Султан Салах ад-Дин очень ценил великого еврейского ученого Рамбама и предпочитал его всем своим лекарям. Рамбам был врачом, и когда султану случалось захворать, он обращался только к нему. Поэтому арабские врачи при дворе страшно завидовали Рамбаму.
— Слыханное ли дело, чтоб еврей стал главным лекарем при султане! — перешептывались они между собой.
Эти завистники из кожи вон лезли, стараясь восстановить султана против Рамбама. Но султан над ними только посмеивался.
Однажды велел он созвать всех своих лекарей во дворец. Один из них почтительно поклонился и сказал:
— Великий султан, завтра утром вы увидите чудо. Мы, лекари, — он посмотрел только на арабских медиков, тщательно избегая взглядом Рамбама, — приведем к вам человека, слепого οт рождения. Мои уважаемые собратья и я беремся сделать несчастного зрячим.
Рамбам с любопытством слушал его и сначала ничего не говорил, но затем, хорошенько подумав, поклонился султану и сказал:
— Ваше высочество, такого быть не может. Если человек родился слепым, его нельзя сделать зрячим.
Султана забавляли раздоры между его лекарями, и он сказал:
— Завтра всем снова собраться здесь, поглядим, что будет.
На следующее утро все явились к султану. Хвастливый арабский врач привел слепого и в присутствии всех спросил его:
— Скажи, добрый человек, ты слеп от рождения?
— Да, господин мой, от рождения не видел я белого света.
Обвел лекарь взглядом собравшихся и сказал:
— Все слышали?
Затем он достал бальзам и начал осторожно втирать его в веки слепца. Слышно было, как муха пролетает, — такая стояла тишина.
Вдруг слепой открыл глаза, его печальное лицо прояснилось, он подпрыгнул от радости и закричал:
— Благословен Аллах — я вижу! Вижу! Великий Аллах, благословенно Имя Его, я вижу!
Собравшиеся разразились громкими рукоплесканиями. Только Рамбам стоял молча и не хлопал. Все взгляды обратились к еврейскому врачу: почему он не разделяет общего восторга?
Тогда Рамбам встал, не спеша достал из кармана красный носовой платок и стал размахивать им перед глазами прозревшего.
— Ну, добрый человек, ты был слепым, а теперь стал зрячим, так не можешь ли мне сказать, какого цвета этот платок?
— Конечно, могу, — уверенно ответил тот, — красного. Рамбам повернулся к султану и, низко поклонившись, сказал:
— Великий султан, этот человек говорит, что был слеп от рождения. Откуда же ему знать, какого цвета платок? Люди не рождаются со знанием цветов, они постепенно научаются их различать; не может слепой от рождения знать, что платок красный.
Тут султан и все присутствующие поняли, что «прозревший» — лжец и обманщик.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»