Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История одесситки, которая вернулась к традициям предков

Начало: цепь неслучайных встреч и решений

Все началось еще в конце 90-х, на курсах экскурсоводов в одесском еврейском центре «Мория». То, что я еврейка, — было мне известно, но до этих курсов из еврейского в моей жизни были только появляющиеся в доме зимой хануке-гельт, а весной — маца. И еще я знала, что нас многие ненавидят: насчет «жидовской морды» меня одноклассник просветил еще классе в четвертом.

Вскоре я стала одной из активисток студенческого центра «Гиллель». Мы вместе праздновали еврейские праздники, помогали пожилым членам общины, сотрудничая с организацией Хесед, даже организовали пасхальный седер в Балте. Все это меня увлекло, мне захотелось больше узнать о еврейских традициях, и я записалась на курсы для девушек при синагоге. Уроки мне нравились, но я тогда не слишком много запоминала. Приходила в джинсах, в туалете переодевалась в юбку, и вообще — продолжала жить как раньше.

Преподавателей на курсах было несколько, но Рахель Колодецкая была особенная. Да, она была добрая, искренняя, со вкусом одевалась, но не только: в ней было какое-то чисто еврейское благородство. Колодецкие стали приглашать меня на шабаты. Когда я видела, как он на нее смотрит, как бегает вокруг нее и предлагает то чай, то кофе, то печенье — я понимала, что готова на все, чтобы мой муж на меня в 50 лет так смотрел.

Потом был трехдневный семинар в Чабанке, во время которого я решила, что хочу начать соблюдать шабат. Как я это буду делать — я не знала, ведь по пятницам я работала до шести вечера. Я поделилась своими мыслями с равом, и практически сразу он договорился с равом Бакштом, что тот будет давать мне деньги на такси, чтобы я успевала вовремя зажечь свечи!

Я опешила: постороннему человеку можно просто так помочь, что-то дать? Так не бывает! На той же неделе я бросила свою работу, оставшись без каких бы то ни было доходов и без перспектив — зато у меня был шабат! Два месяца мы с мамой с трудом выживали на ее зарплату библиотекаря, а потом рав Бакшт предложил мне работать секретарем в школе девочек.

«Вы ведете на дискотеку и своих предков, и своих потомков…»

Следующая веха — май 2002 года, семинар для девушек в Киеве, где рабанит Рика Гдалевич рассказывала о религиозном женском семинаре Бейт Ульпана в Иерусалиме. Я просто загорелась желанием серьезно учиться. В Израиль тогда не получилось поехать, но зато в сентябре я уже была студенткой «Бейт Егудит» — московского семинара для девушек под руководством рава Давида и его супруги рабанит Ривки Вайс.

Помню, как я удивилась, что рав Вайс с первого раза запомнил, как меня зовут, и стал обращаться ко мне по имени. Все, что он говорил на своих уроках, проникало прямо в сердце. Я верила каждому его слову.

А на уроках рабанит Ривки мне открылись такие уровни души, о существовании которых я даже не подозревала. Тогда я впервые узнала, что «бен адам осе эт ацмо» — человек создает себя сам. А еще, что человек, как тепловоз, всегда тянет за собой свои прошлые и будущие поколения. Ривка говорила:«Когда вы идете на дискотеку, знайте, что ведете туда и своих предков, и потомков». Она так это объяснила, что для меня все стало ясно: я — еврейка, а это значит, что на мне лежит ответственность… После этого я задумалась всерьез.

Внутренний процесс набирал обороты. Вскоре я уже сама начала читать комментарии к Торе, прочитала в комментариях к главе «Ахарей мот», что еврейке нельзя выходить замуж за нееврея, — и приняла очень нелегкое для меня решение: выйти замуж только за еврея. Как я это собиралась осуществить? Ведь в моем окружении даже не было приличных еврейских парней. Как бы это ни звучало выспренно, но я понимала, что от решения каждой еврейской девушки (и от меня!) зависит будущее еврейского народа.

Иногда переход на следующую ступеньку происходил, казалось бы, случайно. Это сейчас я уже понимаю, что случайностей не бывает… Смотрела я какой-то американский фильм, где одна из героинь объясняла светской девушке, что Тора запрещает женщине носить брюки. Конечно, я знала это и раньше, но в этот раз слова проникли прямо в сердце, и я решила расстаться с любимыми джинсами и носить юбки — но только красивые!

Каждое утро у нас в семинаре был урок по шмират а-лашон, чистоте речи. Мне особенно понравилась фраза Виленского Гаона: «Каждый миг, когда человек смыкает уста, он удостаивается такого невидимого тайного света, который не вообразить ни одному живому творению». Я ее красиво распечатала, оформила в рамочку и повесила над кроватью.

После этого, когда я обсуждала какие-то события дня со своей соседкой по комнате, часто получалось так: открою рот, посмотрю на эту надпись, потом на подругу — и закрою рот. Этот тайный свет, это сияние, нашло выражение и в моем новом — еврейском — имени: Злата. Очень скоро я почувствовала, как чудесно оно на меня влияет.

Чудеса продолжаются…

В июне 2003 года я вернулась в Одессу, начала преподавать иврит и традицию в детском саду общины и учиться на еврейских курсах повышения квалификации для преподавателей Торы.

Маме сначала все это не нравилось. Ей было непонятно, почему я не отвечаю на ее вопросы, когда молюсь, и зачем целые сутки зря жечь электричество, оставляя включенными свет и субботнюю плату. Зато сейчас мама очень религиозный человек, барух Ашем, даже молится намного больше меня.

С подругами тоже произошли метаморфозы. Те, которым было смешно, что я в жару ношу закрытую одежду и не ем с ними пирожные в кафе, постепенно отошли от меня. Те же, которые остались со мной, с удивлением обнаружили, что свет Торы светит и им. Одной подружке я как-то сказала, что нельзя идти спать, не помирившись с мужем: все разногласия надо решать в тот же день. Она стала поступать так, как советуют еврейские мудрецы, и через несколько лет призналась мне, что из-за этого ее связь с мужем укрепилась. Другая подружка начала применять некоторые законы чистоты речи, и вскоре увидела, насколько ровными и спокойными стали ее отношения с коллегами.

Через несколько месяцев, понимая, что для построения «семьи моей мечты», моих знаний мало, я на Песах снова поехала в Москву — провести там кошерный праздник и посоветоваться с равом Вайсом. По его рекомендации, в сентябре 2004 года я начала учиться в Израиле, в Неве Йерушалаим — это семинар для девушек с очень серьезным уровнем изучения Торы. Вернувшись после года учебы в Одессу, я вскоре вышла замуж — и сейчас мы продолжаем наш путь уже вместе с мужем.

Я стараюсь жить по Торе более 15 лет. Эта новая жизнь принесла мне душевное спокойствие и гармонию. Когда ты думаешь, что жизнь — это набор случайностей, то любая мелочь становится поводом для страхов и переживаний. Например, потеряла деньги: ужас, кошмар, как все плохо, что же теперь будет? А сейчас, когда я знаю, что в мире нет ничего случайного, что все происходит по воле Вс-вышнего, когда происходит какая-то неприятность, я спокойно думаю: «Ничего страшного, искупление грехов; главное, что все живы и здоровы».

Самое главное, наверное, вот что: я поняла, что еврейский народ — одно целое, и стала ощущать себя его частью. Сейчас мое основное занятие — это преподавание Торы, а самая большая радость для меня — видеть, как евреи постепенно возвращаются к своим корням.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»