Из цикла «Почему соблюдают субботу», темы: Суббота, Отдых, Десять Заповедей, Союз с Б-гом, Исход из Египта, Ман, Рав Арье Каплан
Помни день субботний, чтобы освящать его.
Шесть дней будешь ты работать и делать все свои дела, А день седьмой — суббота Всевышнему Б-гу твоему, — Не будешь делать никакой работы… (Шмот 20, 8-10)
***
Это — четвертая из Десяти Заповедей.
***
Существует два типа евреев:
Соблюдающие субботу… и не соблюдающие ее.
И только первые могут постичь всю глубину Еврейства
Есть чудо субботы.
Дажо если вы его никогда не ощущали, оно существует. И это — один из важнейших аспектов еврейского существования.
Не будет преувеличением, если мы скажем, что евреи сохранились в течение двух тысячелетий преследований и унижений в большой степени благодаря субботе, ибо суббота не только помогла евреям сохраниться физически, она помогла им остаться живыми духовно и морально.
Без субботы евреи исчезли бы. Уже была высказана мысль, что если евреи хранили субботу, то в еще большей степени суббота хранила их.
Пока суббота в жизни еврея — важнейший ритуальный момент, еврейство остается живой пульсирующей силой.
Чтобы понять это, совершенно необходимо самому пережить настоящую традиционную субботу, и вы почувствуете, что в вас что-то изменилось. Самый бедный и униженный в этот день преображается, приобретает человеческое достоинство.
Сотни тысяч евреев соблюдают субботу, и число их с каждым годом увеличивается.
Помню, как-то я провел субботу у очень бедного вильямсбургского еврея1 . Это был простой, очень религиозный человек, живший крайне скудно Увидев его тесную мрачноватую квартиру, я втайне пожалел его, но за субботним столом он был король.
Слова его мне навсегда запомнились, он сказал: «Мне жалко тех, кто не соблюдает субботу. Честное слово, жалко. Они не знают, что теряют, не имеют об этом никакого представления».
В одной из субботних молитв говорится: «Возрадуются Царству Твоему хранящие субботу». Чудо субботы — царство каждого еврея.
Два важнейших раздела иудаизма — этика и ритуал.
Значение этических законов всем понятно. Ни у кого из нас не возникает вопроса, почему Тора запрещает красть или убивать, и почему мы должны остерегаться обижать друг друга.
С другой стороны, в иудаизме есть много ритуальных законов, которые укрепляют связь человека с Б-гом. Сюда входят праздники, законы о дозволенной пище, и такие ритуальные предметы, как талит, тефиллин и мезуза. В основном, именно эти законы делают иудаизм непохожим на другие этические системы.
Среди множества ритуалов иудаизма мы находим один, самый важный, стоящий выше всех остальных.
Это — суббота, еврейская суббота.
Гораздо более, чем Рош Гашана, Йом Кипур, соблюдение кашерности и все другое, соблюдение субботы — свидетельство еврейской сути в человеке.
Это — единственное ритуальное предписание, упомянутое в Десяти Заповедях.
Задумайтесь об этом на минуту. Из всех многочисленных еврейских ритуалов только один упоминается в Десяти Заповедях.
Многие утверждают: для того, чтобы быть хорошим евреем, достаточно соблюдать Десять Заповедей (при этом обычно имеют в виду только заповеди морального характера). Но без соблюдения субботы их остается девять.
Возникает вопрос: Что особенного в этом дне? Почему он включен в число Десяти Заповедей?
Вопрос становится еще более острым, если мы узнаем, что в древние времена, когда наше судопроизводство было основано на предписаниях еврейского Закона, нарушение субботы считалось одним из самых тяжких преступлений и в крайних случаях караг ось смертью.
В Торе (Шмот 31, 14) прямо сказано: «И соблюдайте субботу, ибо свята она для вас, нарушающий ее смертью умрет, ибо всякий, кто делает в этот день работу, — искоренится душа его из среды народа».
«Смертью умрет… искоренится из среды народа…» Все это, действительно, очень сильные выражения. Но почему?
Существует закон Торы, согласно которому за нарушение субботы преступник должен быть насмерть забит камнями, а это было самым тяжким приговором. Та же кара следовала за измену вере и народу.
Того, кто нарушает субботу, еврейское право рассматривает как покинувшего иудаизм в пользу другой религии.
В Талмуде сказано: «Нарушивший субботу подобен идолопоклоннику».
Тот, кто сознательно и добровольно нарушает субботу, не считается принадлежащим к еврейскому народу.
Суббота — не только единственное ритуальное установление в Десяти Заповедях, — упоминания о ней встречаются в Торе чаще, чем о любой другой заповеди.
Пророки редко говорили о ритуальной стороне религии. Они должны были напоминать народу о вере и этике. Но о субботе они говорили много.
В Талмуде, Мидрашах и других классических еврейских книгах мы читаем, что суббота — центральная тема еврейской мысли.
Классический иудаизм не знал разделений на ортодоксов, консерваторов и реформистов. Существовало лишь два типа евреев — соблюдающие субботу (шомер Шаббат) и нарушающие ее (мехалелей Шаббат).
Каким образом суббота создает подобную атмосферу?
Почему она занимает центральное место в иудаизме?
Многим кажется, что смысл субботы вполне понятен. Понятно, когда есть выходной день после тяжелой рабочей недели. Каждому необходимо отдохнуть, и духовно и физически.
С этим многие согласны. Мы чувствуем, что суббота дана как день отдыха. Но из этого следовало бы, что тот, кто не устал за неделю, вообще не обязан соблюдать субботу, и есть достаточно людей, которые под этим предлогом уклоняются от ее соблюдения.
На самом деле это очень слабое объяснение, и чем больше вдумываешься в него, тем менее оно убедительно. Многих уже заданных нами вопросов оно не объясняет.
Если рассматривать субботу в связи с Десятью Заповедями, становится еще непонятнее. Первая заповедь говорит о вере в Б-га. Вторая — о Его единстве, она заключает в себе также предостережение против поклонения идолам. Третья говорит о почитании Б-га, о том, чтобы относиться с должным уважением к Его имени.
Далее следует заповедь о соблюдении субботы. Создается впечатление, будто она не на месте.
Первые три заповеди говорят о важнейших началах веры. Почему же сразу за ними следует заповедь о субботе, «выходном дне», как мы поняли?
Возьмем текст, где сказано о субботе более подробно, — и перед нами загадка. В книге Шмот (20,8-11) написано:
«Помни день субботний, чтобы освящать его.
Шесть дней будешь ты работать и делать все свои дела, а седьмой день — суббота Всевышнему Б-гу твоему, — не будешь делать никакой работы.
Ибо в шесть дней сделал Б-г небо и землю, море и все, что в нем, и почил в день седьмой.
Потому благословил Б-г день субботний И освятил его».
Сказано: «Суббота Всевышнему Б-гу».
Сказано также, что наша суббота символизирует отдых Б-га на седьмой день по сотворении мира. Почему это настолько важно, что в словах Торы, передающих смысл этой заповеди, упоминается и отдых?
Десять Заповедей дважды приведены в Торе. Первый раз в книге Шмот, и второй — в книге Дварим. Вот как заповедь о субботе звучит в книге Дварим:
«Соблюдай день субботний, чтобы освящать его, как повелел Всевышний…
И помни, что ты был рабом в Египте и вывел тебя Б-г оттуда сильной рукой и вознесенной мышцей.
Потому повелел тебе Всевышний Б-г твой соблюдать день субботний».
Здесь дается совершенно другое обоснование соблюдению субботы.
Смысл ее связан не с сотворением мира, а с Исходом из Египта.
Какая связь между этими двумя текстами?
Каким образом связана суббота с Исходом?
Если считать субботу просто отдыхом, то как понять все сказанное?
Понять, исходя из этого, нельзя никак, и потому необходимо вновь обратиться к основным положениям иудаизма.
Сущность иудаизма — целенаправленность жизни и ее моральная обусловленность. Тот, кто не верит в Б-га, как в Создателя вселенной, рвет связь и с этими двумя основами, а следовательно и с иудаизмом вообще.
Этим объясняется также, почему нарушение субботы наказуемо смертью. Бесцельная жизнь на самом деле не есть жизнь, а потому тот, кто не соблюдает субботу, не считается живущим. Таким образом, в этом случае, смертная казнь является не наказанием, а лишь констатацией уже существующего положения вещей.
Суббота, в позитивном смысле, — фокус еврейской веры.
Один день в неделю еврей проводит так, чтобы вера его укрепилась. Пока он соблюдает субботу, Б-г остается для него основной движущей силой. Вера его — скала, которой ничто поколебать не может. Все волны преследований и предубеждений разбиваются об эту скалу. С этой верой евреи не только сохраняются как народ, цо и процветают.
Один день в неделю еврей может увидеть себя глазами Б-га, больше ощутить Его присутствие, и тогда каждый еврей — король. Многие сегодня оплакивают ослабление иудаизма. Но это происходит только там, где пренебрегают субботой. В среде соблюдающих субботу иудаизм так же силен и жизнеспособен, как в былые времена.
Если мы видим в Б-ге Творца, ясно, что Его творение имеет какую-то цель.
Естественно также предположить, что Б-г должен раскрыть эту цель человеку.
Это приводит нас к понятию Исхода.
Именно в силу Исхода иудаизм стал уникален. Б-г явил Себя всему народу, и тем самым на время странствования евреев в пустыне был изменен естественный порядок вещей. Это было уникальным явлением в истории человечества.
Об этом сказано и в Торе (Дварим 4, 34): «Пробовал ли Б-г прийти и взять себе какой-нибудь из народов необычными явлениями, знамениями и чудесами… как это сделал Всевышний ваш Б-г в Египте на ваших глазах?».«Ты показал, чтобы мы узнали: Всевышний — Б-г, нет более, кроме Него».
В мире есть и другие религии, но ни одна из них не отмечена столь мощным началом, как иудаизм. Начало других религий, как правило, положено каким-либо одним человеком, утверждавшим, что он беседовал с Б-гом или что он постиг истину. Такой основоположник затем распространял свое учение и основывал новую религию. Собственно, таким было начало всех основных мировых религий.
Иудаизм — единственная религия, начало которой положено тем, что Б-г говорил с целым народом, насчитывавшим в то время около трех миллионов, и все эти люди одновременно слышали и видели Б-жественное явление, ставшее фундаментом еврейской религии.
Исход не только дал нам возможность совершенно особым образом осознать существование Б-га, но и показал, что Б-г управляет жизнями людей.
Исход оставил глубочайший след в еврейской мысли на протяжении всей национальной истории. В каждом преследователе мы видим фараона, при каждом новом преследовании помним, что Б-г тут же рядом, и Он готов повторить чудо Исхода. Поэтому мы и способны переносить долгий, тяжкий период изгнания.
Исторический аспект Исхода отражается в празднике Песах, но внутренне он глубоко связан с субботой.
Одним из важнейших чудес Исхода было дарование манны.
В течение сорока лет трехмиллионный народ питался чудесным образом. Это чудо, послужившее назиданием поколениям, — пример явного участия Б-жественного в повседневной жизни каждого из нас, которое неявно существует всегда.
Манна появлялась шесть дней в неделю, но не в субботу. Чудо манны параллельно чуду творения.
Когда Моисей сообщил евреям, что они получат манну, он сказал: «Шесть дней будете вы собирать ее, а на седьмой день — суббота, не будет ее в этот день» (Шмот 16, 26).
Это дает нам ответ на другой существенный вопрос. Как мы узнаем, в какой день суббота? Кто сосчитал дни от сотворения мира?
Ответ таков, что Б-г сам открыл нам при даровании манны, какой точно день должен считаться субботой.
И в Торе сказано (Шмот 16, 29): «Смотрите, Б-г дал вам субботу, поэтому Он дает вам на шестой день хлеб двухдневный… не выходи никто из места своего в день седьмой».
С тех пор на протяжении более трех тысяч лет — от Исхода и до наших дней — суббота свято соблюдается.
Празднуя субботу, мы всякий раз вспоминаем чудо Исхода и манны.
Две халы кладут на стол в субботу, напоминая о двойной порции манны, которую получали евреи каждую пятницу.
Белая субботняя скатерть напоминает росу, покрывавшую землю перед тем, как появлялась манна. Салфетка, которой прикрывают халы, символизирует верхний слой росы, сохранявший манну.
В Торе сказано (Дварим 8, 3): «… И питал тебя манной, которой ты не знал, и [ которой] не знали отцы твои, для того, чтобы узнал ты — не хлебом единым будет жив человек, а всем, что исходит из уст Б-га, будет жив человек».
В субботу мы стремимся вновь глубоко прочувствовать эту близкую связь с Б-гом и жить Его словом.
1 Вильямсбург — квартал в Нью-Йорке, где живет много религиозных евреев.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.