Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Этот мир похож на прихожую перед будущим миром...

 

Говорит Писание: «Как велико благо, которое сокрыл Ты для боящихся Тебя!» Понять этот стих можно, опираясь на сказанное в трактате Авот: «Рабби Яаков говорит: "Этот мир похож на прихожую перед будущим миром; приготовь себя в прихожей, прежде чем войдешь в парадный зал!"» Всегда ведь делается именно так: если кто-то собирается посетить какого-нибудь уважаемого человека, он готовится к этому за несколько часов; если же он зван к царю, то начинает готовить подходящую к этому случаю одежду за много недель! А что же у нас? Человек обычно живет семьдесят, иногда восемьдесят лет, и говорит нам мудрец Мишны, что все эти годы, которые он проводит в прихожей — в этом мире, — следовало бы ему потратить на подготовку к будущему.

Но где же слыхано, чтобы к чему-то нужно было готовиться столько лет? А дело вот в чем: в парадном зале будущего мира множество различных великолепных помещений, и, чтобы заслужить право входа в каждое из них, как раз и нужно потратить семьдесят лет. Ведь у каждой заповеди, указанной в Торе, есть Наверху свой собственный мир, и награду за выполнение этой заповеди человек получает именно из него — так сказано в святых каббалистических книгах. И именно это имеет в виду Писание, когда говорит: «Как велико благо, которое сокрыл Ты для боящихся Тебя!»

И когда мы тщательно вдумаемся в это, поймем, что все мы из-за многих наших грехов не поступаем как должно. Ведь в мире как принято? Тот, кто купил лучший участок земли, чтобы выстроить на нем дворец, пригласит самого знаменитого архитектора, чтобы тот посоветовал ему, как расположить переходы и как — комнаты. И должен он будет указать, в каком месте будет заканчиваться парадный зал и начинаться прихожая. И, призвав его, скажет он ему так: «Дошло до меня, что великий ты мастер; прошу тебя, укажи мне и наставь меня, как построить мой дворец? Ибо хочу я, чтобы был он приятным и великолепным в глазах всего мира — и чтобы прихожая была у него подходящая». И внимательно исследует архитектор участок, что купил богач, и скажет: «Внимательно изучил я землю, что купил ты; но мера этой земли слишком мала, чтобы выстроить на ней и прекрасный дворец, который был бы приятным и великолепным в глазах всего мира, и просторную прихожую. Участок слишком узок, и выйдет так, что чем больше места отведешь ты на прихожую, тем более скромным придется делать дворец. Но если ты поступишь так, твой дворец совсем не будет смотреться; лишенный всякого великолепия, он только вызовет насмешки. И в конце концов ты будешь сожалеть, что в таком доме устроил себе жилище. Прихожая же нужна лишь для того, чтобы через нее пройти в сами помещения! По всем этим причинам совет мой таков: выбери главное, построй дворец со всеми его переходами и комнатами как должно, а затем построй прихожую на той части участка, что останется; и хватит тебе даже узкой прихожей!»

Само собой очевидно, что хотим мы сказать этой притчей. Находясь в это мире, мы строим дворец для своей души. Об этом сказали мудрецы Талмуда, когда сообщили нам, что стих: «И все сыновья Твои — изучающие Б-га», следует читать совершенно по-другому, а именно: «И все строительство твое — изучение Б-га». И то же самое говорит Мидраш, разъясняя стих: «Построила она дом свой...» Считает Мидраш, что речь здесь идет о Торе, Писание хочет научить нас, что всякий, кто приобрел себе слова Торы, приобрел себе жилище в будущем мире; тот же, кто не приобрел себе слов Торы, окажется в будущем мире лишенным обиталища. А если мы задумаемся, чем занимаемся целыми днями, окажется, что каждый день большую часть времени мы тратим на строительство прихожей, то есть на то, чтобы устроить красивое жилище для нашего тела, добыть одежду и пропитание для него же... И не только самым необходимым ограничиваемся мы. Благ этого мира нам нужно чрезвычайно много, и оказывается, что на строительство дворца времени почти не остается. Но даже эту малость мы находим не каждый день: бывает, что целые недели проходят без изучения Торы, а молитва наша начинается на устах и оттуда выходит наружу, не соприкасаясь с сердцем...

Горе нам, неужели вечно будем мы жить в прихожей?! Ведь пройдет немного времени, и придется нам переехать из прихожей, и, если не будет готов дворец, придется жить «вне лагеря Б-жественного присутствия», а там — место всякой грязи и враждебных сил!

Шем Олам, 4


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»