Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мазаль — это сила, текущая и влияющая из высших миров, и связывающая человека, который находится в нижних мирах

«У человека есть мазаль (судьба, рок)» (Талмуд, Бава кама 2). «У него есть разум, подсказывающий ему, как хранить себя» (Раши).

Мазаль — это сила, текущая и влияющая из высших миров, и связывающая человека, который находится в нижних мирах, «месте исчезновения и гибели», со своим корнем. Это и есть даат — тайна существования человека, его связь с миром идей, с чистой душой. Понятно, что Гемара в Бава кама говорит о «простом разуме» (см. выше гл. 1). Но отсюда мы учим, что мазаль — это даат, и для каждого человека существование в этом и Грядущем мире по мере его качества даат.

В этом мире

«У человека есть мазаль».

«И вот, открылась мне замечательная интерпретация, посредством которой отойдут сомнения и раскроются Б-жественные тайны». Так начинает Рамбам (Путеводитель ч.3, гл.51) свое объяснение Провидения по отношению к событиям нашего мира. «Человек, совершенный в своем постижении, разум которого никогда не отходит от Всевышнего, Провидение будет на нем все время. А человек, совершенный в постижении, мысль которого отойдет от Всевышнего на какое-то время, будет над ним Провидение только в момент, когда он думает о Творце. Но Провидение отойдет от него во время его занятия своим делом, но не так, как отходит от совсем неразумеющего, а лишь уменьшится то Провидение… И поэтому мне кажется, что если постигло зло кого-то из пророков или благочестивых совершенных людей, это могло произойти только в момент такого забытья, и по мере этого забытья — проявится сила зла».

Приобщение разума и познания (даат) к Всевышнему осуществляется через присоединение человека к миру идей, к святой Торе. Ведь воля Всевышнего — это Тора, и тогда Он хранит существование человека. Прилепившийся своим познанием к Творцу вознесен над всеми проблемами материального мира.

Далее Рамбам разбирает Псалом 91, объясняя, что в нем идет речь именно об этом Провидении. «Живущий под покровом Всевышнего в тени Всемогущего обитает. Скажу Г-споду: Убежище мое и крепость моя — Б-г мой, на которого полагаюсь я… Ибо он возлюбил Меня, и Я избавлю его, укреплю его, ибо он знал имя Мое…». Прилепление даат, познания, в котором заключена сама сила воли и желания, к Торе — воле Всевышнего и Его именам, поднимает и возвышает человека над природой и ее опасностями.

Вот как объясняет это Нефеш аХаим: «И потому человек, принимающий на себя иго Торы… возвышается над всеми делами этого мира. И Всевышний надзирает над ним индивидуальным провидением, которое выше всех природных сил и законов, поскольку он прилепился к Торе и, если можно так выразиться, к самому Всевышнему».

И в Грядущем

«И в этом причина того, что наш учитель Моше в Торе, говоря о награде за заповеди, не раскрыл воздаяние в мире душ, поскольку это вещь естественная, ибо нет погибели у трансцендентных разумов. Но он подробно описал блага материального мира как награду за заповеди, ведь это — чудеса и диковины» (Рамбан).

Бессмертность души заложена в самой ее сути: нет погибели у трансцендентных разумов. Говоря словами рабейну Тама: «Мудрость и осознание (хохма и даат) не пропадут, они существуют вечно, и если пропадут от сотворенного знающего, не пропадут от Знающего — Творца. Осознание есть высшая сила, над которой не властна гибель… Душа хранит себя осознанием, которым она знает себя и включает ее, и потому не пропадет, ибо она — знающая, и она — знаемая, и она — знание, поскольку разум, разумеющий и разумеемое есть одна сила. Таким образом душа, которая есть осознание, не пропадет, ибо осознание не пропадает». Прилепленность и объединение души человека с миром идей — это возможность ее вечного существования в Грядущем мире. А это объединение происходит в силу качества даат, как мы объясняли выше. «В Грядущем мире нет ни еды, ни питья… но праведники сидят, и их венцы на головах их…» — то есть, знание (даат), «которого они достигли, и из-за которого удостоились Грядущего мира» (Рамбам).


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше