Из цикла «Даат тфила», темы: Дождь, Вода, Материя, Наслаждения, Еврейская молитва, Хесед, Благословение, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Не нашел Всевышний сосуда, удерживающего благословение для Израиля, кроме мира» (конец мишны Укцин). В Гемаре мы находим: Почему установили благословение «Сим шалом» (Дай мир) после благословения коэнов в молитве Шмоне Эсре? Написано: «И расположат Мое Имя на сынах Израиля, и Я их благословлю». А благословление Всевышнего — мир, как сказано «Г-сподь благословит Свой народ миром».
Мы видим, что мир, являющийся орудием и возможностью существования благословения, конечной целью ее сущности, и сам является благословением. Этот вопрос и сущностная связь между благословением и миром станет темой нашего обсуждения в последующих главах.
В процессе объяснения данного вопроса, нам откроется еще один уровень глубины в понимании цели благословения. Выше мы говорили, что в благословении реализуются два аспекта замысла творения. Это раскрытие имен и описаний — путей Всевышнего и воздаяние блага. Но еще есть «третье знание» о замысле сотворения мира — весьма замечательное. Оно состоит в следующем: Эманирующий хотел раскрыть Свое единство, показать, что «Я первый и Я последний», и что, в конце концов, всякое проклятие превратится в благословение, и все зло вернется в добро… Из этого уже следует знание всех сфирот, которые все возвращаются к высшему единству Бесконечного. И эта вещь не очень постигается в нашем поколении, а ведь она — основа веры Израиля — знать единство Эманирующего (Рамхаль, Питхей Хохма веДаат).
Легко понять, что поскольку благословение есть основа и цель творения, в нем обязательно заложена и реализация этого третьего аспекта замысла. Это также будет объяснено далее.
Сказано в мидраше: «Низшие воды называются “плачущими водами”. Почему же они так названы? В час, когда Всевышний разделил воды, определил эти — наверх, а эти — вниз, начали нижние воды плакать… Сказал раби Аба: С плачем отделились нижние воды от верхних. Сказали: “Горе нам, что мы не удостоились подняться наверх, быть ближе к нашему Создателю”. Что они сделали? Проявили дерзость, прорвали пропасти и хотели подняться. Пока не прикрикнул на них Всевышний, как сказано в Псалмах: “Дает Он в море путь и в водах дерзких дорогу”, “Прикрикнул на море, и высохло оно”. Сказал им Всевышний: Поскольку для Моей славы вы так постарались, нет позволения высшим водам говорить Песнь, пока не получат от вас разрешение. Как сказано: “Сильнее гласа множества вод, могучих волн морских — Г-сподь в выси”. Что же они говорят? “Силен в выси Г-сподь”. Более того, в будущем они будут приноситься на жертвенник в виде соли и возлияний воды».
Как обычно, Мудрецы в немногих словах намекают нам на глубочайшие вопросы и возвышеннейшие понятия. Постараемся подробно, как это подобает для столь глубокой и возвышенной темы, объяснить этот мидраш, насколько это возможно для нашего понимания.
Вода — это стихия в мироздании, суть которой: сила существования и приумножения. Вода дает жизнь и проращивает все. Материальная и духовная благодать, спускающаяся из высших миров в низшие, уподоблена воде: «В час, когда идет дождь, благословляется купля-продажа… и даже рыбы благословляются. Смотри, как велик дождь! Рав Йеуда бар Йехезкель в час, когда шел дождь, благословлял: Преукрасится, и возвеличится, и благословится Имя Того, Кто сказал — и возник мир, Кто назначает тысячи тысяч и миллионы ангелов на каждую каплю» (Тана девей Элияу). «Даже мелкая монета в кармане благословляется, когда идет дождь» (Таанит 8).
Таково воздействие дождя в духовном смысле. «Сказал рав Авау: Велик день дождей больше, чем воскрешение мертвых… Сказал рав Йеуда: Велик день дождей как день, когда была дана Тора, как сказано: “Прольется, как дождь, учение Мое”. “Как день, когда были сотворены небо и земля”… “Как день собрания изгнанников”… И воскрешение мертвых произойдет с помощью росы Торы. “Ибо роса света — Твоя роса, и земля мертвецов извергнет” — Каждый, кто пользуется светом Торы, свет Торы оживляет его» (Ктубот 111).
Воде уподоблено и отношение между Всевышним и еврейским народом: «Сказал раби Берахия: Народ Израиля тоже просил недостойно, а Всевышний ответил ему достойно. Как сказано: “И научимся мы стремиться к познанию Г-спода, которое ясно, как рассвет, и придет Он к нам, как дождь, как поздний дождь, орошающий землю” (Ошеа 6). Сказал ему Всевышний: Дочь Моя, ты просишь вещь, которая иногда нужна, а иногда не нужна, но Я буду для тебя как вещь, которая нужна всегда, как сказано: “Я буду как роса для Израиля” (Таанит 4). Ответ Всевышнего показывает силу Его влечения к Израилю: Четыре влечения есть: влечение жены — только к ее мужу, как сказано: “…и к мужу твоему влечение твое”… Влечение дождей — только к земле, как сказано: “Вспомил Ты землю (дождем) и обратил к ней влечение (дождя)”… А влечение Всевышнего — только к Израилю, как сказано в Песни Песней: “Я принадлежу моему другу, и ко мне — влечение его”. (Берешит раба 20). “Влечение воздействует на принимающего воздействие, поскольку даюшему тоже невозможно без получателя, на которого он воздействует, и принимающий необходим ему. Об этом и сказано: “Влечение дождей — к земле”, ибо дожди воздействуют, и им невозможно без принимающего. Потому они нуждаются в получателе — в земле” (Маараль). Это влечение дающего уподоблено воде.»
Сотворение воды происходит от высшего качества Хесед: «Вода намекает на качество Хесед». «А благотворительность — это качество воды… и известно, что воздействие благодетеля на нуждающегося подобно воздействию воды» (Маараль).
Суть качества Хесед — воздействие блага. Это качество раскрывается нам в самом сотворении мира: «мир милостью (Хеседом) будет построен». Ведь в основе мироздания заложено намерение воздать благо сотворенным и дать им безграничное наслаждение.
В этом суть стихии воды: воздействия блага, жизни и произрастания наслаждений без границы для их распространения. «…Стихия воды, от которой происходит влечение к наслаждениям, поскольку вода взращивает всякие виды наслаждения» (Шаарей Кдуша). А ведь замысел сотворения человека был «наслаждаться Всевышним и получать блаженство от сияния Его Шехины».
Во второй день, когда были сотворены раздоры и Геином, были разделены воды, и нижние воды были силой отделены от высших.
Он разделил Свои деяния и воцарился над ними (Рош аШана 31).
Суть этого произошедшего в мироздании разделения, говоря нашим языком, такова: часть Творения лишилась совершенства (и таким образом все Творение стало несовершенным). И так возникла реальность, в которой часть мироздания обладает недостатком, отдалена от источника блага и нуждается в получении восполнения от второй части мироздания, оставшейся совершенной.
Совершенство, окружающее все мироздание светом Хеседа первого дня, осталось в высших мирах. «Делающий мир в высотах Своих». Там — место совершенства. Там все части творения действуют согласовано. Огонь и вода вместе. Высшие миры ближе к Всевышнему. Они получают воздействие Его блага и благословения без границы. Они духовны и обладают преимуществом духовной формы. Другими словами, они совершенны и воздействуют своим совершенством на нижние миры, поскольку таково свойство формы: воздействовать на материю. Они — орудия Творца для передачи благословения в нижние миры. Их сущность — Хесед: «Десница Моя распростерла небеса» — ибо с небес милость и строительство мира (Маарша).
Нижние воды были отдалены от Создателя, лишены духовного уровня и совершенства. Как и все материальное, они обладают недостатком: у них нет ничего от себя, но лишь то, что они получают свыше. Материя ограничена и определена, она находится под властью качества Суда, отрешена от бесконечного благословения. Вот как определил это рав И.А.Хавер в книге Ор Тора (29): «В мире есть два вида управления. Одно — управление природы, и второе — управление, стоящее над природой. Управление называется словом “вода”, и как от воды зависит жизнь всякого создания на земле, так и воздействие Провидения Всевышнего есть жизнь миров… и оно уподоблено воде, как источник жизни свыше. “Вода под небосводом” — это природное управление, а “вода над небосводом” — это высшее Провидение».
Она заключается в том, чтобы создать возможность свободы выбора и служения человека. Ведь нет места для выбора, когда мироздание совершенно: «Несомненно, Б-г может сотворить человека и всю вселенную абсолютно совершенными, и более того, было бы естественно для Него сделать так… Но когда Его мудрость постановила дать человеку возможность самому привести себя к совершенству, Он сотворил эти творения несовершенными» (Даат твунот 26).
Только когда произошло это разделение, появилось место для существования структуры зла в противоположность структуре добра. Создалась возможность отделить и оторвать нижние миры от высших, повлечь тем самым усиление зла вследствие погружения нижних в материальность и тем самым испортить мироздание. С другой стороны, есть также возможность приблизить и объединить миры, исправить повреждение, создавшееся из-за этого разделения, «исправить мир царствием Всевышнего».
В этом заключается суть «плача» нижних вод. Они спустились с уровня духовной формы на уровень материи. Форма: внутреннее содержание, духовная сущность объекта. Материя — противоположность этому: отстутствие сути и содержания. Суть формы в воздействии, в придании духовной сущности. А суть материи — в принятии формы. Форма облекается в материю, в их единстве создается совершенство.
«Сказал раби Леви: верхние воды — мужские, а нижние — женские» (Берешит раба). Высшие воды остались на уровне формы, и в них заложено воздействие Торы, воскрешения и т.д., как мы приводили выше. А суть нижних вод — материальность, подобно знакомой нам воде, которая не имеет своей формы, но принимает форму сосуда. У воды нет особой формы, и поэтому на Святом языке слово «вода» всегда множественного числа: маим; у него нет единственного числа.
Вот как объясняет Маараль (Гвурот аШем 18) величие нашего учителя Моше и значение его имени, о котором сказано в Писании: «Моше — ибо из воды я вытащила его (мешитиу)». «Знай, что величие Моше есть достоинство формы, отделенной от материи, ибо трансцендентные разумы есть только форма. И тот, кто близок к уровню разумов, близок к форме, и поэтому Моше был только формой без материи. А с водой все наоборот, — ведь у воды нет конечной формы, и потому она всегда во множественном числе (маим). Ты не найдешь единственного числа по отношению к воде, поскольку всякая единственность происходит от силы формы, объединяющей вещь, а у воды нет конечной формы… И потому его назвали Моше, что он вытащен из воды…» Сила произрастания и жизненности нижних вод стала материальной. Сущность нижних вод — «произрастание всякого рода наслаждений» — имеются в виду материальные наслаждения. Все, что погружается в наслаждения, теряет свою форму, «и когда Всевышний хотел стереть всякую форму, привел на них (водный) потоп, чтобы стереть форму» (Маараль).
«Что они сделали? Проявили дерзость и прорвали пропасти». Они стремились вернуться к своему источнику и корню. Быть близко к Создателю. Подняться с уровня материи и опять получить свою форму, как раньше. «Сказал им Всевышний: Поскольку для Моей славы вы сделали так много, нет позволения для высших вод говорить Песнь, пока не получат от вас разрешение… Более того, в будущем они будут приноситься на жертвенник в виде соли и возлияния воды». То желание, то стремление вернуться к своему прежнему уровню, вновь приобщиться к Творцу, дает им возможность исправления. Это потенциал возвышения, существующий в каждом создании, даже самом низком и материальном, поскольку корень каждого создания есть его духовный источник, из которого он спустился.
Отсюда и причина влечения материи получить форму. Поскольку его корень оттуда, из того высокого уровня формы, а каждая вещь стремится вернуться и объединиться со своим корнем. Весь выбор в том, к какой форме, к какому содержанию прилепится материя. Здесь есть опасность прилепиться к воображаемым формам, к формам, сущность которых — зло. В этом и состоит «проклятая форма, отчеканенная в материи», о которой говорит Маараль во многих местах. Это аллегория блудницы в книге Притч. Царь Шломо уподобил материю, которая ищет формы и меняет их той женщине, которая не прилепляется к своему мужу, предназначенному для нее, а тянется за пустыми фантазиями. Такую же аллегорию применяли и пророки (См. Ошеа 2, Йехезкель 23 и др.) «Поскольку женщина принимает воздействие и также материя принимает формы».
Материя не может существовать сама по себе, она стремится к своему корню, стремится принять форму. Форма также стремится к материи: без нее она абстрактна и у нее нет выражения в реалиях материального мира: «Воздействующий влечется к объекту своего воздействия, ибо он тоже не может быть без получателя, на которого он воздействует, и ему нужен получатель. Об этом сказано: влечение дождя — только к земле, поскольку дождь воздействует, и он не может быть без получателя. И потому дожди нуждаются в получателе, в земле» (Маараль).
Когда правильная форма приобщена к материи и властвует над ней — это совершенство. И когда нижние воды показали свое сильнейшее влечение прилепиться к своему чистому корню ради славы Создателя, они удостоились утешения.
Следует объяснить слова утешения, с которыми обратился к ним Всевышний.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.