Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Животная душа, даже находясь в состоянии покоя, пребывает в процессе ленивого перемещения от одного размышления к другому и от мысли к действию

ГЛАВА 10. УМЕРЕННОСТЬ В РЕЧИ

Прежде чем раскрыть свои уста, молча задумайся, есть ли польза от этого речения тебе или другим.

Мы уже объяснили выше, что животная душа, даже находясь в состоянии покоя, пребывает в процессе ленивого перемещения от одного размышления к другому и от мысли к действию. Например, воспоминание о неком человеке может повлечь за собой мысли о его сыне или внуке, их деяниях и собственности и вызвать всевозможные реакции, связанные с этими образами. Это происходит в результате мышления, поскольку воображение животной души лишено самостоятельного видения, ибо ее когнитивные процессы определены исключительно внешним воздействием[82].

Мыслящая душа способна превозмочь лень всегда, как только того пожелает. Она может связать любые идеи с восприятием некой фразы или слова. Мыслящая душа также называется «душой говорящей», поскольку создана в человеке для раскрытия другим чаяний его сердца, чтобы глаза видели, а уши слышали, и люди учились сами и помогали окружающим, обретали цельность и способствовали устранению недостатков в других. Однако чрезмерное использование речи для насмешничества и прочих недостойных целей в результате делает ее инструментом дурного побуждения, гордыни и стремления к славе[83]. К тому же пустословие приводит к злоязычию, издевательству, обману и прочим недостаткам, как сказали наши мудрецы: «Каждый, приумножающий свою речь, приходит к греху»[84].

Путь обретения качества умеренности в речи сводится к тому, чтобы обратить внимание своего сердца на каждое высказывание прежде, чем уста откроются, чтобы его произнести, пока веяние страсти еще слабо и лишь только начало зарождаться[85]. Если человек вознамерился сказать нечто пустое или излишнее, пусть научится вовремя останавливать себя, как с гордостью говорил царь Давид: «Размышления мои не преступили моих уст»[86], и сказали наши мудрецы: «Задумайся, прежде чем нечто выйдет из твоих уст»[87].

ГЛАВА 11. СПОКОЙСТВИЕ

Слова мудрецов воспринимаются в спокойствии. Стремись не столько быть праведником, сколько не стать злодеем.

Большинство достойных качеств определены точными границами, и, если их даже немного сузить или расширить, они отклоняются от прямого и верного пути. Как скверны грязь и нечистоты, так презренно и лицемерное целомудрие. Ханжество и желание человека выглядеть в глазах творений праведнее, чем он есть на самом деле, является таким же недостойным качеством, как безразличие к людям и к их мнениям. Об этом сказано: «и чисты будьте перед Г-сподом и перед Израилем…»[88] Тора приравнивает обязанности быть свободным от греха как перед Б-гом, так и перед народом Израиля[89].

И поскольку человек должен следить за своей физической чистотой, дабы не стать отвратительным в глазах людей, он тем более должен быть внимателен к тому, чтобы, не дай Б-г, не оказаться им ненавистным своими поступками. Поэтому необходимо крайне аккуратно и осторожно вести свои материальные и прочие дела, и прежде чем осуществить какое-либо начинание или произнести слово, стать уравновешенным, умеренным и спокойным, чтобы эта инициатива не привела, упаси Б-г, к чьему-то унижению, ненависти или конфликту[90]. Вести дела и разговаривать с людьми нужно дружелюбно и приветливо, ибо ярость и гнев свойственны только глупцам и нечестивцам. И даже в час, когда человеку следует поступать с другими согласно свойству суда, все же он должен приложить все силы и старания, чтобы не отклониться от истины даже на толщину волоска, как сказали наши мудрецы, благословенной памяти: «Стремись не столько быть праведником, сколько не стать злодеем»[91].


[82] Повествование об основателе Учения Мусар раве Исраэле Салантере: «Сколь возвышенны были духовные качества нашего учителя, благословенной памяти, который учит нас, что даже тот, кто поражает человека силой высших Небес, является вредителем! И мы никогда не видели, чтобы он совершал нечто подобное. Его язык был чист, как золото, и он внимательно следил за тем, чтобы не изречь чего-нибудь резкого даже в адрес человека, причинившего ему вред и вызвавшего его недовольство. Только одно мы видели постоянно: если некто совершал что-либо недостойное по отношению к нему и расстраивал его, он всегда старался незамедлительно воздать ему добром, несмотря на причиненное зло. И в этом он следовал качествам благословенного Б-га, как мы говорили». (Рав Ицхак Блазер, Свет Израиля, гл. «Пути света»).

[83] Повествование об одном из великих учителей Мусара: «Рав Ицхак Блазер отличался сдержанностью в речи. Злоязычие он считал одним из самых тяжких грехов, за который Всевышний сурово наказывает, и был крайне внимателен к тому, что произносят его уста. Для этого он подробно изучил законы о злоязычии, распространении лжи, сплетен и т.д. Рав Ицеле был особо бдителен в том, чтобы не произнести своими устами что-либо неуместное, особенно если это могло кого-то задеть, обидеть или причинить боль. Рав Симха Зиссель Зив Бройде (Саба из Кельма) писал о нем в одном из своих писем: “Чистые речения его уст были точно взвешены и определены”. Большую часть времени он проводил в молчании и отличался сдержанностью в речи». (Рав Дов Кац, Движение Мусар).

[84] Авот 1:17.

[85] «Рав Исраэль Салантер тщательно оберегал свои уста от запрещенных речей и злоязычия. Он не сторонился общения с людьми, но всеми силами избегал пустых разговоров, не связанных с Торой. Однажды, обсуждая с одним из близких учеников достоинства речи, он сказал: “В отношении злоязычия ты не можешь мне сказать: “вначале удали бревно из своего глаза”[85], — и мне кажется, что это верно также в отношении пустословия!” Учитель с присущей ему скромностью сказал “мне кажется”, но на самом деле он чрезвычайно внимательно относился к запрету на пустословие». (Рав Ицхак Блазер, Свет Израиля, гл. «Пути света»).

[86] Теилим 17:3.

[87] Тана Дебей Элиягу Зута, гл. 3.

[88] Бемидбар 32:22.

[89] «И обретешь милость и благоволение в глазах Б-га и людей» (Мишлей 3:4).

[90] «Человек не должен стремиться к безделью в своей жизни в этом мире: Именно об этом сказали наши мудрецы: “Великим в Торе нет покоя ни в этом мире, ни в Грядущем, как сказано: “Пойдут от силы к силе” (Теилим 84:8)” (Брахот 64а). Это означает, что, как в этом мире они поднимаются от ступени к ступени, возвышаясь в своем постижении и осознании истины, так и в Грядущем мире перед ними по-прежнему будут раскрываться бесчисленные ступени осознания истинной реальности. И они восходят по этим ступеням, постигая мироздание и приветствуя Шехину, о чем сказано: “И раскроется Всесильный Г-сподь в Цийоне” (Теилим 84:8)». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Жизнь миров»).

[91] Брахот 30а.

[92] «В высших мирах отпечатки всех чувств ясно видны и остаются навечно, сияя ярким светом, отражающим все в истинном виде». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Ибо все, на Небесах и на земле… часть 2»).

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное согласие на публикацию.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»