Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава «Ки таво» («…когда придешь в страну, которую Г‑сподь, твой Б-г, дает тебе в удел») начинается заповедью о принесении в Храм начатков (первых плодов урожая) семи видов растений,которыми славится Эрец-Исраэль. Далее следует приказ после перехода реки Ярден и вступления в Эрец-Исраэль произнести благословения на горе Гризим и проклятия на горе Эваль. Этим действием евреи подтвердят, что намерены хранить верность своему союзу с Всевышним. Большое место в главе занимает предсказание о том, как Всевышний будет отвечать на поведение Своего народа. Конкретно изложены благословения, которые получит народ, соблюдая заповеди Торы, и проклятия, которые будут посланы ему, если он сойдет с ее пути.

Недельная глава «Ки таво» начинается с заповеди приношения первинок — «бикурим»: «И будет: когда придешь на землю, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе в удел, и овладеешь ею и поселишься на ней; То возьми от начатка всякого плода земли, что получишь от земли твоей, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, и положи в корзину, и пойди на место, которое изберет Господь, Б-г твой… И возгласи и скажи…» (Ки таво, 26:1–4). Что он должен возгласить? Приносящий перечисляет все добро, что Б-г сделал еврейскому народу — сделал его многочисленн ым и великим народом, вывел из Египта с большими чудесами и т. д. И заканчивает словами: «И привел нас на место это, и дал нам землю эту, землю, текущую молоком и медом. А теперь вот принес я первые плоды земли, которую дал Ты мне, Господи!» (там же, 9, 10).

Основным содержанием этой заповеди является выражение благодарности Творцу. И очень интересно — за плоды, которые Б-г дал ему, человек вспоминает все добро, что Б-г сделал еврейскому народу с самого начала, с создания народа.

Благодарность — один из главных показателей духовного роста и внутреннего содержания человека. Выражать благодарность следует вне всякой связи с намерениями противоположной стороны, искренними ли, корыстными ли. Мы как-то об этом писали так:

Об этом аспекте темы не раз говорил рав Хаим Шмулевич, благословенна память праведника, и заключал, что и в этом случае (при небескорыстных намерениях другой стороны) мы должны быть благодарны человеку. Именно так рав Шмулевич и поступал. Например, по окончании какой-либо «сеудат-мицва» (заповеданной трапезы) рав всегда благодарил работников кухни. Однажды, когда он, поблагодарив кухню, уходил с трапезы шева брахот, кто-то из учеников спросил рава:

— За что рав благодарит? Люди работают за плату. Без денег они бы стакана чая не принесли.

— Да, — отвечал рав, — но какое это имеет отношение ко мне?

Рав продолжил разговор на эту тему в ешиве и привел в доказательство мидраш.

Мидраш рассказывает о том, как братья хотели убить Иосефа, считая его действия и цели преступными, и о том, как Реувен заступился за него и спас от смерти, и объясняет мотивы поступка Реувена так. После смерти Рахели, любимой жены, Яаков перешел жить не в шатер Леи, а в шатер служанки Рахели. Реувен, сын Леи, был оскорблен этим и перенес постель отца в шатер Леи. Он понимал, что нарушил этим закон Торы, который предписывает относиться к родителям с безоговорочным уважением, и боялся, что из-за этого не войдет в число колен Израиля. Когда Иосеф рассказал братьям свой сон о том, как ему поклонятся одиннадцать звезд, Реувен утешился. Одиннадцать — значит, он не отторгнут!

В благодарность за это Реувен и спас жизнь Иосефу. Он числит меня среди сыновей Яакова, думал Реувен, и я его не спасу?! Но ведь Иосеф отнюдь не имел намерения утешить Реувена? Он увидел сон, прямо скажем, приятный сон, льстящий самолюбию, и на радостях пересказал его. Только и всего. Но Реувен не забыл о том, какое душевное облегчение принес ему рассказ Иосефа.

В Талмуде приведено немало историй о том, как наши мудрецы выражали благодарность своим женам. Рабби Акива изначально был необразованным пастухом, женившимся на дочери прославленного богача Калба Савуа. Благодаря самоотверженности жены, которая послала его учиться, и по ее инициативе он провел много лет вне дома, в ешиве, и стал великим мудрецом, учителем тысяч учеников. Когда он вернулся домой и его супруга Рахель вышла навстречу, рабби Акива обратился к сопровождавшим его ученикам: «Моя Тора и ваша Тора — это ее заслуга!»

А как насчет жены, не похожей на жену рабби Акивы? Талмуд нам рассказывает историю: супруга рабби Хии отличалась трудным характером. Она делала всё наперекор мужу. Но когда рабби Хия видел что-либо подходящее для нее, он приносил это ей в подарок. Сказали ему ученики: «Она же огорчает вас». Раби Хия ответил: «Достаточно того, что жены нянчат детей и спасают нас от греха». Нянчат детей — понятно: бессонные ночи, полная самоотдача. «Спасают от греха» — имеется в виду старание жены хорошо выглядеть, быть привлекательной для мужа. Но ведь это не так трудно женщине? Может быть, она от того, что следит за собой, привлекательно выглядит, получает еще большее удовольствие, чем муж. А благодарность — и за то, и за другое в равной мере. Очень интересен подход рабби Хия — хотя есть и неприятные моменты, он концентрирует внимание на т ом хорошем — основном, что получает от жены.

Умение ощущать и выражать благодарность Всевышнему, родителям, учителям, ешиве, мужу, жене, коллеге является одной из основных частей духовного совершенства человека.


Считается, что греки дали человечеству естественные науки, философию, театр, искусство и даже спорт. Но наши мудрецы называли греческую культуру и мировоззрение греков «тьмой». В Хануку, когда зажигаются ханукальные огни, мы празднуем победу в борьбе против эллинизации евреев. Каково же правильное отношение к греческому мировоззрению, которое, в очень многих аспектах, лежит в основе современной культуры? Читать дальше