Из цикла «Даат тфила», темы: Служение, Еврейская молитва, Связь с Творцом, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Раскрытие Всевышнего
«Поскольку цель творения — воздать благо сотворенным, то самым важным и приемлемым служением должно быть именно служение для получения награды. Служить для того, чтобы получить благо с целью сделать приятное Всевышнему. И действительно, если человек в своем служении стремится получить награду, и имеет при этом в виду только лишь сделать приятное Всевышнему, когда Он воздаст благо сотворенным в награду за их труд, то это превосходное служение» (р. Хаим из Воложина). Легко понять, что поскольку в Малхуте заложена концепция воздаяния блага, то реализация этого замысла воздаяния становится служением воцарения. Это служение объединяется с реализацией первого замысла творения — знания путей Всевышнего: «Лишь малую долю его хотел открыть нам Всевышний, и в этой небольшой доле будет все то наслаждение, о котором мы говорили» (Рамхаль). Ведь цель постижения и уподобления есть прилепление и приобщение. «И тогда можно будет сказать, что это создание уподобилось, насколько это для него возможно, своему Творцу, и оно будет достойно приобщиться к Нему и наслаждаться Его благом» (Рамхаль). Приобщение к Нему — это совершенство воздаяния блага, «наслаждение близостью Б-га». Тем самым служение получения блага объемлет всю концепцию воцарения. Ведь все знания путей Всевышнего даются человеку по доброте Его, вследствие желания человека получить от Него это изобилие знания. И оно само по себе является наградой, поскольку знание путей Всевышнего есть прилепление к Нему.
Выходит, что служение получения блага есть основное в служении воцарения. Мы объясним этот вопрос более подробно в следующей главе.
Самосовершенствование человека есть прорывание им завес сокрытия, за которыми он находился вследствие природного управления миром, заложенным при его сотворении. Отрицание и исправление системы зла происходит через прилепление к Всевышнему из дальних мест, где человек находился ранее. Все это и является раскрытием единства Творца и в этом — великая слава Его царства. Ведь таким образом познается, что Он царствует надо всем, даже над очень далекими от Него: «И услышат далекие, и придут, и возложат на Тебя венец царства» (Из молитвы Рош аШана, дня Воцарения).
«Все названное Моим Именем и для Моей славы Я сотворил, создал и также сделал» (Йешаяу 43:7). «Всех праведников, называемых Моим Именем» (Раши). Яаков, цельный человек, совершеннейший среди праотцев, «он — трон Славы» (Зоар).
Человек — это тот, кто воздает славу, кто воцаряет Творца, — ведь воцарять могут только подобные. Человек имеет отношение к самому понятию славы, поскольку сотворен по подобию Б-га. «Во многих местах живая душа называется славой. Как написано: “Посему обрадовалось мое сердце и возликовала моя душа (кводи)”, “Пробудись, моя душа (кводи)” и т.п. Ведь Творец дал душу человеку от своего Трона Славы…»
Так говорит и Рамбам: «Когда говорят о человеке, что он “не жалеет славы Всевышнего”, имеют в виду, что он не жалеет свой разум, ибо разум человека и есть слава Б-га». Душа человека — нешама — называется славой, кавод, и разум — тоже кавод, и суть их одна. Ведь «мысль есть аспект души, которая обучает человека знанию и пониманию Торы» (Нефеш аХаим). Слава, которую человек воздает Всевышнему, заключается в том, что он воцаряет Его над собой здесь, в нижних мирах, будучи погруженным в материальность и борясь со злом.
Когда Моше пришел, чтобы спустить с небес Тору (которая тоже называется «славой»), он спорил с ангелами служения, сказавшими: «Что есть человек, что Ты помнишь его?» Сказал Всевышний Моше: Ответь им. Сказал он: Властелин мира, я боюсь, как бы не сожгли они меня паром, исходящих из их уст. Сказал ему: Держись за Трон Моей Славы и дай им ответ» (Шабат 88). Человек может держаться за Трон Славы, откуда корень его души, она же слава, и она спустилась в мир для : раскрытия славы царства Творца. Только человек, в котором есть склонность к злу («Разве в вас есть злое начало?» — спросил Моше ангелов), которого обуревает зависть («Разве есть среди вас зависть?»), погружен в материальные проблемы («Разве вы должны работать для пропитания?»), порабощен властью («Разве вы находитесь среди народов мира?»), — только он в состоянии раскрыть славу Всевышнего изнутри глубины всего этого мрака и сокрытия и, прорывая все эти завесы, привести к явлению славы Его Царства. Это Человек, чье изображение высечено на Троне Славы.
Поскольку человек подобен лестнице, основание которой на земле, а вершина достигает неба, он становится Троном Славы Всевышнего. Яаков, цельный человек, совершеннейший среди праотцев, «он — Трон Славы» (Зоар). Страшно подумать: цель замысла творения — раскрытия единства великого Имени Творца, реализуется в праведнике. «В будущем праведники будут названы Именем Всевышнего, как сказано: “Все названное Моим Именем и для Моей славы Я сотворил, создал и также сделал” (Бава батра 75). Праведник раскрывает волю Творца. А ведь раскрытие воли Творца происходит через Его святые имена: “все названное Моим Именем” — “и это все праведники, называемые Моим Именем” (Раши).
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению