Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Милосердие, Хесед, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Качества Творца, Любовь к ближнему
«И ходи Его путями…»[26]
Моему уважаемому другу, великому мудрецу и раввину…
Мой отец, господин и учитель, был предан миру, любил мир и стремился к миру. Да ниспошлет мне благословенный Б-г помощь из источника Своей святости, чтобы и я следовал этому пути все мои дни! И тогда я узнаю, насколько мне сопутствует успех, ибо в жизни нет большего благословения, чем развитие в себе любви к людям. Ведь самое важное, чего человек может достичь своим трудом, — это приближение к благословенному Б-гу, как сказано: «И я (знаю): близость Б-га — благо для меня…»[27] В действительности ничего иного нам и не надо, ибо Он — совершенное милосердие, и устремляющийся к Нему приближается ко всякому добру.
И вот, Всевышний в Своем совершенстве любит все Свои творения, ведь иначе мир бы не устоял! А значит, любовь к людям — это и есть приближение к благословенному Б-гу. Ибо как может созданный из земного праха приблизиться к Г-споду, если даже высшие ангелы вопрошают друг друга: «Где место Его святости?» Но наши мудрецы в своей праведности указывают нам на этот путь: «Приблизься к Его качествам…»[28]
И вот, ни одно из качеств Всевышнего не раскрывается так ясно, как любовь к людям: «Ты открываешь Свою руку и насыщаешь все живое благоволением»[29]. Это означает, что мы видим, как каждый из нас получает удовольствие и удовлетворение именно вследствие любви Б-га к Своим творениям. Мы знаем, что «причинение страдания животным — это запрет Торы»[30]. «И мир милосердием будет отстроен…»[31] — это качество Всевышнего, раскрывающееся перед нами в каждом уголке мироздания[32].
Благодаря этому знанию я постиг смысл изречения рабейну Йоны, которое всегда было чрезвычайно трудным для моего понимания. Он пишет, что отсутствие милосердия к ближнему более тяжко, чем воровство[33], и приводит этому ясное доказательство из стиха Писания: «Вот, таково было преступление Сдома, твоей сестры: гордыня, пресыщение хлебом, праздность были свойственны ей и дочерям ее, и руки неимущего и нуждающегося она не поддерживала»[34]. Из этого ясно следует, что главный порок жителей Сдома заключался в отсутствии у них милосердия. Много лет меня мучил тяжелый вопрос: ведь запрет на воровство — это повеление «отдались от зла», а деяние милосердия — «твори добро», и всем известно, что нарушение запрета «отдались от зла» более тяжко, чем неисполнение предписания «твори добро». Кроме того, воровство — это грех, совершенный активным действием, а отсутствие милосердия — всего лишь бездействие!
Но, благодарение Б-гу, несколько лет назад мне открылся смысл этих слов, и это было для меня столь значимо, что вызвало безграничную радость, и, следуя своему обычаю, я не раскрыл этого ни одному человеку. И теперь я уже не помню, кто удостоился узнать об этом первым вы или мой сын.
Суть этой замечательной идеи такова. В трактате Брахот сказано: «В устах рабби Меира было привычным изречение: изучай всем сердцем своим и всей душой своей, чтобы знать путь Мой, и постоянно заходи в обитель Торы Моей»[35]. Эти слова вызывают крайнее недоумение. Ведь известно, что на небесном суде в первую очередь спрашивают об изучении Торы[36]! Почему же здесь вначале упоминается знание путей Всевышнего? А если предположить, что оно является частью изучения Торы, то получается, что продолжение данного изречения — «и постоянно заходи в обитель Торы Моей» — это повторение той же самой мысли! Однако в действительности рабби Меир вложил в эти слова удивительный смысл. Он имеет в виду, что прочно укорененное в разуме человека и в его чувствах остается с ним навсегда.
Каждый, кто хоть немного постигнет пути Б-жественного управления миром, поймет, что Б-г одарил благом все Свои творения, а в особенности — человека: «И немногим Ты умалил его перед Б-гом, славой и великолепием увенчал его. Ты позволил ему властвовать над делами Твоих рук, все положил к его ногам»[37], даровав ему ясное мышление. И даже нищий в действительности очень богат. Однако: «Сотворил Б-г человека прямым, они же пускаются во многие расчеты»[38]. Люди не умеют довольствоваться своим благим уделом и в результате теряют оба мира. Но тот, кто вдумается в пути Б-жественного управления, осознает, насколько милостив Всевышний, в особенности к человеку, и преисполнится к Нему благодарности за даруемое благо.
И вот, в природу человека заложено любить того, кто к нему добр, в особенности — если оказываемая ему милость постоянна и щедра. Также людям свойственно следовать путем тех, кто им дорог, и стараться им уподобиться. Вот, например, для меня бесценны стези нашего учителя, благословенной памяти. Я удостоился немного перенять его знание, мудрость и трепет перед Небесами и стремлюсь следовать его обычаям. Я всем сердцем желаю походить на него, так как все его пути в моих глазах прекрасны и совершенны. Это тем более верно, если человек достаточно глубок, чтобы своим разумом осознать величие Б-га, Его милосердие и справедливость. Ведь как бы я управлял миром, если бы это было в моей власти и силах? Сколько неправедности, ненависти, раздражения, мстительности, затаенной злобы, пренебрежения, непростительного беспамятства я проявлял бы ежечасно и в особенности к творениям, приниженным по своей сути! И пусть человек задумается о безграничности Б-жественного милосердия, и тогда он непременно будет следовать Его путями.
Однако их можно узреть только в свете Торы, и мы уже неоднократно это доказывали. Ведь стремление следовать путями Б-га вызывает в нас сильное желание постоянно заходить в чертоги Его Торы. Поэтому рабби Меир начал с изречения: «Изучай всем своим сердцем и всей душой, чтобы знать путь Мой», и тогда у тебя возникнет естественное желание «постоянно заходить в обитель Торы Моей». Это — удивительное открытие! Я хотел бы рассказать вам кое-что еще, но мне тяжело писать…
И вот, если некто совершенно лишен желания идти путями Б-га из-за отсутствия в нем стремления поступать соответственно деяниям Всевышнего, то это знак того, что он не замечает Б-жественного управления миром и не осознает Его милосердия, и поэтому лишен намерения совершать добро. Писание подчеркивает, сколь тяжкое наказание полагается за пренебрежение как милосердием, видимым глазу, например, дружелюбием или вежливостью, так и глубоко внутренним, то есть желанием следовать путями Б-га. Отсутствие милосердия — более тяжкое преступление, чем воровство, поскольку протянуть руку к чужому имуществу — это лишь одно преступление, а пренебрежение милосердием, упаси Б-г, свидетельствует об отсутствии у человека истинной веры и непонимании путей Б-жественного управления в мироздании.
«“Возлюби ближнего, как самого себя”[39] — это великий принцип в Торе»[40], из которого легко научиться следовать путями Б-га, и если человек так поступает, в нем углубится понимание веры во Всевышнего и Его управления миром.
Да удостоимся мы оба укрепиться в вере и да будем подниматься все выше, согласно благословению любящего тебя…
[26] Дварим 28:9.
[27] Теилим 73:28.
[28] Сота 14а.
[29] Теилим 145:16
[30] Бава Меция 32б.
[31] Теилим 89:3.
[32] «Нам следует относиться к человеку согласно высокому замыслу его сотворения. Ведь он был создан по образу и подобию Всевышнего: “Свеча Г-спода — душа человека” (Мишлей 20:27), “ибо удел Г-спода — Его народ” (Дварим 32:9). К каждому нужно относиться так, как того требует его природная сущность, которая определяется его постигающей душой. Мы не должны обращать внимание на то, как поступает человек, каковы его пути и качества!» (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 105).
[33] Шаарей Тшува, гл. 3, раздел 15.
[34] Йехезкель 16:49.
[35] Брахот 17а.
[36] Кидушин 40б.
[37] Теилим 8:6-7.
[38] Коэлет 7:29.
[39] Ваикра 19:18.
[40] Берешит Рабба 24:8.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.