Живем 3 года в Израиле. По приезду в Израиль привезли с собой из России мезузы, которые были в доме. Сейчас возвращаемся в Россию и решили забрать свои мезузы. Вдруг узнали, что не стоит забирать эти мезузы с собой обратно, а лучше купить новые, и даже запрещено забирать их. Что делать? Как поступить правильно?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Нет необходимости прикреплять мезузы в новой квартире, где еще не начали жить. Однако с того момента, как ее предназначили для жилья и начали перевозить туда вещи, необходимо сразу прикрепить мезузот, даже если сами жильцы переедут туда через несколько дней.
Если мезузы прикреплены и люди жили в квартире, запрещено снимать мезузы и оставлять квартиру без них при переезде на другое место (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 291:2). В Талмуде (Бава Мециа 102а) сказано, что это может быть опасно для того, кто так поступает, а комментарий Тосафот добавляет, что и для того, кто будет после этого там жить.
Обязанность прикрепить мезузы возлагается на человека, который использует квартиру для жилья, поэтому даже если квартира съемная, квартиросъемщик обязан прикрепить мезузот, и, соответственно, ему запрещено будет их снимать при переезде. Мезузы при этом остаются собственностью квартиросъемщика, поэтому он может потребовать у нового жильца заплатить за них. Однако даже если тот откажется заплатить, снимать их будет нельзя. Кроме того, если новый квартиросъемщик не желает платить, он может прикрепить свои мезузот, а старые вернуть (Шаарей Торат а-Байт 16:5,3).
Если хозяин квартиры нееврей и после выезда съемщика квартира возвращается к хозяину, то еврею, который жил там, необходимо снять и забрать свои мезузы. Соответственно, если еврей сдает квартиру нееврею, ему также необходимо снять мезузы (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 291:2).
Если квартиросъемщик прикрепил дорогие мезузы высшего качества (меударот), разрешено при переезде забрать их, прикрепив вместо них обычные кошерные более дешевые мезузы. Для этого необходимо с самого начала, прикрепляя дорогие мезузы, иметь в виду, что их собираются поменять при переезде. Если с самого начала об этом не подумали, можно снять дорогие мезузы для проверки и на их место прикрепить обычные.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Авраам Борщевский
Вы уверены что ваша мезуза кошерна? Все не так просто...
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Реувен Куклин
А если косяк очень узкий?
Рав Яков Шуб
Тэфах — это сколько?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Яков Шуб
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его