Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глупцы, воспринимающие этот преходящий мир как вечный, теряют долю в обоих мирах, и безмерно жаль их пропавшие души

Да смилуется Милосердный над Общиной Израиля и да приблизит нас к служению Себе. Ведь в этом цель сотворения человека, без стремления к которой все мироздание совершенно лишено смысла. Сегодня я хочу поднять один важный вопрос: неужели Величайший Мудрец станет создавать нечто временное и преходящее? Всемогущий сотворил мир из ничего и мог бы сделать все существующее вечным! А ведь в действительности все так и есть: сотворенный Б-гом человек предназначен для вечного существования в предуготовленном для него высшем мире и лишь временно проходит испытание в этом, чужом для него нижнем мире, чтобы затем снова вернуться в свое истинное пристанище, в мир, который весь — вечное благо. Но не подобало ли обладающему высшей мудростью сотворить Своими руками вечное Творение, поскольку от Него, упаси Б-г, ничто не исходит напрасно. Почему же в Своем всемогуществе Он сотворил человека для временной жизни в этом преходящем мире? Ответ на это следующий: душа спускается в чужой для нее нижний мир, чтобы, подвергаясь там тяжким испытаниям, осуществить возложенные на нее задачи и подготовить все необходимое для своей жизни в вечном мире.

А глупцы, воспринимающие этот преходящий мир как вечный, теряют долю в обоих мирах, и безмерно жаль их пропавшие души[39]. Увы, увы… Приходится скорбеть по поводу их безвременной кончины! Да убережет нас Всевышний от подобной глупости, противоречащей изначальным понятиям нашей веры. С другой стороны, известно, что «нет такого мудреца, как природа», но люди пренебрегают и ее мудростью, считая, что в ней, упаси Б-г, нет ничего вечного, а лишь преходящее. Сколь разрушительно, однако, такое заблуждение! Почему же эти вероотступники не желают вечной жизни? Они — глупцы, не заслуживающие снисхождения! Однако Тора запретила причинять страдание даже животным, и тем более мы должны проявить жалость к неразумным людям, не способным понять главное и позаботиться о себе. И какое счастье, что мы возвышены над животными и одарены жизнью человека, и да будет так всегда! Мы всеми силами души благодарим Тебя за то, что Ты определил наш удел среди пребывающих в Доме Учения!

И знай, брат мой, что написал Рамбам[40]: «Вожделение греха проникает только в сердце, лишенное мудрости, а потому следует наполнить свое сердце мудростью и спастись от возникающих соблазнов, как сказано: “Грудь ее напоит тебя во всякое время[41]». Это означает следующее: если человеку чужда мудрость, желанным для него будет только разврат и другие грехи и соблазны. Совсем иначе складывается судьба того, для кого постижение мудрости — самое желанное занятие на свете. Разврат и прочие страсти обладают одним общим свойством: когда они удовлетворяются, грешники сразу же к ним охладевают, ведь удовольствие от них кратковременно и исчезает бесследно. Не так с наслаждением мудростью — «Грудь ее напоит тебя во всякое время»[42]. И если таково свойство мудрости даже в нижнем — чужом для нее мире, то насколько же она приятна в ее возвышенной обители, как прекрасна и великолепна в своих чертогах! Не понимающий этого в результате разменивает свой мир на чужой. Он не стремится к истинной радости, а то, чего желает и добивается, сразу же теряет привлекательность в его глазах, ибо быстро проходит и бесследно исчезает. Получается, что искаженные воззрения находят себе место лишь в пустых сердцах, лишенных мудрости, обладатели которых так и не научились мыслить, — поэтому они не в состоянии осознать порочность своих вожделений.

Мы уже писали, что одним из самых первичных и очевидных понятий нашей веры является осознание бренности и быстротечности нижнего мира. Важно понять, что он — лишь «преддверие», ведущее к Грядущему миру. В нижнем мире следует достойно выстоять во всех испытаниях, обрести духовную цельность и утонченность и преисполниться мудрости перед входом в царский дворец: «Кто взойдет на гору Г-спода, и кто встанет в месте святости Его?»[43] Известно, что в ощущении святости сокрыто самое вознесенное наслаждение. Это следовало бы разъяснить подробнее, но тогда мне пришлось бы много писать, а сейчас я не в силах этого сделать.

И еще одно утверждение следует понимать как первичное понятие нашей веры, которое невозможно опровергнуть: человек сотворен только для того, чтобы пройти испытания, исправить свои недостатки, войти во дворец Царя всего мира и пребывать в нем в безграничной радости. Известно, что при подборе супругов стараются найти каждому соответствующую ему пару. О несовместимости между мужем и женой мудрецы сказали: «Человек не может жить со змеей в одной корзинке»[44]. Все знают, что нет мыслителя, чья мудрость сравнима с силами природы. Так почему же она связала воедино две столь, казалось бы, противоречащие друг другу субстанции? На первый взгляд, это как раз та ситуация, когда «человек не может жить со змеей в одной корзинке»! Мы говорим о возвышенной постигающей душе и о приниженном теле человека, загрязненном всеми видами скверны больше, чем любое другое живое существо. Как могло случиться, что Величайший Мудрец связал теснейшими узами столь невообразимо далекую друг от друга пару. Как подобная небесным ангелам утонченная мыслящая душа, чистая от всякого загрязнения и скверны, могла соединиться с телом, более грязным и отвратительным, чем любое нечистое животное? Сердце человека вмещает в себя больше недостатков, чем любое создание Всевышнего, и даже самый достойный из людей может пасть, совершив страшное преступление ради иллюзорной славы. Корах был великим мудрецом, но стремление к славе заманило его в свои сети; десятеро разведчиков Земли Израиля были самыми выдающимися людьми «Поколения Знания», прошедшего по пустыне, где прежде не ступала нога человека, но и они тоже не избежали ловушки стремления к славе. Их заблуждение было недолгим — позже они раскаялись, — но кто мог бы изначально заподозрить их в способности совершить такую непростительную ошибку, ведь они «лицом к лицу» стояли перед Б-гом у подножия горы Синай! Так что приходится признать, что тяжелейшие недостатки свойственны даже самому великому из людей, как только он забывает о своем враге — дурном побуждении, подстерегающем его каждое мгновение жизни. Получилась ли из души и тела подходящая пара даже с точки зрения обычного свата, рожденного женщиной, — а тем более по критериям великого мудреца — природы. Поэтому обладающий даже ограниченным пониманием ясно видит, что соединение возвышенной души, подобной небесным ангелам, с приниженным телом было особым решением Б-жественной мудрости. Замысел Всевышнего состоял в том, чтобы душа, согласно ее безграничной вознесенности и заложенному в нее великому разуму, смогла исправить множество недостатков материального тела. «Знает праведник душу животного своего…»[45] — свою животную душу. Он хорошо изучил болезни своей души и стал выдающимся целителем, способным излечить ее многочисленные недуги. Имя ему — мудрец, венец вечной радости на его голове, и он уподобляется своему Творцу тем, что оживил своего мертвого, и тем самым исполнил заповедь «И ходи Его путями…»[46], и его душа навечно помещена в обитель жизни для безграничного наслаждения.

В этом — главная цель мироздания, предначертанная Всевышним. И вот, на основании очевидных первичных понятий нашим глазам открывается истинная причина сотворения человека и становится ясным доказательство небесного происхождения Торы. Ибо кто сможет дать человеку законы, по которым ему следует жить в землях, в которых еще никто не побывал, а тем более — раскрыть ценности высшего мира?

В моем сердце еще много удивительных размышлений об этом, но пришло время завершить это рассуждение. Да удостоимся мы возвысить наш дух и направить свою душу к совершенствованию желаний тела, чтобы они оказались гармонично связанными воедино согласно изначальному замыслу Всевышнего, и достичь истинной цели Творения. И самое главное в этом — изучение, размышление и хотя бы немного желания, — и тогда нам будет дарован успех.


[39] «Корона Торы не может увенчать того, чья жизнь — компромисс между духовным и материальным. Это так же нереально, как попытка соединить огонь и воду. Глупец не желает во всем следовать Торе. Он считает ее свет для себя слишком ярким и воспринимает его как помеху, а потому в своей духовной жизни не желает руководствоваться только Б-жественным Заветом и видеть в нем основу материальной жизни. Ведь иначе ему пришлось бы признать, что все его старания — пустая суета и погоня за ветром, а сам он подобен мякине, кружимой вихрем. Что же мешает людям понять очевидное? Только их пагубные привычки и дурные качества, стоящие препоной между восприятием разума и ощущением души. Именно они мешают признать свои природные слабости и понять, что Тора уникальна и нет другой прямой стези, кроме пути Торы, ведь только ей открыта тайна души человека и все желания и помыслы его сердца». (Саба из Новардока, Уровень человека, Введение).

[40] Мишна Тора, «Запрещенные связи» 22:21.

[41] Мишлей 5:19.

[42] Мишлей 5:19.

[43] Теилим 24:3.

[44] Йевамот 112б.

[45] Мишлей 12:10.

[46] Дварим 28:9.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.