Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Массовый карантин, запрет на проведение мероприятий и закрытие учебных заведений сказались и на еврейской религиозной жизни. Хупа на улице, Стена Плача без поцелуев и другие приметы времени. На фото: молящиеся стоят на расстоянии 2 м друг от друга, как этого требует минздрав.

Полицейский в синагоге

В 1831 году, задолго до нынешней пандемии коронавируса, главный раввин Познани р. Акива Эйгер издал ряд галахических постановлений, направленных на борьбу с холерой, которая охватила в те дни Европу. Под требованиями раввина с удовольствием подписались бы современные медики: прежде всего, р. Эйгер поручил создать комитет, ответственный за соблюдение санитарных норм. Кроме всего прочего, эта структура должна была заниматься поддержанием чистоты в домах бедных горожан (в группе риска, выражаясь современным языком) и напоминать о необходимости кипятить предназначенную для питья воду.

Чтобы уменьшить число прихожан в синагогах в дни осенних праздников и снизить шанс заражения опасным недугом, раввин Познани провел лотерею. Половине участников выпало молиться в Рош а-Шана, оставшейся половине — в Йом-Кипур. По инициативе р. Эйгера местные полицейские следили за тем, чтобы в синагогах не было тесно. В одном из писем, направленных еврейским общинам Пруссии, раввин называет конкретную цифру: «Недопустимо устраивать сборища в тесных помещениях, но можно молиться по очереди, каждый раз — количеством в 15 человек».

Усилия раввина возымели успех, а сам р. Эйгер получил благодарственное письмо, подписанное императором Фридрихом III. 

Дистанция между гостями

Ограничения, вызванные коронавирусом, вводились — и вводятся — в Израиле поэтапно, влияя на привычный ход жизни, включая религиозную практику. На данный момент общеобразовательные учреждения закрыты, наемные работники в массе своей отправлены в неоплачиваемые отпуска, число оставшихся не должно превышать 10 человек на комнату, отменены любые мероприятия в закрытых помещениях с участием более 20 человек. Как быть, например, со свадьбами? Строчка из популярной израильской песни «Еврейская голова изобретает патенты» стала лучшей иллюстрацией происходящего. Как минимум трижды в иерусалимских районах Меа Шарим и Байт ва-Ган, а также в центре Тель-Авива церемония хупы состоялась прямо на улице. Ближайшие родственники и просто случайные зеваки стояли на расстоянии двух метров друг от друга, как это предписывает министерство здравоохранения Израиля. В ешиве религиозных сионистов «Мерказ а-рав» хупа прошла во дворе, а многочисленные друзья жениха разместились на балконах учебного заведения, исполняя свадебные песни и даже танцуя.

Впрочем, всем патентам патент был представлен публике в одном из супермаркетов. Именно там решили пожениться неназванные жених и невеста, поскольку на продуктовые магазины запрет «больше 10 не собираться» не распространяется.

Подчиняясь требованиям, опустели и израильские синагоги. Главный сефардский раввин Ицхак Йосеф направил письмо, в котором подчеркнул: «Любое указание министерства здравоохранения равнозначно галахическому постановлению». Р. Йосеф попросил воздержаться от посещения Стены Плача. В свою очередь, раввин Стены Плача р. Шмуэль Рабинович обратился к посетителям главной еврейской святыни с просьбой не целовать камни стены. Охранники следят за тем, чтобы визиты осуществлялись группами, не превышающими 10 человек, и чтобы между молящимися было значительное расстояние. 

Молитва лидера поколения

Нерешенным остался вопрос, касающийся мацепекарен. Наиболее кошерной считается маца, выпеченная вручную, и на нее есть немалый спрос. Однако запрет на одновременное пребывание в пекарне более чем 10 работников может привести к дефициту ручной мацы. Поскольку от момента замеса теста до полного пропекания мацы должно пройти не более 18 минут, в таких мацепекарнях штат довольно значителен, поскольку каждый сотрудник занимается отдельной функцией: один перемешивает ингредиенты теста, другой замешивает, третий разрезает на части, четвертый раскатывает скалкой, пятый проделывает отверстия, и так далее. Ситуация осложняется и тем, что носить предписанные минздравом резиновые перчатки пекари не могут — материал попросту расплавится от жара печей.

Тем временем лидер поколения раввин гаон Хаим Каневский вместе с раввинами-каббалистами р. Шимоном Галаем и р. Шимоном Баадани собирается провести молитву за благополучие евреев всего мира и скорейшее спасение от коронавирусной инфекции. Лица, которые хотят быть упомянутыми в индивидуальном порядке, могут внести пожертвование — все собранные таким образом деньги будут переданы в фонд помощи малоимущим «Купат а-ир».

Последнее обстоятельство особенно важно. Пока врачи занимаются разработкой вакцины, нужно помнить о написанном в недельной главе Торы: «Когда будешь вести счет сынам Израиля по их счислениям, то дадут они каждый выкуп за душу свою Господу при счислении их, и не будет среди них пагубы». Цдака, молитва и изучение Торы испокон веков являлись защитой еврейского народа от всякого рода напастей. Пусть заслуги предков и наши личные усилия в духовном аспекте защитят народ Израиля!


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»