Темы: Йом-Кипур, Рав Бенцион Зильбер, Притчи, Советский Союз, КГБ
В тот год Йом-Кипур выпал на рабочий день. В синагогу пришли только пенсионеры. Но к завершающей молитве — «Нэила» — синагога наполнилась людьми: они спешили после работы, чтобы успеть прочесть эту очень важную молитву. И попросили раввина произнести драшу — толкование Торы, соответствующее моменту. Раввин знал, что среди присутствующих есть доносчики, но постарался поддержать молящихся, которым пришлось нарушить строжайший запрет и работать в Судный День.
Он рассказал историю:
Был у одного человека петух. Человек растил его, кормил. Вдруг петух пропадает. Хозяин приходит к шойхету (резнику), приносит курицу для обряда Капарот и видит: другой человек принес его петуха. Хозяин заявляет, что птица — его. Новый «владелец» отпирается, говорит: купил этого петуха цыпленком. Идут к раввину.
Раввин выслушал тяжущихся и сказал: «Сейчас, когда у петуха ножки связаны, от него никаких сведений не добьешься. Надо развязать». Развязали — и петух радостно побежал к своему настоящему хозяину…
И рав Медалье закончил драшу словами:
Так давайте вместе скажем «Оно бэ-коях гдулас йеминхо татир цруро» — «Мы молим: великой силой десницы Своей развяжи путы!». (Слова из молитвы, которую, согласно преданию, составил раби Нехуния бен а-Кана; это просьба «развязать путы» наших грехов, которые мешают молитве подняться к Престолу Славы. В данном случае речь шла не только о внутренних путах…)
Вскоре рава Медалье арестовали. Эта драша стоила ему жизни…