Из цикла «Даат тфила», темы: Провидение, Душа, Рамбам, Судьба, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«У человека есть мазаль (судьба, рок)» (Талмуд, Бава кама 2). «У него есть разум, подсказывающий ему, как хранить себя» (Раши).
Мазаль — это сила, текущая и влияющая из высших миров, и связывающая человека, который находится в нижних мирах, «месте исчезновения и гибели», со своим корнем. Это и есть даат — тайна существования человека, его связь с миром идей, с чистой душой. Понятно, что Гемара в Бава кама говорит о «простом разуме» (см. выше гл. 1). Но отсюда мы учим, что мазаль — это даат, и для каждого человека существование в этом и Грядущем мире по мере его качества даат.
«У человека есть мазаль».
«И вот, открылась мне замечательная интерпретация, посредством которой отойдут сомнения и раскроются Б-жественные тайны». Так начинает Рамбам (Путеводитель ч.3, гл.51) свое объяснение Провидения по отношению к событиям нашего мира. «Человек, совершенный в своем постижении, разум которого никогда не отходит от Всевышнего, Провидение будет на нем все время. А человек, совершенный в постижении, мысль которого отойдет от Всевышнего на какое-то время, будет над ним Провидение только в момент, когда он думает о Творце. Но Провидение отойдет от него во время его занятия своим делом, но не так, как отходит от совсем неразумеющего, а лишь уменьшится то Провидение… И поэтому мне кажется, что если постигло зло кого-то из пророков или благочестивых совершенных людей, это могло произойти только в момент такого забытья, и по мере этого забытья — проявится сила зла».
Приобщение разума и познания (даат) к Всевышнему осуществляется через присоединение человека к миру идей, к святой Торе. Ведь воля Всевышнего — это Тора, и тогда Он хранит существование человека. Прилепившийся своим познанием к Творцу вознесен над всеми проблемами материального мира.
Далее Рамбам разбирает Псалом 91, объясняя, что в нем идет речь именно об этом Провидении. «Живущий под покровом Всевышнего в тени Всемогущего обитает. Скажу Г-споду: Убежище мое и крепость моя — Б-г мой, на которого полагаюсь я… Ибо он возлюбил Меня, и Я избавлю его, укреплю его, ибо он знал имя Мое…». Прилепление даат, познания, в котором заключена сама сила воли и желания, к Торе — воле Всевышнего и Его именам, поднимает и возвышает человека над природой и ее опасностями.
Вот как объясняет это Нефеш аХаим: «И потому человек, принимающий на себя иго Торы… возвышается над всеми делами этого мира. И Всевышний надзирает над ним индивидуальным провидением, которое выше всех природных сил и законов, поскольку он прилепился к Торе и, если можно так выразиться, к самому Всевышнему».
«И в этом причина того, что наш учитель Моше в Торе, говоря о награде за заповеди, не раскрыл воздаяние в мире душ, поскольку это вещь естественная, ибо нет погибели у трансцендентных разумов. Но он подробно описал блага материального мира как награду за заповеди, ведь это — чудеса и диковины» (Рамбан).
Бессмертность души заложена в самой ее сути: нет погибели у трансцендентных разумов. Говоря словами рабейну Тама: «Мудрость и осознание (хохма и даат) не пропадут, они существуют вечно, и если пропадут от сотворенного знающего, не пропадут от Знающего — Творца. Осознание есть высшая сила, над которой не властна гибель… Душа хранит себя осознанием, которым она знает себя и включает ее, и потому не пропадет, ибо она — знающая, и она — знаемая, и она — знание, поскольку разум, разумеющий и разумеемое есть одна сила. Таким образом душа, которая есть осознание, не пропадет, ибо осознание не пропадает». Прилепленность и объединение души человека с миром идей — это возможность ее вечного существования в Грядущем мире. А это объединение происходит в силу качества даат, как мы объясняли выше. «В Грядущем мире нет ни еды, ни питья… но праведники сидят, и их венцы на головах их…» — то есть, знание (даат), «которого они достигли, и из-за которого удостоились Грядущего мира» (Рамбам).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.