тора требует от нас вовремя выплачивать сотрудникам зарплату — даже за счет других нужд бизнеса.
Раши комментирует слова Торы: «В тот же день отдай плату его, и пусть не взойдет над этим солнце, ибо он беден и к этому стремится его душа» — так, что последние слова можно понять и по-другому: «и за это рискует он жизнью своей», что означает, что работник, возможно, «взбирается по сходням или повисает на дереве (чтобы выполнить свою работу)». А офисный работник, возможно, рискует своим здоровьем, недополучая часов сна, выходя на работу не полностью выздоровев после гриппа, питаясь холодной едой или «джанк-фудом».
Помня о предупреждениях Торы, еврейский бизнесмен будет стараться всегда ценить труд своих подчиненных и относиться к сотрудникам одинаково и справедливо, когда это касается оплаты — независимо от их возраста, пола, происхождения и личных предпочтений. Порядочному и воспитанному человеку всегда трудно сказать «нет», но когда вы строите себе репутацию справедливого начальника, ваши сотрудники больше уважают вас и знают, что вы относитесь к ним должным образом.
Самый высокий уровень обслуживания, который так ценится клиентами, пациентами, покупателями, туристами, пассажирами, — достигается путем следования одной из ключевых заповедей Торы: «Люби ближнего как самого себя» (Ваикра 19:18). Практически это означает — поставить себя на место клиента и отнестись к нему так, как бы вы хотели, чтобы к вам отнеслись в схожей ситуации.
Некоторым бизнесменам кажется, что они разорятся, если начнут выплачивать компенсации направо и налево. На самом деле, когда мы проявляем любовь и понимание нужд наших ближних, нас начинают рекомендовать друзьям и знакомым, мы зарабатываем себе честное имя, наращиваем свою клиентскую базу и, в итоге, оказываемся только в выигрыше.
Все бизнесы сталкиваются с множеством дилемм: всё ли клиентам нужно знать? Надо ли предоставлять именно то, что было заказано, или можно предоставить неполный пакет услуг, а получить оплату как за полный? Можно ли выставлять дополнительные счета уже после того, как все было оплачено по договору? Ответить на все эти вопросы легко, если следовать указаниям книги Ваикра: «Не творите кривды в суде, в мере, в весе и в емкости. Весы верные, гири верные, эфа верная и гин верный будут у вас» (Ваикра 19:35-36).
Неважно, узнает клиент о «невинном» обмане или нет. Тора учит: «Перед слепым не клади преткновения» (Ваикра 19:14). Это означает, что нам не разрешается пользоваться незнанием человека о том, что ему выгодно.
Бывают ситуации, когда, казалось бы, так просто увеличить прибыль, «срезая углы» — а партнер или покупатель даже не догадается, что от него скрыли правду: использовали более дешевые материалы или продали подержанный предмет под видом нового. Чтобы избежать этих внутренних диалогов с самим с собой, еврей всегда держит в голове мысль о том, что не имеет права ставить камень преткновения перед слепым — и не имеет права обманывать клиентов, даже если они никогда не узнают об этом.
Бывает, что клиент переплатил, что на счет оговоренная сумма пришла дважды, что вы получили сдачу большую, чем нужно. Кто узнает — восстановили ли вы справедливость, вернув деньги, которые вам не полагаются?
Мудрецы говорят: «Знай, что над тобой — око зоркое и ухо чуткое, а все поступки твои записываются в книгу» (Пиркей Авот 2:1). Когда мы понимаем, что Кто-то всегда смотрит на нас, мы действуем по-другому и работаем по более высоким стандартам.
Талмуд обсуждает вопросы, которые задают человеку в Небесном суде (Шаббат 31а), и первый из них: «Был ли ты честен в своих делах?» Этот вопрос задается первым, потому что честность в делах — это истинная мера успеха в жизни.
Именно в бизнесе соблазн обмануть так велик, потому что он сулит большую прибыль. Если человек сможет преодолеть это искушение, он достигнет и других успехов в работе над собой. Но не только: клиенты, сотрудники и партнеры ценят честность и порядочность, и бизнес растет. А главное — вам будет что ответить на Небесном Суде. Как говорит Мидраш: «Если человек честен в своих делах и люди уважают его, то это засчитывается ему, как будто он выполнил всю Тору» (Мехильта, Бешалах 1).
Сказал мудрейший из людей, царь Шломо: «Любит наставление любящий знание, а ненавидящий назидание — невежда» (Притчи 12:1). Иудаизм учит нас быть скромными. Гордыня мешает всему, в том числе — и успеху в делах.
Мы все делаем ошибки. Вы не можете быть всегда правы, поэтому — принимайте и поощряйте критику, особенно со стороны ваших сотрудников, которые понимают в бизнесе. Лучшие идеи приходят от клиентов и сотрудников, и не прислушиваться к их предложениям и замечаниям — большая ошибка. Создавая атмосферу, в которой критика принимается с благодарностью, руководитель не только позволяет подчиненным больше чувствовать свою сопричастность, но и в долгосрочной перспективе — закладывает базу для развития бизнеса.
Вот вы воспользовались указаниями Торы и построили честное предприятие, которое приносит стабильный доход. Что дальше? Тора учит нас не только тому, как построить успешный бизнес, но и тому, что делать, когда он станет успешным.
Тора постоянно говорит нам о социальной ответственности и не позволяет забывать о тех, кому не так везет в делах. Мы обязаны позаботиться о тех членах своей общины, кто с трудом сводит концы с концами. А может быть, у них есть и другие нужды — и дело не только в деньгах? Успешный руководитель и сам участвует в благотворительности и занимается волонтерством, и поощряет к этому своих сотрудников, партнеров и клиентов.
Евреи используют свой бизнес в качестве средства для того, чтобы сделать мир лучше, помня о том, что «Иной сыплет (щедро), и у него прибавится еще, а (другой) воздерживается от благодеяния — лишь к ущербу» (Притчи 11:24).
Тора учит нас смотреть на свою работу как на средство, а не как на цель, иначе мы рискуем прожить всю жизнь в лишенной смысла суете. Только когда мы делаем жизнь своих близких, своей общины, своего города лучше, когда мы помогаем другим, — тогда чувствуем себя реализованными, и наполняются высоким смыслом даже самые будничные дела и заботы!
Читайте: тема Бизнес по-еврейски
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.