Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Неопределенные высказывания

Все высказывания делятся на истинные и ложные, истинные сообщают нам то, что есть, а ложные то, чего нет.

Здесь следует разделять между простыми высказываниями и теми, которые несут в себе переносный смысл и преувеличение. Поскольку истинность или ложность простых высказываний зависит от справедливости или несправедливости посыла, возникающего из простого понимания их слов. А вот истинность или ложность высказываний в переносном смысле, или сказанных с преувеличением, не зависит от того, что вытекает из простого смысла их слов, а связано намёком, который в них заложен. Например, когда сказал раби Йоханан (Баба Кама 117а): «Лев пришёл из Вавилона», истинность этого высказывания не в простом смысле слов, а в намёке на то, что великий мудрец Торы пришёл из Вавилона, а был это рав Каана. Так же, в каждом высказывании необходимо точно понять его полный смысл, и именно от него будет зависеть истинность или ложность высказывания, что, в свою очередь, будет меняться в соответствии с упомянутыми выше видами высказываний.

Так, полный смысл «неопределённого» высказывания это наличие или отсутствие сообщённого свойства в предмете, о котором идёт речь. Например (Брахот 20б): «Женщины обязаны совершать дневной кидуш » полный смысл высказывания, с том, что у женщин есть обязанность дневного кидуша , и его истинность зависит от того, на самом ли деле женщины обязаны его делать.

А вот полный смысл особенного высказывания, сообщающего свойство предмету особенным образом наличие указанного свойства именно в том, особенном виде. И если свойство окажется в другой форме высказывание будет ложным. Например (Псахим 9б): «Поскольку там часто бывают крысы или вараны очевидно, что они унесли его оттуда тотчас»42, если они не всегда его уносят, даже если так происходит часто высказывание не может быть названо истинным.

Полный смысл «отрицающего» высказывания, которое, сообщая некое свойство одному предмету, отрицает его наличие во всех остальных, заключается в том, что только там присутствует упомянутое свойство, и если оно найдётся гдето ещё, высказывание не истинно. Например, высказывание Писания (Шмот 12 : 16): «[Только] оно одно будет делаться для вас», если бы в Йом тов (праздничный день) было разрешено делать чтолибо кроме того, что необходимо для приготовления еды, Писание не сказало бы «одно», ведь оно не одно! Конечный смысл исключающего высказывания, которое исключает свойство по отношению к части элементов входящих в совокупность рассматриваемого предмета, разделяется на две стороны. Первая, что в упомянутом предмете присутствует данное свойство, второе, что исключённые предметы, хотя и относятся к той же совокупности, не имеют данного свойства, а если таковое в исключённых предметах найдется, то ложным будет не всё высказывание, а только его вторая часть, первая же останется истинной. Например (Хулин 2а): «Все совершают убой (скота), и зарезанная ими (скотина) кшера (пригодна в пищу), кроме глухонемого, сумасшедшего и малолетнего», если бы по закону резать имели право все, включая глухонемого, сумасшедшего и малолетнего, мы бы не утверждали, что всё высказывание ложное, а сказали бы, что первая его часть «Все совершают убой» справедлива, а вторая «кроме глухонемого, сумасшедшего и малолетнего» нет.

Так же и ограниченное высказывание, если установленная граница не окажется справедливой, это не сделает ложным всё высказывание: первая часть останется справедливой, а вторая не справедливой. Например (Дмай, глава 1, мишна 2): «И переносят его [святость], серебро на серебро лишь бы, в конце концов, выкупил плоды», если бы условие не было верным, и в нём было необходимости, это бы не уменьшило истинности первой части высказывания «И переносят его [стоимость], серебро на серебро»

Конечный смысл условного высказывания, то есть связывающего между собой два понятия, не ограничивается ни одним из понятий как таковым, а связывает их между собой. Если два понятия сами по себе окажутся истинными, а связь между ними ложной, ложным окажется всё высказывание. Если же ложными будут понятия, а связь между ними истинной, всё высказывание истинно. Например, как сказал мудрец одному вероотступнику (Сангедрин 91а): «Если ты это сделаешь, будешь считаться великим целителем». Мудрец не хотел сказать, что вероотступник сделает это, и что он будет считаться великим целителем, а то, что если бы мог это сделать, то считался бы великим целителем. Хотя на самом деле вероотступник не мог этого сделать и не мог назваться великим целителем. И так же, когда (пророк) Элияу сказал (Млахим 1, 18 : 21): «Если Бааль43 [победит в их противостоянии] следуйте за ним», он не признавал (не дай Бг!), что Бааль Бг, и призывал евреев следовать ему, а только сказал, что если бы он был Бгом, стоило бы за ним следовать. А это, само по себе, истинное высказывание, поскольку две этих вещи действительно связаны, ложью была бытность Бааля Бгом, и то, что стоит за ним следовать. И напротив, если понятия будут истинны, а связь между ними ложной, то и всё высказывание окажется ложным. Например, когда скажешь: «Если Моше получил Тору, то Шауль первый царь который правил Израилем!» Обе части высказывания сами по себе верны, но совершенно не связаны между собой, и связывающее их высказывание ложно.

А полный смысл «многопредметного» высказывания, объединяющего множество нагрузок в одном предмете или сообщающего многим предметам одно свойство состоит в том, что все упомянутые свойства принадлежат предмету или свойство имеет отношение ко всем предметам. Поэтому, для истинности высказывания необходимо, чтобы всё это было справедливым. Например, когда сказано (Явамот 112б): «Или совершает халицу или ибум », если бы истинным было то, что он совершает халицу , но не ибум , высказывание было бы не справедливым, хотя часть его то, что он совершает халицу оставалось бы правдой. И так далее.И то же самое относится к следующим трём ви дам высказываний восьмому, девятому и десятому (смотри часть третью), которые собирают воедино несколько понятий; для того, чтобы они были истины, необходимо, чтобы высказывания были справедливы по отношению ко всем понятиям.

А вот полный смысл одиннадцатого вида высказываний, сообщающего о некоем понятии, вытекающем из другого, включает три составные части: предшествующее явление, последующее явление и причинноследственную связь между ними. Заметь, что в этом отличие такого рода высказывания от высказывания условного. Условное высказывание говорит только о зависимости между явлениями, и ничего не сообщает об их существовании, а этот вид высказываний утверждает существование двух явлений и взаимосвязь между ними. Например, приведённое выше высказывание (Маасрот глава 2, мишна 1): «Проходил по улице, и сказал: Возьмите себе инжир могут есть и не обязаны [отделять труму и десятину], поэтому, если они вносят их в свои дома, [должны] исправлять (то есть отделять десятину) их [как] наверняка [неотделённые]», это высказывание утверждает три вещи: первое рабочие могут есть плоды там, где они находятся, не отделяя маасер , и это предшествующий закон; второе если они внесли их в дом, то обязаны их исправлять как явно не отделённые, и это последующий закон; третье обязанность отделять от этих плодов маасер как от явно не отделённых, связана разрешением есть их без отделения там, где они находятся44. Таким образом, для того, чтобы это высказывание было истинным, необходимо, чтобы все три его составляющие были справедливы, и если одно из них таковым не окажется высказывание ложно.


44 Поскольку существует закон, согласно которому рабочие имеют право есть плоды там, где они находятся (то есть до внесения их в дом, например, в поле), если человеку предлагают отведать на улице плоды, которые везут после уборки, он может есть не опасаясь, что маасер от них не отделён, так они не нуждаются в отделении. Отсюда же следует, что если он внесёт те же плоды в дом, то от них, очевидно, необходимо отделять маасер, поскольку ясно, что этого ещё никто не сделал, так как в этом не было необходимости.

47 Вид смертной казни, которой во времена существования Высшего суда — Сангедрина, подвергался человек, который намерено, на глазах свидетелей, нарушил субботу.

48 То есть, это относится ко всем тридцати девяти видам работ, входящим в совокупность ав мелоха.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия


Чтобы понять, почему Храм был построен именно в Иерусалиме, нам следует сначала понять, каковы функции Храма. А затем вдуматься: в чём сущность Иерусалима и почему именно этот город подходит для того, чтобы в нём был построен Храм. Попытаемся же задуматься, в чём сущность Иерусалима, чем он отличается от других городов? Читать дальше

Гибель Иерусалима

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

«Оживший» мертвец

Журнал «Мир Торы»

Предлагаем вашему вниманию рассказ из книги Менахема Герлица «Ерушалаим шель мале» - «Этот возвышенный город» в переводе Александра Красильщикова.

Западная Стена Храма — Котель Маарави

Журнал «Мишпаха»

Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

История еврейского народа 32. Осажденный Иерусалим

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

История еврейского народа 6. Эзра и Нехемия

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Духовная жизнь в Эрец Исраэль. Эзра-спаситель. Народное собрание. Миссия Нехемии.

Саба Кадиша

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Уже в молодые годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли