Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Так будет испытан богач при помощи богатства его: ожесточится ли он на ближнего, который нуждается в нем, или пожалеет его? И так будет испытан бедняк: сумеет ли довольствоваться малым или нет?»Рамхаль, Дерех Ашем, глава 8
Тема

Влечение

Влечением называют неосознанное стремление животной души удовлетворить какую-либо свою потребность. Чаще всего говорят о влечении к противоположному полу. Влечение сближает молодую пару и помогает строительству семьи. Есть способы для поддержания взаимного влечения в течение всех лет брака. Закон о красивой пленнице учит нас отличать влечение от любви. Человек в состоянии управлять своими влечениями.

Оглавление

Зачем было создано влечение? [↑]

Влечение к противоположному полу было заложено Вс-вышним во все живые организмы. Но если у животных цель этого влечения однозначна — «плодиться и размножаться», то у человека, обладающего возвышенной душой и наделенного более серьезными задачами в этом мире, влечение также призвано служить более высоким целям.

Взаимоотношения в каждой семье строятся по-разному, и почти никогда — идеально. Разница в воспитании и образовании, различный опыт, привычки, да и сам факт, что мужчина и женщина «сделаны из разного теста» делают создание семьи делом, требующим массы терпения и самоотдачи.

Потому-то и заложен в «структуру» человека при сотворении этот чрезвычайно важный, фундаментальный элемент — стремление мужчины к женщине, которое, имея духовный корень, на практике воплощается во влечении к противоположному полу. В земном мире, в котором мы живем, это влечение оказывается одним из самых сильных факторов, обуславливающих преодоление сомнений и опасений по поводу создания семьи.

Чувство притяжения к какому-либо конкретному «объекту» на практике способно проявлять себя по-разному. Оно может захлестнуть волной страданий, способных загнать человека в психологический тупик, лишить его воли, толкнуть к пагубному бездействию. Но может — возвысить того, кто его испытывает, пробудить в нем горячее, искреннее желание стать лучше, достойнее.

Мощная тяга влечения к противоположному полу дана нам не только для физического, но и для душевного и духовного сближения мужчины и женщины, для слияния их в одно целое.

Взгляд разных религий на влечение [↑]

Разные религии по-своему пытаются осмыслить роль влечения в жизни людей. Например, в христианстве влечение является чем-то греховным даже между супругами, монашество и безбрачие возносятся на пьедестал, а так называемое «девство» представляется образцом добродетели.

У мусульман, напротив, наблюдается культивирование этой области отношений, и первой целью, которую шариат ставит перед браком, является удовлетворение влечения к противоположному полу. Если для такого удовлетворения нужно несколько жен, то ислам это только приветствует, также как и женитьбу на несовершеннолетних девочках.

Чтобы понять, каков взгляд иудаизма на влечение, необходимо осмыслить основную концепцию цели пребывания человека в этом мире. Задача человека — одухотворить животное начало, и этой задаче он посвящает всю свою жизнь. Каждый свой поступок, каждый глоток выпитой воды, каждый кусок съеденного хлеба, каждое появившееся у него желание — человек посвящает высокому и таким образом становится Человеком.

Иудаизм считает влечение между супругами не просто естественным, но — прекрасным. Не зря Песня Песней, аллегорически повествуя об отношениях между Вс-вышним и Его народом, прибегает именно к такой символике: отношений между двумя возлюбленными. Про эту книгу сказал раби Акива, что святы все книги из Писаний, но Песня Песней — святее всех святых.

Отношения между мужем и женой, построенные в чистоте и святости, одухотворяют, казалось бы, одно из самых низменных влечений и ставят его на такую высокую ступень, что супружеское ложе сравнивается со Святая Святых в Храме, куда допускался только Первосвященник в Йом-Кипур. И такого уровня святости можно добиться в еврейской семье!

«Химия» и начало семьи [↑]

Сказали наши мудрецы (Пиркей авот 5:19): «Всякая любовь, зависящая от какой-либо вещи, [преходяща]: уходит эта вещь (условие), уходит и любовь. А любовь, ни от чего не зависящая (безусловная), никогда не иссякает». Нередко основной причиной любви является телесное влечение, хотя мы этого и не осознаем. Не приходится удивляться, что такая «зависящая», «обусловленная» любовь постепенно гаснет и в конце концов исчезает совсем.

Влечение сближает молодую пару, приводит ее под хупу и помогает в первые годы брака. Однако позже, когда это влечение ослабевает, брак подчас оказывается в опасности, ему грозит распад. И, к сожалению, это случается слишком часто. Радость совместной жизни превращается в серую повседневность; очарование и красота, характерные для начала пути, теряют свою свежесть, чувства притупляются, наступают тусклые будни, — а это самый опасный яд для семейной жизни.

Сейчас принято называть взаимное притяжение между мужчиной и женщиной — «химией», подразумевая, что это безотчетное влечение друг к другу, когда молодые люди, общаясь между собой, ощущают себя комфортно, вызвано некой «химической реакцией».

Да, результатом химических реакций действительно часто бывают искры, способные разжечь бурное пламя. Невозможно построить крепкую семью, если партнер изначально не нравится. Но самый яркий огонь вскоре погаснет, если горение не поддерживать. И одного влечения для успешного брака недостаточно.

В ходе семейной жизни чувство притяжения будет расти — по мере того, как муж и жена будут открывать и ценить друг в друге душевные качества: скромность, умение смиряться с обстоятельствами, доброту, чувство ответственности, умение радоваться жизни. И тогда интимные отношения станут выражением образовавшейся между супругами духовной и эмоциональной близости.

Мужчины и женщины воспринимают физическую привлекательность по-разному. Мужчине необходимо испытывать более сильное влечение к женщине, чем женщине к мужчине, потому что у мужчин склонность воспринимать мир глазами выражена более ярко. Партнеру важно, чтобы облик его партнерши казался ему привлекательным. Женщинам же достаточно выделить в своем избраннике какие-то милые черты (глаза, или руки, или улыбку), чтобы весь мужчина стал для нее хорош.

Поддержание огня в семейной жизни [↑]

Влечение мужчины к женщине и женщины к мужчине питается различиями, существующими между ними. Ключевое понятие в этом — полярность. Когда муж и жена слишком похожи друг на друга, когда они абсолютно все делают вместе, на равных, и не имеют возможности хотя бы какое-то время проводить отдельно друг от друга, в их отношения постепенно вкрадывается усталость. И дело тут не только в утрате новизны, но и в нивелировании различий между мужчинами и женщинами.

Не зря рекомендует жене не переодеваться в присутствии мужа, а мужу — в присутствии жены. Далеко не всем в браке нужно делиться.

Соблюдение законов чистоты семейной жизни, обязательное периодическое отдаление супругов друг от друга (в сфере физической) гарантирует устойчивость влечения во всей его силе. И вот как описывает Талмуд психологические последствия соблюдения закона о чистоте семьи:

«Почему повелевает Тора пребывать женщине в период семи дней ее нечистоты в отдалении? Потому что муж привыкает к ней и охладевает. Тогда сказала Тора: да будет нечистота семь дней, дабы была желанна для мужа своего, как во время вступления под свадебный балдахин» (трактат «Нида» 316).

Супружеская близость, которая не знает ограничений, приносит полное чувственное удовлетворение, вплоть до пресыщения и скуки, а скука вносит дисгармонию в семейные отношения. В то же время супруги, которые следуют требованиям Торы и соблюдают установление о физическом отдалении, не подвергаются этой опасности пресыщения, и их изначальная любовь продолжает существовать во всей ее силе.

Если влечения нет… [↑]

Влечение супругов друг к другу только в первое время спонтанно. Позже влечение — результат, главным образом, решения, настроя, убеждений и стремлений супругов. Как развить влечение к мужу или и жене?

— Постарайтесь решить, чего вы действительно хотите от своей жизни.

— Постарайтесь как можно чаще мечтать о муже (о жене).

— Вспоминайте его (её) положительные, красивые черты.

— Подумайте обо всем, за что вы ему (ей) благодарны.

— Перестаньте рассматривать посторонних мужчин и женщин, актеров и актрис на фото и в кино и не сравнивайте своего мужа или жену ни с кем.

Обязанность супружеской близости возложена на мужчину, для женщины это — удовлетворение её желания. В нормальной, здравой жизни женщина сама должна желать близости с мужем, и тогда она поднимает близость на высший уровень святости. А самый низкий уровень — когда муж уговорил жену.

Нам рассказывают о выдающихся женщинах, которые вне дома стараются выглядеть как можно более неприметными, а дома, в присутствии мужа, наряжаются, пользуются косметикой, надевают украшения — все для того, чтобы спасти мужа от тяжкого испытания и быть для него единственной женщиной в мире.

У разных мужчин разные требования к внешнему виду жены, одним он почти безразличен, другим необыкновенно важен. Одним важнее внешняя красота жены, другим — улыбка, мягкий, спокойный голос или приятный запах.

Не все мужчины готовы признаться, что на них действует вид нескромно одетых женщин на улицах. Некоторые этого сами не осознают, потому что привыкли, их порог чувствительности понизился, что не может не сказаться отрицательно на их семейной жизни. Люди, находящиеся на действительно высоком духовном уровне, всегда осознавали таящуюся в этом опасность и стремились ее избежать. Каждый взгляд на постороннюю женщину «обкрадывает» законную супругу.

Влечение к красивой пленнице и еврейский закон [↑]

В главе «Ки теце» указывается, что делать, если на войне воин захватит красивую пленницу и захочет на ней жениться. В этой главе три заповеди следуют одна за другой: о красивой пленнице, о сыне от нелюбимой жены и о непослушном сыне. О чем говорит такая последовательность стихов? Талмуд объясняет: если человек женится на случайной встречной, не зная ничего, хотя бы по отзывам, о ее душевных качествах и прошлом поведении, он неизбежно потом разочаруется, распознав недостатки женщины, и перестанет ее уважать. Встретил на войне красивую нееврейку и, увлеченный ее внешностью, вздумал жениться — жди тяжелых последствий, подсказывает Тора.

Когда муж выбирает жену только по внешней привлекательности, от супругов, между которыми нет духовной общности, трудно, как правило, ждать хорошего воспитания будущих детей. Так может получиться «сын, сошедший с пути, непослушный», как произошло у Давида, который женился на пленнице, родившей ему потом Авшалома.

Тора, разрешая жениться на пленнице, двумя следующими заповедями предупреждает, что это небезопасно, то есть не советует это делать. И чтобы помочь воину не попасть в капкан своего влечения, вначале Тора обязывает состричь пленнице волосы и ногти, поменять красивую одежду на траурную. Она должна жить в доме солдата и оплакивать своих богов и семью. Ведь часто за любовь принимают увлечение внешней красотой. Если забрать эту красоту, увлечение проходит.

Запретные влечения [↑]

Иудаизм расценивает супружеские отношения как один из важнейших даров Б-га человеку. Однако, как и всяким сокровищем, ими не следует злоупотреблять. Так же, как Б-г хочет, чтобы человек плодился и размножался, так Он желает, чтобы человек вел жизнь чистую с моральной точки зрения — жизнь, достойную человека, а не животного. Человек должен возвыситься над инстинктом, не позволяя себе подчиняться каждому телесному импульсу, — иначе он превращается в такое же ограниченное существо, как и животное.

Так как влечение к противоположному полу чрезвычайно сильно, иудаизм принимает предосторожности против ситуаций, которые могут ослабить самоконтроль. Вот почему мужчинам и женщинам запрещено оставаться наедине друг с другом. Вот почему мужчины и женщины отделены друг от друга в синагоге. Внимание молящихся должно быть сосредоточено на молитве, а не занято представителями противоположного пола. Вот почему в иудаизме есть законы относительно ниды (женщины в состоянии нечистоты) и цниюта (скромности). Скромность и сдержанность — отличительные черты настоящего еврея.

В то время что современная западная мораль внушает мысль: «что естественно, то не безобразно», Тора четко указывает, какие влечения, несмотря на кажущуюся естественность, совершенно безобразны и неприемлемы.

Будучи созданным по образу и подобию Творца (абсолютно самодостаточного, ибо Он — всё), человек может сосредоточиться на процессе своего персонального духовного роста и «не замечать», что происходит в окружающем мире. Но потенциал влечения к противоположному полу препятствует этому.

Однако для того, чтобы оба эти потенциала вывели человека к истинному Единству, Творец мира дал законы реализации потенциала, показав дорогу, по которой надо двигаться.

И одновременно, чтобы и в этом, как и во всем, у нас была свобода выбора, есть и дороги, по которым двигаться нельзя. «И с мужчиною не ложись, как ложатся с женщиной; гнусно это. И ни с какой скотиной не ложись, чтобы чистоты лишиться через нее; и женщина не станет перед скотиной для совокупления; непотребство это».

Понятно, что деяние, о котором Вс-вышний сказал, что «гнусно это», не может считаться чем-то приемлемым. Мудрецы учат нас, что Вс-вышний никогда не требует от человека невозможного. Тора запретила мужчине связь с чужой женой. И все понимают, что не имеет значения, насколько сильна страсть — такая связь останется запрещенной. И в случае с влечением к человеку своего пола — никто не берется утверждать, что оно сильнее естественного, нормального влечения, а значит — его можно контролировать.

Большая часть религиозных людей, ощутивших в себе запретное влечение или потребность, справляются с этим, а если чувствуют, что самостоятельно из этого не выберутся — обращаются за помощью к раввину или к опытному, грамотному психологу и решают проблему.

Выводить материалы