Из цикла «Стремись к истине», темы: Любовь, Мировоззрение, Хесед, Мусар, Рав Элиягу Деслер, Рав Арье Кармель
Не существует в мире человека, в котором не было бы искры даяния. Это видно по его радости и веселью, которые никогда не могут быть полными, если он одинок, а также в его тоске по обществу, исходящей из глубин его души. А что лежит в основании этой тоски? Искра силы даяния.
Каждый человек очень хочет иметь детей, и тому есть два основания:
а) он ощущает детей как своё продолжение после смерти;
б) он чувствует нужду и необходимость в том, чтобы был у него кто-то, кого он будет любить и о ком будет заботиться.
Мы видим бездетных людей, которые взяли в свой дом сирот и усыновили их. Иные же крепко привязались к собаке или другому животному, как к ребёнку. Разве это не показывает нам, как глубоко спрятан в душе человека корень силы даяния?!
Здесь встаёт перед нами интересный вопрос: раз любовь и даяние обнаруживаются вместе, не является ли даяние порождением любви? Или наоборот, любовь возникает из даяния?
Мы привыкли считать даяние порождением любви, потому что любимому человек делает добро. Но есть иное мнение: человек любит плоды своих трудов, ощущает их как часть своей индивидуальности, будь то сын, рождённый или усыновленный, выращенное им животное, посаженное своими руками растение или построенный им дом. Человек относится с любовью к трудам рук своих, ибо видит в них себя. Я нахожу источник второго мнения в словах наших учителей из трактата Дерех Эрец зута /ч.2/: «Если ты желаешь быть преданным в любви своему товарищу, заботься о его пользе (делай ему добро)».
Эта любовь очень глубока. Посмотрим, что написано в Торе Всевышнего (единственном источнике полных знаний о глубинах духовных сил, так как лишь Творцу одному известны тайны души созданного Им человека):
«Тот, кто построил свой дом и не обновил его… тот, кто насадил виноградник и не почал его (после четырех лет)… тот, кто обручился с женщиной, но еще не ввел её (в свой дом)…» (Дварим 20:5-7) — всех их без различия возвращают домой при подготовке к войне. И подчёркивают наши мудрецы, что любовь к плодам своего труда подобна любви к обручённой девушке. Эта любовь, несомненно, порождена даянием.
Я был свидетелем следующих событий. Молодые родители души не чаяли в своем маленьком сыне. И вот началась война, и все жители тех мест бежали от врага. Случилось так, что перипетии войны разделили эту тесную семью: отец и сын остались по одну сторону фронта, а мать — по другую. И так были разлучены в печали и тоске несколько лет, пока не утихла война и не установился мир. Тогда и соединились вновь все члены этой семьи.
Но что удивительно: они не смогли восстановить потерянного. Любовь между отцом и сыном была более глубокой, привязанность более сильной, чем любовь между сыном и матерью. Она разлучилась с ним, когда он был малышом, а обрела его большим, непохожим и даже каким-то чужим, и всё ещё тосковала по разлучённому с ней малышу. Но всё это эмоции. В чём же корень проблемы? Корень в том, что воспитал и вырастил мальчика отец, а не мать. И это то, чего матери недоставало, что досталось отцу, а не ей. Любовь, проистекающая из даяния, вся перешла к отцу.
Общее правило: то, что человек отдаёт, он не теряет, «что отдал, то твоё». Ведь это расширение, распространение его личности, его индивидуальности, ибо это даёт ему почувствовать часть себя самого в своем товарище, которому он дал её. И в этом та привязанность, та спайка между людьми, которую называют «любовью».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»