Из цикла «Волшебное прикосновение», темы: Гила Манолсон, Гиюр, Скромность, Цицит, Интимные отношения, Разврат, Влечение, Самоконтроль
Депрессивная покорность судьбе превалирует сегодня на сцене знакомств и поисков партнера. Может быть, и вы, как и многие люди, которых я встречала, понимаете, что зачастую все получается не так, как хотелось бы, но при этом сомневаетесь, можно ли что-либо сделать по этому поводу. Возможно, вы чувствуете, что вас связывают по рукам и ногам ожидания общества и его условности. Может быть, вы также боитесь одиночества. Поэтому вы прибегаете к физической близости, что дает временный «улет», но редко приводит к тем окончательным отношениям, к которым вы стремитесь.
Но, возможно, вы недооцениваете людей?! Другие чувствительные души могут тоже быть открыты, как и вы, к тому, чтобы попробовать нечто иное — если только кто-нибудь покажет им путь.
Верьте или нет, но Талмуд (Менахот 44а) излагает такую историю.
Жил да был молодой еврей, который скрупулезно соблюдал заповедь цицит (Цицит — это нити, прикрепляемые к четырехугольной одежде, которые напоминают еврею о его религиозных и моральных обязательствах, в частности, предписание «не блуждать за своими глазами»). В общем-то, этот человек был благочестив, но была у него слабость к женщинам. Как-то он услышал о феноменально дорогой блуднице, нееврейке, которая жила очень далеко. Он решил, что не может пропустить такой шанс, и послал своего человека, чтобы договориться о дате визита и полностью оплатить его.
Мужчина отправился в путь заранее, за несколько месяцев. Когда же настал долгожданный день и час, он постучался в дверь, и служанка отворила ее. Тогда блудница предстала перед ним во всей своей красе. Она показала клиенту нечто ослепительное: семь кроватей, одна выше другой, первые шесть сделаны из серебра и соединены серебряными лестницами, а седьмая лестница и кровать — золотые.
Блудница поднялась по всем лестницам, легла на золотую кровать и ждала его. Он с нетерпением вскарабкался за ней, но когда он добрался до верха, случилось нечто невероятное: когда он стал снимать одежду, цицит хлестнули его по лицу. Потрясенный, он спешно спустился назад и сел на землю.
Блудница не могла понять, в чем причина такой резкой перемены, — ничего подобного с ней еще не случалось. Она тоже спустилась по лестницам и села рядом с ним.
«Я клянусь Римом, — сказала она, — не отпущу тебя, пока ты не скажешь, какой недостаток ты увидел во мне, что сбежал?»
«Клянусь Храмом, — ответил он, — я никогда не видел такой красивой женщины, как ты. Но есть заповедь, которую наш Б-г приказал нам исполнять, цицит, и сейчас мои цицит поднялись и хлестнули меня по лицу, как четыре свидетеля, которые показывают против меня».
Женщина была поражена. «Прежде чем ты уйдешь, — сказала она, — я хочу знать твое имя, откуда ты, кто твой раввин и где ты изучаешь Тору».
Он записал все эти данные и ушел.
Блудница продала все свое имущество, оставив только простыни, которые были постелены на золотой кровати.
Она отправилась в дальнее путешествие в город, где жил этот человек, нашла место, где он учился, и пришла к его учителю. «Рабби, — сказала она, — я хочу перейти в иудаизм».
Не каждый день такое случалось, чтобы прекрасная женщина приходила к этому ученому с желанием стать еврейкой. Поэтому рабби сомневался в ее искренности и спросил: «Может быть, ты положила глаз на одного из моих учеников?»
В ответ она рассказала о том, что с ней случилось, и как это подвигло ее на то, чтобы принять иудаизм.
Рабби был поражен и согласился принять эту женщину. «Теперь иди и получи свою награду», — сказал он, дав ей свое благословение выйти замуж за этого ученика.
В качестве хеппи-энда: те же самые простыни, на которых эта пара чуть не согрешила, послужили для их брачной ночи. И Талмуд заключает: «Как велика награда в этом мире за заповедь цицит! А в Грядущем мире — никто не знает, насколько больше…»
Моя первоначальная реакция на эту историю была такой: «ЧТО?! Это то, что хочет нам сказать Талмуд — величайшее собрание еврейской мысли?! И я должна поверить, что “великая награда” этого парня за соблюдение заповеди цицит — это столь “возвышенная” вещь, как брак с самой красивой в мире бывшей проституткой?»
Но после продолжительного размышления, я поняла, что в этой трогательной истории и в рассматриваемой награде есть нечто большее. Вот женщина, которая жила в мире похоти, и занималась самой унизительной профессией, какую можно себе представить. И этот человек открыл ей глаза на существование духовности. Более того, в результате этого она оставила позади всю свою жизнь (включая прибыльную карьеру) в поисках истины. Сколь достойно награды сыграть подобную роль в жизни другого человека!
Но это еще не все. В конце концов, он удостоился жениться на женщине с удивительной внутренней силой и принципиальностью. Как видно, ее красота была не только внешней.
Эта история, как и все другие истории Талмуда, остается злободневной и сегодня. И она несет в себе глубокое послание надежды.
Сегодня, конечно, вряд ли цицит хлестнут парня по лицу (если он вообще их носит), чтобы не дать ему совершить что-то плохое, и тем самым вдохновить красивую женщину разделить с ним жизненный путь. Но этот рассказ — о чем-то не менее впечатляющем: о способности сопротивляться соблазну во имя чего-то большего.
Представьте себя на свидании с очень привлекательным человеком. Становится поздно, энергетика между вами отличная, и кажется естественным сделать этот волнующий шаг к физическим отношениям. Вы глубоко вздыхаете. И тогда вы смотрите в его или ее глаза и говорите: «Ты знаешь, ты — самая красивая женщина (самый привлекательный мужчина), которую я когда-либо встречал, и какая-то часть меня была бы счастлива вступить с тобой в физическую близость прямо сейчас. Но у меня есть один принцип: он называется (как в биржевой игре) “не играть на понижение”. Хотя отказаться сейчас от близости на физическом уровне может быть сложно, я верю, что в долгосрочной перспективе это себя оправдает. Поэтому, как насчет того, чтобы мы подождали, узнали друг друга получше и посмотрели, что на самом деле между нами может произойти».
Если бы я была типичной нерелигиозной женщиной, и мужчина сказал бы мне что-то подобное, то после того, как я бы оправилась от шока, я переполнилась бы благоговением и восхищением. На самом деле, я бы, возможно, упала к его ногам. Мужчина отреагировал бы на подобную речь с меньшим энтузиазмом, но если вы ему действительно нравитесь, — и если он чего-то стоит, — то он примет вызов. А если нет — что вы потеряли? Идите дальше и найдите кого-то, кто заинтересован в вас такой, какая вы есть.
Но, независимо от того, мужчина вы или женщина, вы тоже можете зажечь искру духовного пробуждения в другом человеке, и учитывая подлинные отношения, которые могут потом развиться, — кто знает, сколь велика будет ваша награда?!
Из книги «Волшебное прикосновение», вышедшей в издательстве «Мишпаха кеалаха»
Мы выражаем признательность издательству «Мишпаха кеалаха» и лично р. Аврааму Гевицману за любезное разрешение опубликовать отрывки из книги
Книгу можно приобрести в офисе «Толдот Йешурун»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего