Из цикла «Ховот аЛевавот», темы: Раскаяние, Грех, Искупление грехов, Рабейну Бахие, Ховот аЛевавот
Покаяние — это прежде всего ревностное исполнение заповедей. Существует несколько причин, по которым человек перестает подчиняться Б-жьей воле: неверие, поверхностное знание иудаизма, происки ангела-искусителя и ослабление силы духа, влияние дурного общества.
Есть два вида нарушений: не делать то, что заповедал Господь, и делать то, что Тора запрещает. Искупление должно соответствовать проступку: если человек не соблюдал заповеди, следует немедленно начать их исполнять, если он нарушал законы, пусть оставит путь греха раз и навсегда. Это можно сравнить с лечебным процессом. Если человек заболел оттого, что в его организм не поступали полезные вещества, нужно усиленно есть пищу, богатую этими элементами. Если же он заболел от вредной пищи, необходимо прекратить ее употребление. После принятия необходимых мер больной может постепенно возвратиться к нормальному образу жизни.
Покаяние — это сожаление о содеянном грехе. Прежде всего нужно сильно желать раскаяться. Тогда человек вступает в борьбу со своими животными страстями и побеждает их. Он просит у Господа прощения и делает все возможное, чтобы грех не повторился. Искренне раскаявшийся будет обязательно прощен Б-гом.
Человек должен знать, как исправить содеянное. Сначала необходимо полностью осознать зло своих деяний. Затем хорошо прочувствовать, какие наказания положены за совершенные проступки. Ведь все грехи записываются в Памятную Книгу, ибо в противном случае человек никогда бы не исправился. Очень важно также знать, что Господь помогает искренне раскаявшемуся, как сказано: «Не желаю Я смерти грешника, но его раскаяния». И конечно же, нужно немедленно прекратить грешить и навсегда отказаться от дурных поступков. Если все эти условия будут соблюдены, Господь примет покаяние.
Итак, существуют четыре этапа покаяния: сожаление о содеянном, прекращение греха, исповедь, обещание никогда не грешить в будущем. Прийти к покаянию человек может разными путями: устрашиться наказания Небес, послушаться голоса пророка (читая священные книги) или праведного человека. Счастлив тот, кто осознал свои грехи, не испытав кары Б-жьей!
Существуют два вида грехов: по отношению к Б-гу и по отношению к ближнему. В первом случае согрешивший вредит только себе (например, придерживаясь какой-то ереси), во втором — окружающим, нанося ущерб их чести, здоровью или имуществу. В конечном счете, любой грех — это бунт против Б-га и людей.
Грех против Господа прощается сравнительно легко, ведь Всевышний милосерден. Нужно только искренне раскаяться и прекратить грешить. Если это нарушение морали Торы, следует очистить свое сердце от скверны. Если в грехе «повинно» тело, нужно приучить себя к воздержанию. Раскаяться можно всегда, вплоть до последней минуты жизни.
Но получить прощение за грех, совершенный по отношению к ближнему, бывает иногда трудно. Может быть, обиженный человек переехал в другую страну, или умер, или просто не желает простить обидчику. Иногда согрешивший не в состоянии покрыть нанесенный им материальный ущерб. Бывает и так, что человек не знает, кого он обидел, и, следовательно, не может получить прощение. Особенно трудно тому, кто злословил и давал неправильные советы: он не может вспомнить всех, кого оболгал. Сказали по этому поводу наши мудрецы: «Делающий добро многим — не согрешит, вводящий во грех многих — не раскается».
Как же исправиться тому, чей грех не прощен людьми? Нужно сделать все, чтобы разыскать обиженных, и повиниться Господу. Если человек искренен, Б-г облегчит его путь: поможет потратить деньги на добрые дела, укажет наследников в случае смерти обиженного. Когда нанесен моральный, а не материальный ущерб и человека уже нет в живых, следует пойти на его могилу и в присутствии десяти евреев попросить у покойного прощения. Б-г простит грешнику.
Эти примеры показывают, что раскаяться может каждый. Нет непреодолимых препятствий на пути к Б-гу. Я написал эту книгу не только для тебя, но и для себя, читатель. Поэтому в ней не может быть ничего непостижимого или заранее невыполнимого. Помни, что Б-г помогает тем, кто идет по праведному пути. Не ссылайся на незнание или непонимание — эти мысли ангел-искуситель нашептывает тем, кто слаб духом.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»