Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Египет, Политика, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Государство Израиль, Арабо-израильский конфликт
В Израиле после войны прошли выборы. В новом Кнессете в январе 1974 года был 51 представитель Рабочей партии (Аводы),[1] 31 депутат Ликуда и пятнадцать представителей религиозных партий (десять от Мизрахи и пять от Агудат Исраэль). Голда Меир сформировала правительство и осталась премьер-министром. Но несколькими месяцами позже, когда комиссия по расследованию неготовности к войне установила, что Голда и Моше Даян несут ответственность за то, что поставили Израиль под страшный удар арабов, она ушла в отставку. Голду заменил Ицхак Рабин. Но в конце 1976 года внутренние проблемы и личный скандал привели к падению правительства.[2]
Результаты выборов 1977 года были удивительными. Получив 15 мест в первом Кнессете и проведя двадцать восемь лет в политическом изгнании, Ликуд, партия Бегина, стала самой большой в Израиле, получив на выборах 43 голоса, а Авода потеряла 19 голосов, за нее проголосовали лишь 32 депутата. Ликуд объединился с религиозными партиями и создал правительство, во главе которого встал Менахем Бегин. Ликуд привел в свои ряды много сефардских евреев, которые прежде голосовали за Аводу и обрел популярность у религиозных евреев.
Менахем Бегин был традиционным евреем, он говорил с религиозным акцентом восточноевропейского еврея, а не светским голосом лидеров Аводы, управлявших государством двадцать восемь лет его существования и еще тридцать лет до этого при британцах. Свои корни Бегин раскрыл в инаугурационной речи Кнессету, когда его выбрали премьер-министром:
Бог наших отцов дал нам наше право на существование на заре человеческой цивилизации почти четыре тысячи лет назад. За это право, освященное еврейской кровью, проливаемой из поколения в поколение, мы заплатили цену несравнимую с тем, что известно в анналах истории народов. Ясно, что этот факт не уменьшает и не отменяет нашего права. Наоборот. Поэтому я подчеркиваю: мы не ожидаем, чтобы кто-то ставил под вопрос или признавал наше право на существование на земле наших отцов.
Светские лидеры социалистов игнорировали изгнание и прошлое, считая, что у «нового» Израиля нет никаких связей с древней верой евреев, а для Бегина прошлое было реальным, важным, поучительным и интимно связанным с будущим Государства Израиль. Его восхождение к власти стало поворотным пунктом в израильской политике и жизни.
Кэмп Дэвид
Приход Бегина к власти совпал с избранием Джимми Картера президентом США. Картер очень хотел мира на Ближнем Востоке, а ключевой фигурой к миру был Садат. После успешных секретных переговоров Садат совершил драматический перелет в Израиль, где представил перед Кнессетом египетскую проблему. Бегин не дал ясного ответа, интенсивные и сложные переговоры продолжались еще два года.
Наконец, Картер пригласил Бегина и Садата в свое президентское место отдыха, Кэмп Дэвид. Без вмешательства прессы и прожекторов, три лидера после марафонских дискуссий заключили соглашение о мире между Израилем и Египтом. Египет получал назад весь Синай, а Израиль — дипломатическое признание и мир с самым большим и агрессивным соседом.[3] Это был первый мирный договор между Израилем и арабским государством.
За свои усилия Бегин и Садат получили нобелевскую премию мира. К сожалению, Садата за упрямство и прагматизм подвергли остракизму другие арабские лидеры. А потом застрелили, продолжив им меланхолическую цепь убитых арабских лидеров, которые пытались установить мир с Ишувом и Израилем.
Все, кто видел Бегина в ермолке на голове, который читал древнее еврейское благословение за оказанное Творцом благо, надеялся, что произошло фундаментальное изменение в израильской жизни. Жест Бегина был символической частью его политического обращения. Хотя и не полностью соблюдающий еврей, он сознавал, что еврейский народ родился не вместе с Герцлем. Его уважение и чувствительность к еврейской традиции вызвали симпатии многих, его поддерживали, несмотря на несогласие по ряду вопросов.
Хотя Бегин продолжал руководить страной и в следующей каденции, изгнал в Ливанской войне ООП из этой страны, разбомбил иракский ядерный реактор и пытался усилить Израиль дипломатически, его высшим достижением осталось Кэмп Дэвидское Соглашение. Хотя оно привело только к холодному миру с Египтом, но это было лучше жаркой войны. Даже во время войны Израиля в Ливане в 1982 году, когда Египет яростно выступал против Израиля, он сохранял верность хотя бы букве договора, если не его духу.
Тот факт, что это соглашение удержалось и пережило даже периоды большого напряжения, может служить утешением Израилю. Семидесятые годы были самым тревожным десятилетием для Израиля и мирового еврейства. Война и мир, террор и спасение, перемены и продолжение прошлого отмечали этот период. Но главные проблемы[4] еврейской жизни в современную эпоху были еще не решены.
[1] Название вводит в заблуждение, идеология и политика этой партии отражает интересы не рабочих и простых людей — Г.С.
[2] На пятницу во второй половине дня, с нарушением субботы, была назначена церемония приема новых самолетов, поступивших из США в израильские вооруженные силы. В знак протеста, национально-религиозная партия вышла из правительства. А личный скандал заключался в том, что Рабин скрыл от общественности факт незаконного хранения его женой сбережений, 23.000 долларов, на счету иностранного банка — в Вашингтоне.
[3] Палестинскую проблему, статус Иерусалима и еще ряд вопросов отложили до лучших времен.
[4] Среди них: внешний антисемитизм, внутренний раскол, борьба за поддержку жизни по Торе и ее ценностей, и проблемы светской ассимиляции.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.