Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Цель творения, Сотворение мира, Душа, Рав Хаим Бурштейн, Мусар
Я немного добавлю к разъяснению первичного понятия нашей веры, чтобы даже юные годами восприняли как очевидное, что суть человека — это не материя, загрязненная влияниями дурного побуждения, а его возвышенная душа, предназначенная для вечного существования в невероятном и безграничном наслаждении. Я никак не могу понять вероотступников: как от их глаз могли укрыться столь изумительные чудеса природы? Ведь со времен появления первых ученых исследователи природы рассказывают о ней невообразимое! Все больше продвигаясь в знании и открывая в природе новое, они, не стыдясь, признают, что всей их мудрости хватает лишь на констатацию неутешительного факта своего полного незнания. Ибо все их постижение материи — это только начало, и исследование, в конце концов, приводит их к осознанию своего абсолютного невежества. И теперь возникает вопрос: для кого Мудрец, величие Которого наполняет всю землю, сотворил столь огромный мир такой непостижимой мудростью? Неужели для человека, который «суете подобен, и дни его проходят как тень»[47]? И еще: какой смысл в создании человека, если вся его жизнь — гнев и боль, а последнее пристанище — могила, и все, что от него остается — это камень в чистом поле? Можно ли представить себе большее разочарование? Это непостижимо нашему восприятию! Неужели Тот, Кто безгранично мудр и безмерно милосерден, в чем мы убеждаемся, непосредственно наблюдая за чудесами Творения, не в силах, упаси Б-г, создать человека согласно Своему могуществу и вознесенности? И кто же, обладая даже весьма ограниченным разумом, не поймет, что душа приходит в этот мир для испытания, чтобы ответить Пославшему его правдивыми речениями, основанными только на Торе с Небес, которая знает, какие поступки ведут человека к заповедованной ему цели — к миру, который весь — вечность и благо. Откуда о них могли бы узнать живущие на земле, если не с Небес[48]?!
И, по-моему, это неопровержимый и однозначный ответ философам, ошибочно полагающим, что этот мир не был сотворен, а существовал всегда, являясь своего рода тенью, отброшенной Творцом. Из их искаженных воззрений следует, что Всевышний, упаси Б-г, не наблюдает за Своим миром и безразличен к Его творениям. О подобных «мыслителях» сказал царь Давид: «Против тебя восстают злонамеренно…»[49] И, говоря об ошибочных выводах этих философов и ученых, становится еще более актуальным поднятый нами вопрос: как столь несовершенный мир мог произойти от благословенного Творца, Чьего величия и вознесенности не отрицают даже народы мира? Как Он мог сотворить настолько ограниченным человека, который является венцом Творения, поскольку властвует над всем на земле? У людей, по их мнению, нет жизненной цели, их дни проходят как тень, они только претерпевают гнев и боль и лишены ясного знания! Известно, что все философы ошибались в своих рассуждениях, и вслед за ними приходили другие и указывали на их заблуждения. Почему люди не были сотворены совершенными и своими достоинствами не соответствуют Тому, Чьей тенью они, согласно их теориям, являются? Зачем, согласно их ошибочным представлениям, подвергать человека испытаниям, — ведь, если он возник сам по себе, любое испытание теряет всякий смысл; и разве разум такого создания может достичь совершенства? Им невдомек, что мир был сотворен Б-гом из ничего в целях испытания человека, и Тора была дарована с Небес, дабы проложить ему верный путь. Главным доказательством этого для нас, сыновей Израиля, служат явленные нам чудеса, в истинности которых не сомневаются даже наши недоброжелатели. Мы видели сокровенные чудеса своими глазами и слышали своими ушами, они были совершены явно, у всех на виду, и «лицом к лицу» мы стояли перед Б-гом при даровании Торы на горе Синай. Мы — весь народ Израиля и каждый еврей в отдельности — ощущаем их столь явственно, как будто они произошли сегодня.
Каждому еврею следует постоянно укоренять это знание в своем сердце, и да поможет нам Б-г «изучать, обучать, соблюдать и исполнять …»[50]
Верно любящий тебя…
[47] Теилим 144:4.
[48] «И все же человек является великим творением. Разум Адама — Первого человека — до совершения им греха не был подвержен никаким внешним влияниям. Его естественные желания не могли искривить его мышление, затуманить его сознание и исказить знание добра и зла. Он знал, что такое зло, но при этом совершал только добро. Его мышление было подобно разуму ангела. Материя для него была лишь внешним покровом и одеянием, как сказано: “Одел меня в кожу и плоть” (Ийов 10:11). И как мы не стесняемся нашей одежды и не скрываем ее под еще одним слоем другой одежды, так и его материальная оболочка не являлась предметом стеснений. Поэтому и сказано: “И были они оба наги — Адам и его жена — и не стыдились” (Берешит 2:25)». (Саба из Новардока, Уровень человека, гл. «Вехи человечества»).
[49] Теилим 139:20.
[50] Авот 4:5.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Где находится Ган-Эден? И сколько их?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тем, кто учит Тору
Рав Ицхак Зильбер
Проблема антисемитизма, его происхождение, почему религиозных евреев так не любят?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Разъяснение слов Рамбана
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Существуют определенные места, которые были созданы для душ, покинувших тело.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Каждого карают по его преступлениям, пока он не взмолится – и его поднимают.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Око за око, зуб за зуб... Как подобному проявлению жестокости может быть место в Б-жественной книге? Где всепрощающее милосердие и охватывающее весь мир добро?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Из книги «Врата воздаяния»