Из цикла «Врата Света», темы: Изучение Торы, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Бейт мидраш, Богобоязненность, Рав Ицхак Блазер
Особый дом для изучения Мусара: наш учитель, великий мудрец и праведник, благословенной памяти, вывел и определил: для того, чтобы мудрость трепета принесла наибольшую пользу, необходимо особое место, посвященное исключительно учебе в духе Мусара. В нем должно быть собрано много книг Мусара, его двери всегда должны быть раскрыты для совершенных в знании и служении, чтобы каждый, чье сердце пожелает изучения Мусара, мог прийти в этот Шатер Торы и, согласно своим недостаткам в служении Б-гу, выбрать для себя нужные книги трепета и Мусара и воодушевленно их изучать, — каждый соответственно ущербности своего сердца и душевным ранам. Наш учитель приложил много усилий для основания Дома Мусара здесь (в Ковно) с помощью щедрых жертвователей, и, слава Б-гу, он стоит на своем прежнем месте до сего дня. Наш учитель постоянно приходил в этот дом, чтобы в большом воодушевлении изучать Мусар согласно своему святому обычаю. Иногда он бывал там в те часы, когда после молитвы Минха собиралось много народу, а иногда приходил учиться в одиночестве, когда там никого не было.
Некоторые поднимают вопрос: зачем нужно особое место, предназначенное исключительно для изучения Мусара? Ведь всякий, кто пожелает его изучать, может делать это и в привычной для себя домашней обстановке и в любом другом Доме Учения! Я могу разъяснить, почему для изучения Мусара необходимо особое место: в этом содержится глубокий замысел, исходящий из сердца мудреца и праведника, нашего учителя, святыни Израиля, благословенной памяти. Он сказал, что такое место — краеугольный камень, на котором выстраивается все здание.
Каждый, кто удостоился трепета перед Б-гом, признает, что изучение Мусара необходимо для жизни души, о чем нам говорили все великие мудрецы и праведники, упомянутые прежде. И все же наши глаза видят, что это Учение почти пропало и исчезло из мира, и никто больше не заботится о том, чтобы установить себе особые часы для учебы в духе Мусара. Совсем немногие столь мудры, чтобы понять и постичь сущность этого Учения и необходимость в нем. Ведь тот, кто ни разу в жизни не изучал Мусар, не ощущает, что его душе чего-то не хватает. Поэтому наш учитель «возвратил венец на его прежнее место»[124] и распространил в мире обычай изучения Мусара. Теперь понятно, что для привлечения сердец к этому Учению требуются особая мудрость, замысел и знание, которые проложат дорогу всем желающим изучать мудрость трепета и Мусар, дабы сделать свой путь прямым и устранить с него все преткновения и преграды. Именно для этого и необходим особый Дом изучения Мусара. Это и есть лучший способ возвращения народа Израиля к этой мудрости. Такой путь праведности крайне необходим по нескольким причинам:
1. Даже если человек уже услышал и постиг, и его сердце склонилось к изучению Мусара, — где он найдет для этого место? Ведь Мусар следует изучать в атмосфере душевного подъема, а разве можно представить, что человек будет учиться дома, в окружении семьи или в привычном ему Доме Учения? Ведь своим воодушевлением он будет отвлекать постигающих Талмуд и Закон, а те своими занятиями помешают ему в изучении Мусара. А если при этом его глаза будут проливать потоки слез, то он устыдиться окружающих, что не позволит ему продолжить учение! Кроме того, у него может и не быть необходимых книг Мусара! Совсем другое — специально предназначенный для этого Дом, где нет помехи и бедствия, все подготовленно и есть множество книг Мусара, а изучение на духовном подъеме является принятым обычаем. Здесь каждый сможет изучать Мусар настолько проникновенно, насколько ему захочется, и никто не помешает ему пробудить «горечь и скорбь, подобно шакалам и страусам», и проливать слезы, ни перед кем не смущаясь.
2. Поскольку большинство людей не обладает никакими знаниями о том, что такое Мусар и как его следует изучать, ибо не постигли этого ни вчера, ни третьего дня, — кто же пробудит их и покажет им путь? Для распространения этого обычая необходимо особое место, предназначенное для учения в духе Мусара, чтобы в определенное время там собирались «многие и совершенные в знании и в служении». И будет: когда всякий входящий услышит ноты грусти и печали, голос скорби и боли, которым люди произносят проникающие в душу изречения мудрецов о трепете перед Б-гом, то растает сердце человека, смирится дух и его охватит желание последовать их примеру и изучать Мусар. Рамбам сказал об этом: «Природа человека такова, что в своих мнениях и поступках он следует за своими друзьями и близкими. Поэтому необходимо быть ближе к праведникам и пребывать среди мудрецов, чтобы перенимать их обычаи»[125].
3. Всем известна важность заповеди изучения Торы. Один из первых вопросов, который человеку задают на суде после смерти: «Установил ли ты постоянные часы для изучения Торы?» Поэтому каждый, кто трепещет перед Небесами и выделил определенное время для изучения Торы, должен приложить все усилия, чтобы его решение было твердым и ему не мешали никакие события и происшествия, заботы и лень. И даже если он может учиться дома, все же правильнее найти себе место в Шатре Б-га, пребывать в Доме Учения, чтобы упрочился его обычай. А самый прозорливый станет регулярно изучать Тору в определенные отведенные для этого часы. Все это напрямую относится к изучению Мусара — незаслуженно забытой области Торы — к обязанности, которой большинство людей пренебрегает, считая ее излишней. Сердце способно убедить человека уделять постоянное время этому изучению, однако даже легкое дуновение ветра может унести его решимость на своих крыльях, так что от нее не останется и следа! Поэтому необходимо укрепить этот обычай прочно вбитыми гвоздями, отведя изучению Торы в духе Мусара особое место, и установить для этих занятий постоянное и неизменное время! И если человек станет регулярно посещать Дом Мусара, привычка поведет его, а трепет перед Б-гом поможет сделать отведенные для Мусара часы непреложным законом, надежной и непоколебимой основой.
4. Самим своим названием Дом Мусара привлечет к этому Учению людей Торы и провозгласит: «“Кто муж, желающий жизни…”[126] — жизни разума, стремящийся не погрязнуть в пучине страстей? Кто страдает болезнью души и желает отыскать средство от своей болезни? Войдите в Мой Шатер, здесь у Меня все снадобья Гилада! Ищите Меня — и обретете жизнь!» И каждый, проходящий мимо, вспомнит, что это место ведет к пути жизни и увещеванию. Когда для изучения Мусара будет воздвигнут особый Храм, куда стекутся многие, то даже для тех, кто по разным причинам не пойдет в Дом Мусара, он послужит, по крайней мере, напоминанием о том, что они должны изучать его самостоятельно.
[125] Мишна Тора, «Мнения», гл. 6.
[126] Теилим 34:13.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное согласие на публикацию.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»