Из цикла «Стремись к истине», темы: Любовь, Мировоззрение, Муж и Жена, Мусар, Эгоизм, Рав Элиягу Деслер, Рав Арье Кармель
Эта любовь — одна из поразительных сил души человека. На первый взгляд, кажется, что у этой любви нет особенного содержания, что она по глубокому замыслу Творца, благословен Он, дана нам ради существования мира, как, например, дано было нам чувство голода ради существования тела.
Но такая точка зрения далека от понимания сути этого явления. Ведь даны сердцу человека страсти, а также горячее желание иметь детей. Всего этого достаточно для того, чтобы обеспечить упомянутые цели. Если так, зачем добавлена ещё и любовь?
Слышал я мнение, что эта любовь — порождение признательности, когда выражают взаимную благодарность за помощь друг другу в исполнении закона природы. Но говорящие так ошибаются, ведь есть так много неблагодарных людей, но что-то не видно, чтобы им недоставало любви. Поэтому сказано, что эта любовь приходит, когда мужчина и женщина дополняют друг друга. Это вложил в их природу Б-г, как сказали мудрецы наши: «Тот, у кого нет жены, …не является человеком в полном смысле» (Берешит раба 17). Жизнь одинокого человека не полна, ибо он не может выполнить своего предназначения. Потому в жизни мужчина и женщина дополняют друг друга, дают этим друг другу завершённость, полноту и гармоничность, любят друг друга. И это ясно, ибо дающий — любит. И в этом суть их любви, потому что всё их желание — дать удовлетворение и наслаждение друг другу. Но почему в большинстве случаев эта любовь так недолговечна?
Но дело все в том, что люди, в общем-то, существа берущие, а не дающие. И когда их принуждает закон природы (создать потомство), они становятся дающими и любящими. Но очень быстро, как только уменьшается это давление их естества, они снова обращаются в тех же берущих, какими и были, и сами даже не чувствуют того момента, когда произошла эта обратная перемена. И потому, что вначале они соединились, чтобы быть дающими, а постепенно вернулись в свое «берущее» состояние, каждый из них начинает требовать от другого выполнения данных или подразумеваемых обязательств.
Разве возможна любовь при таком положении? Поэтому я всегда говорю молодой паре в час их свадебного веселья: «Я предупреждаю вас, дорогие мои, чтобы вы всегда стремились дать друг другу ту полноту удовлетворения, которую чувствуете в себе в этот час. И знайте, что с той минуты, когда начнёте предъявлять друг другу требования, счастье начнёт покидать вас». Но есть люди, не желающие супружества, которые не могут отделаться от привычки «брать», которая так сильна в них. И зов природы не в состоянии сделать их «дающими» даже на короткое время.
Так и те, кто хочет иметь мало детей (явление частое в наше время), в них также велика сила «взятия», и не хотят давать даже своим детям. Однако по-настоящему хорошая, крепкая связь между мужем и женой устанавливается лишь тогда, когда оба достигают высот даяния. Тогда любовь их не проходит, и жизнь их наполняется счастьем и удовлетворением на все дни их жизни.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Иерусалим, Сион, Бейт а-Микдаш. Здесь встречаются миры; здесь высший духовный мир перетекает в мир низший, физический. Именно здесь началось Творение, формирование самого пространства, распространившегося до масштабов вселенной, и в этой же точке был создан человек.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы о клятвах
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»
Что на самом деле произошло у горы Синай?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
Написано в книге «При эц хаим»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»
"Не произноси Имя Всевышнего, твоего Б-га, впустую, ибо не простит Всевышний того, кто произносит Имя Его впустую".
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»
Глава из книги «Дерех Ашем»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
Элоким — имя, обозначающее атрибут Гвура и ограничение [Цимцум]. Поэтому числовое значение его также совпадает со словом гатева [«природа»], ибо это имя скрывает свет, который наверху и который творит и оживляет мир, и кажется, будто все в мире существует и происходит естественным образом. Имя Элоким — щит и покров имени Гавайе, оно должно скрыть свет и жизненную силу, исходящие от имени Гавайе и творящие из ничего, дабы они не стали явны творениям, отчего последние перестали бы существовать