Темы: Современность и Тора, Душа, Каббала, Загробная жизнь, Смерть, Виктория Ходосевич
Элизабет Кублер-Росс, много лет занимающаяся изучением процесса умирания, пишет, что её всегда поражали внезапное спокойствие и умиротворённость, которая появляется на лице умирающего в момент, когда жизнь покидает его. Она описывает смерть как освобождение бабочки из кокона. При жизни мы ограничены возможностями нашего тела, но, когда эти ограничения исчезают, взмываем на высоту ранее недостижимую.
Каббала даёт некоторые сведения о том, что происходит после смерти. Но, даже если мы принимали идею о том, что смерть — всего лишь переход из одного состояния в другое, до недавнего времени никаких доказательств этого у нас не было. Просто потому, что свидетели «оттуда» не возвращались.
В последние полвека картина изменилась. Благодаря возможностям современной медицины появилось много людей, переживших клиническую смерть. Их свидетельства заставляют задуматься даже скептиков, далёких от духовности и религии. Исследователи назвали это явление феноменом околосмертных переживаний.
Можно, конечно, поспорить: если кто-то по сей день жив, то он по определению не умирал. Но, с другой стороны, в состоянии клинической смерти, когда у человека отсутствует сердцебиение и мозговая активность, он находится гораздо ближе к смерти, чем к жизни. И все же эти люди часто могут вспомнить и в подробностях описать, что происходило вокруг после того, как констатировали их смерть: кто входил, выходил, содержание разговоров, местонахождение различных предметов и так далее. Каким участком нефункционирующего мозга могли они это видеть, слышать и запоминать?
Неудивительно, что все, кто испытал такое, будь они твердолобыми скептиками, агностиками или атеистами, пришли к незыблемой вере в существование бессмертной души, которая не исчезает со смертью тела.
Рав Хаим-Давид а-Леви, бывший главным сефардским раввином Тель-Авива, в своей книге «Асэ Лэха Рав» проводит тщательное сравнение сведений, которые мы находим в Талмуде, Мидраше и трудах каббалистов, с недавними исследованиями феномена околосмертных переживаний. По его мнению, эти исследования играют огромную роль в пробуждении светского мира к осознанию существования души, которая продолжает жить после смерти физического тела.
Еврейская мистика учит, что перед смертью нам показывают всю нашу жизнь. В конце земного пути мы, наконец, постигаем смысл прожитой жизни и видим её полную картину — грехи и праведные поступки, ошибки и достижения, наследие, которое оставляем после себя. Интересно, что исследования доктора Джудит Кац из университетской клиники «Хадасса» это подтверждают. О картинах прошедшей жизни («эффект перемотки жизни») говорят многие из тех, кто прошёл клиническую смерть. Люди видели свою жизнь «как в кино», но события не всегда шли в хронологическом порядке.
Один из участников исследования рассказывал: «Это не было линейно. Не было ощущения пространства и времени. То ли мгновения, то ли тысячелетия. В моем околосмертном опыте разные события происходили одновременно, но в земном мире моё сознание разделяет их по времени».
Почти все участники отмечали, что они глубоко чувствовали переживания людей, с которыми их связывали важные жизненные события. «Я как будто бы вошёл в каждого, с кем был близок в жизни, и почувствовал их боль». «Я видел и чувствовал все переживания моего отца. Он как будто показывал мне всё, что с ним случилось в детстве, и как тяжело ему было в жизни». Одно из самых важных заключений исследования: все участники отметили, что после просмотра «фильма своей жизни» они кардинально изменили своё отношение к близким и к поворотным событиям своей жизни.
Все эти результаты исследователи интерпретируют с позиций материализма и никак не связывают их с еврейской Традицией и трудами наших учителей. Учёные не склонны опираться на такие свидетельства в своих исследованиях. Вместо этого они объясняют феномен околосмертных переживаний реакцией некоторых участков мозга на гипоксию и потерю крови при травматических и предсмертных состояниях.
Конечно, такое возможно. Но на мой взгляд гораздо более правдоподобное объяснение даёт многовековая еврейская мудрость. Как говорил Ребе из Коцка: «Смерть — всего лишь переход из одной комнаты в другую; из жалкой лачуги в великолепный небесный чертог». И перед тем, как отправиться в это последнее путешествие, Всевышний даёт нам возможность оглянуться назад и просмотреть фильм прожитой жизни.
Какие чувства мы испытаем при просмотре — сожаление и стыд или радость и удовлетворение — зависит от нас самих.
Это знание имеет большое значение для всей нашей жизни, для понимания ее духовного смысла и цели.
Раби Бенджамин Блех, по материалам сайта Эш а-тора
Переводчик Виктория Ходосевич
Рав Шауль Вагшал
В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Притчи Хафец Хаима
Йегуда Авнер
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Массовая безработица, закрытие крупных предприятий и миграция обедневших жителей — явления одного порядка. Их причиной является отказ от субсидирования изучения Торы.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»