Из цикла «Стремись к истине», темы: Любовь, Мировоззрение, Муж и Жена, Мусар, Эгоизм, Рав Элиягу Деслер, Рав Арье Кармель
Эта любовь — одна из поразительных сил души человека. На первый взгляд, кажется, что у этой любви нет особенного содержания, что она по глубокому замыслу Творца, благословен Он, дана нам ради существования мира, как, например, дано было нам чувство голода ради существования тела.
Но такая точка зрения далека от понимания сути этого явления. Ведь даны сердцу человека страсти, а также горячее желание иметь детей. Всего этого достаточно для того, чтобы обеспечить упомянутые цели. Если так, зачем добавлена ещё и любовь?
Слышал я мнение, что эта любовь — порождение признательности, когда выражают взаимную благодарность за помощь друг другу в исполнении закона природы. Но говорящие так ошибаются, ведь есть так много неблагодарных людей, но что-то не видно, чтобы им недоставало любви. Поэтому сказано, что эта любовь приходит, когда мужчина и женщина дополняют друг друга. Это вложил в их природу Б-г, как сказали мудрецы наши: «Тот, у кого нет жены, …не является человеком в полном смысле» (Берешит раба 17). Жизнь одинокого человека не полна, ибо он не может выполнить своего предназначения. Потому в жизни мужчина и женщина дополняют друг друга, дают этим друг другу завершённость, полноту и гармоничность, любят друг друга. И это ясно, ибо дающий — любит. И в этом суть их любви, потому что всё их желание — дать удовлетворение и наслаждение друг другу. Но почему в большинстве случаев эта любовь так недолговечна?
Но дело все в том, что люди, в общем-то, существа берущие, а не дающие. И когда их принуждает закон природы (создать потомство), они становятся дающими и любящими. Но очень быстро, как только уменьшается это давление их естества, они снова обращаются в тех же берущих, какими и были, и сами даже не чувствуют того момента, когда произошла эта обратная перемена. И потому, что вначале они соединились, чтобы быть дающими, а постепенно вернулись в свое «берущее» состояние, каждый из них начинает требовать от другого выполнения данных или подразумеваемых обязательств.
Разве возможна любовь при таком положении? Поэтому я всегда говорю молодой паре в час их свадебного веселья: «Я предупреждаю вас, дорогие мои, чтобы вы всегда стремились дать друг другу ту полноту удовлетворения, которую чувствуете в себе в этот час. И знайте, что с той минуты, когда начнёте предъявлять друг другу требования, счастье начнёт покидать вас». Но есть люди, не желающие супружества, которые не могут отделаться от привычки «брать», которая так сильна в них. И зов природы не в состоянии сделать их «дающими» даже на короткое время.
Так и те, кто хочет иметь мало детей (явление частое в наше время), в них также велика сила «взятия», и не хотят давать даже своим детям. Однако по-настоящему хорошая, крепкая связь между мужем и женой устанавливается лишь тогда, когда оба достигают высот даяния. Тогда любовь их не проходит, и жизнь их наполняется счастьем и удовлетворением на все дни их жизни.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»