1. Имущественные дела
Мишна первая
דִּינֵי מָמוֹנוֹת, בִּשְׁלֹשָׁה. גְּזֵלוֹת וַחֲבָלוֹת, בִּשְׁלֹשָׁה. נֶזֶק וַחֲצִי נֶזֶק, תַּשְׁלוּמֵי כֶפֶל וְתַשְׁלוּמֵי אַרְבָּעָה וַחֲמִשָּׁה, בִּשְׁלֹשָׁה. הָאוֹנֵס וְהַמְפַתֶּה וְהַמּוֹצִיא שֵׁם רַע, בִּשְׁלֹשָׁה, דִּבְרֵי רַבִּי מֵאִיר. וַחֲכָמִים אוֹמְרִים, מוֹצִיא שֵׁם רַע, בְּעֶשְׂרִים וּשְׁלֹשָׁה, מִפְּנֵי שֶׁיֶּשׁ בּוֹ דִינֵי נְפָשׁוֹת
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЛА — ТРЕМЯ. ОГРАБЛЕНИЯ И НАНЕСЕНИЕ ТЕЛЕСНОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ — ТРЕМЯ. МАТЕРИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ И ПОЛОВИНА МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА, ПЛАТЕЖИ ДВОЙНЫЕ И ПЛАТЕЖИ ЧЕТЫРЕХКРАТНЫЕ И ПЯТИКРАТНЫЕ — ТРЕМЯ. НАСИЛЬНИК, И СОБЛАЗНИТЕЛЬ, И КЛЕВЕТНИК — ТРЕМЯ; это — СЛОВА РАБИ МЕИРА. А МУДРЕЦЫ ГОВОРЯТ: КЛЕВЕТНИК — ДВАДЦАТЬЮ ТРЕМЯ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ЕСТЬ В ЭТОМ аспект УГОЛОВНЫХ ДЕЛ.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ПЕРВОЙ
Тора предписывает учреждение судов во всех городах Страны Израиля — как сказано (Дварим, 16:18): «Судей и наблюдающих за порядком назначь себе во всех воротах [городов твоих]1».
Существовали три вида судов:
1) суды в составе трех судей, которые рассматривали имущественные иски и дела о штрафах (как разъясняется в начале этой главы);
2) суды в составе из двадцати трех судей (т.наз. «малый сангедрин»), рассматривавший уголовные дела;
3) «большой бейт-дин» в составе семидесяти одного мудреца Торы, так называемый «великий сангедрин», или просто сангедрин, заседавший в Палате тесаных камней при Иерусалимском Храме. В компетенцию «большого бейт-дина» входило рассмотрение дел о целом колене Израиля, служившего идолу, о лжепророке и о первосвященнике (как мы будем учить ниже в этой главе). Кроме того, «большой бейт-дин» определял состав «малых сангедринов» и разрешал спорные галахические проблемы (как разъясняется в этом трактате).
Название САНГЕДРИН — греческого происхождения и означает: «совет народных старейшин». Согласно Бартнуре (Сота, 9:11), оно относится к самим судьям и является сокращением слов: «сонэ гадрат паним бадин» («ненавидящий лицеприятство на суде»).
Трактат «Сангедрин» посвящен подробному изложению законов, связанных с функционированием судов и их компетенцией, с показаниями свидетелей и способами выяснения их истинности; он учит, как судьи обсуждают дела, представленные на их рассмотрение, как выносят приговор, как осуществляют каждый из четырех видов казней, предусмотренных Торой, и т.д.
Эта мишна начинает трактат с юридических дел, которые рассматривает суд из трех судей.
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЛА — например, разбор исков о ссудах и «признаниях», то есть о случаях, когда один человек требует у другого вернуть долг и приводит свидетелей, подтверждающих, что он ССУДИЛ того человека деньгами, или же что сам должник признал перед ними факт получения этой ссуды.
Эти дела рассматриваются ТРЕМЯ судьями [ — то есть судом в составе трех судей].
ОГРАБЛЕНИЯ — дела об ограблениях: когда, например, один человек силой отнял у другого деньги или вещи, или когда взявший на хранение какую-либо вещь отрицает факт передачи ее нему, — И НАНЕСЕНИЕ ТЕЛЕСНОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ — то есть случаи, когда нанесший физическое повреждение другому человеку обязан выплатить ему пять видов возмещения: за причиненный ущерб, за причиненное страдание, за расходы по лечению, за простой в работе и причиненный стыд (см. Бава кама, 8А).
[Эти дела также рассматриваются] ТРЕМЯ судьями.
Гемара объясняет, почему мишна говорит отдельно: ОГРАБЛЕНИЯ И НАНЕСЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ — ТРЕМЯ, а не включает эти случаи в общее положение: ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЛА — ТРЕМЯ. Цель этого — подчеркнуть различие между делами о ссудах и признаниях с одной стороны и делами об ограблениях и нанесении физического повреждения — с другой: для разбора дел первого рода не требуется состава суда из компетентных судей-специалистов, а достаточно трех простых людей, однако для дел об ограблениях и нанесении телесных повреждений необходимо присутствие трех судей-специалистов.
Это следует из отрывка Торы о типах сторожей (Шмот, 22), где судьи трижды называются словом «элогим» [«всесильные» — так же, как Всевышний]: 1) «И приблизится хозяин дома к ВСЕСИЛЬНЫМ…»; 2) «До ВСЕСИЛЬНЫХ дойдет слово обоих…»; 3) «…Кого признают виновным ВСЕСИЛЬНЫЕ, заплатит вдвойне своему ближнему». Отсюда выводят, что для разбора имущественных исков необходимы трое компетентных судей — специалистов, в то время как к делам о ссудах и признаниях мудрецы отнеслись более снисходительно и разрешили вести их или одному судье-специалисту, или суду из трех простых людей «для того, чтобы не запирать двери перед желающими получить ссуду». То есть, если заимодавец всегда будет вынужден искать суд из трех специалистов, то он будет опасаться одалживать деньги: вдруг должник вздумает отрицать, что получил ссуду, а кредитор не найдет компетентных судей, чтобы заставить того вернуть долг.
МАТЕРИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ — дела о полном возмещении материального ущерба.
Например: владелец быка, о котором уже известно, что он бодлив, обязан полностью возместить ущерб, причиненный его быком.
И ПОЛОВИНА МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА — [т .е. дела о возмещении половины ущерба,] причиненного быком, не имеющим репутации бодливого (см. Бава батра, 1:4).
ПЛАТЕЖИ ДВОЙНЫЕ — в делах о воровстве (см.: Шмот, 22:3), — И ПЛАТЕЖИ ЧЕТЫРЕХКРАТНЫЕ И ПЯТИКРАТНЫЕ — если украден бык или ягненок, зарезан и продан, о чем Тора говорит (Шмот, 21:37): «[Стоимость] ПЯТИ быков отдаст вместо быка и ЧЕТЫРЕХ овец — вместо ягненка».
[Эти дела также рассматриваются] ТРЕМЯ компетентными судьями.
НАСИЛЬНИК И СОБЛАЗНИТЕЛЬ юной девственницы, которые обязаны уплатить штраф в 50 шекелей серебром (см. Дварим, 22:29-29; Шмот, 22:15-16; тр. Мишны «Ктубот», 3:4), И КЛЕВЕТНИК — утверждающий, что девушка, на которой он женился, не оказалась девственницей, за что он обязан уплатить штраф в 100 шекелей серебром (см. Дварим, 22:13-19) — эти дела также рассматриваются ТРЕМЯ — то есть судом из трех компетентных судей; это — СЛОВА РАБИ МЕИРА, считающего, что клеветник также должен предстать перед судом из трех судей.
А МУДРЕЦЫ ГОВОРЯТ: КЛЕВЕТНИК — ДВАДЦАТЬЮ ТРЕМЯ судьями ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ЕСТЬ В ЭТОМ аспект УГОЛОВНЫХ ДЕЛ. То есть: может выясниться, что его жена действительно изменила ему еще тогда, когда была только обрученной с ним, и тогда она подлежит казни скилой (как сказано в Дварим, 22:20-21), о чем мы будем учить ниже (мишна 4): «Уголовные дела — двадцатью тремя».
Раби Меир, впрочем, считает, что если судьи выяснят наличие в деле уголовного аспекта, к этих трем судьям возможно добавить еще двадцать. Мудрецы же придерживаются мнения, что это нежелательно, так как могут начаться пересуды о том, что первые трое судей не обладают достаточной компетенцией (см. «Тосфот-Йомтов»).
И ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ МУДРЕЦОВ.
1 Слова в квадратных скобках добавлены переводчиком для большей связности или пояснения текста.
1. Имущественные дела
Мишна вторая
מַכּוֹת, בִּשְׁלֹשָׁה. מִשּׁוּם רַבִּי יִשְׁמָעֵאל אָמְרוּ, בְּעֶשְׂרִים וּשְׁלֹשָׁה. עִבּוּר הַחֹדֶשׁ, בִּשְׁלֹשָׁה. עִבּוּר הַשָּׁנָה, בִּשְׁלֹשָׁה, דִּבְרֵי רַבִּי מֵאִיר. רַבָּן שִׁמְעוֹן בֶּן גַּמְלִיאֵל אוֹמֵר, בִּשְׁלֹשָׁה מַתְחִילִין, וּבַחֲמִשָּׁה נוֹשְׂאִין וְנוֹתְנִין, וְגוֹמְרִין בְּשִׁבְעָה. וְאִם גָּמְרוּ בִשְׁלֹשָׁה, מְעֻבֶּרֶת
ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ — ТРЕМЯ; ОТ ИМЕНИ РАБИ ИШМАЭЛЯ ПЕРЕДАЛИ: ДВАДЦАТЬЮ ТРЕМЯ. УСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛНОГО МЕСЯЦА — ТРЕМЯ. УСТАНОВЛЕНИЕ ВИСОКОСНОГО ГОДА — ТРЕМЯ: это — СЛОВА РАБИ МЕИРА; РАБАН ШИМОН, СЫН ГАМЛИЭЛЯ, ГОВОРИТ: ВТРОЕМ НАЧИНАЮТ, ВПЯТЕРОМ ОБСУЖДАЮТ И ВЫНОСЯТ РЕШЕНИЕ ВСЕМЕРОМ, А ЕСЛИ ВЫНЕСЛИ РЕШЕНИЕ ВТРОЕМ ־ ВИСОКОСНЫЙ ГОД установлен.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ВТОРОЙ
ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ — ТРЕМЯ.
Человек, нарушивший запрет Торы, подлежит наказанию бичеванием ([он получает максимум тридцать девять ударов плеткой — или, как выражается Тора,] СОРОК БЕЗ ОДНОГО). Решение об этом наказании выносит суд, состоящий из трех компетентных судей.
ОТ ИМЕНИ РАБИ ИШМАЭЛЯ ПЕРЕДАЛИ: ДВАДЦАТЬЮ ТРЕМЯ — как при рассмотрении уголовных дел.
Гемара приводит разъяснение Абаей: основой для мнения раби Ишмаэля является заключение по аналогии («гзейра шава»). О наказании бичеванием сказано (Дварим, 25:2): «И будет: если подлежит побоям [тот, кто] ВИНОВЕН…», а о заслуживающем смертной казни сказано (Бамидбар, 35:31): «И не берите выкупа за душу убийцы, который ВИНОВЕН [и должен] умереть»; повторение слова «виновен» указывает на аналогию между этими двумя установлениями, и отсюда следует: как смертный приговор выносится двадцатью тремя судьями, так и решение о телесном наказании бичеванием также выносится двадцатью тремя судьями.
Рава же говорит: [дело о телесном наказании рассматривается двадцатью тремя потому, что] бичевание заменяет смертную казнь (ПОСКОЛЬКУ ОН ПОСТУПИЛ ПРОТИВ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ СВОЕГО ТВОРЦА, ОН ЗАСЛУЖИВАЕТ СМЕРТИ… И ЭТО БИЧЕВАНИЕ — КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ СМЕРТИ, — Раши), и потому телесное наказание входит в разряд уголовных дел.
Однако ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ ПЕРВОГО ТАНАЯ.
Его мнение основывается на том, что о человеке, подлежащем телесному наказанию, написано в Торе (Дварим, 25:1): «И прибудут на суд, и РАССУДЯТ их»: [«рассудят» — множественное число: следовательно, минимальное число судей — ] два, однако «нет суда равновесного» (суд не может состоять из четного количества судей: если мнения их разделятся, будет невозможно вынести окончательное решение), поэтому к ним прибавляют его одного, итого — три.
УСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛНОГО МЕСЯЦА — как разъясняет Гемара, ОСВЯЩЕНИЕ МЕСЯЦА — осуществляется ТРЕМЯ компетентными судьями.
В эпоху Мишны бейт-дин «освящал» [то есть устанавливал] новомесячье на основе показаний свидетелей, видевших в ночь на тридцатый день месяца новорожденную луну. После того, как их показания проходили проверку и их истинность подтверждалась, бейт-дин освящал тридцатый день месяца и объявлял его «новомесячьем». Следовательно, предыдущий месяц оказывался «неполным» (то есть состоящим из 29 дней), а 30־й день — первым днем следующего месяца.
Как освящали месяц?
Говорит Мишна (Рош-Гашана, 2:7): «Глава бейт-дина говорит: “Освящен!”, и все присутствующие за ним восклицают: “Освящен, освящен!”. Следовательно, освящение месяца в 30-й день зависит от того, что говорит бейт-дин, и потому он должен состоять из трех судей».
Впрочем, если луна не показалась в ночь на 30-й день месяца, это месяц становится «ПОЛНЫМ» (дословно «беременным») — из 30 дней, а 31-й день сам собой «освящается» как новомесячье — согласно мнению раби Цадока (см. там же), которому и соответствует Галаха.
УСТАНОВЛЕНИЕ ВИСОКОСНОГО ГОДА — решение о прибавлении тринадцатого месяца (то есть об удвоении месяца адар) выносится ТРЕМЯ компетентными судьями: это — СЛОВА РАБИ МЕИРА.
В те времена, когда начало нового месяца освящали на основе показаний свидетелей, видевших новую луну (как сказано выше), бейт-дин устанавливал високосный год также в зависимости от того, что видели в данный год. [Главное значение имело,] совпадет ли праздник Песах со временем созревания урожая или нет, потому что в Торе сказано (Дварим, 16:1): «Храни [в памяти] месяц созревания урожая и совершай [жертвоприношение] песах»; существовали также некоторые другие критерии (как разъясняется в Гемаре «Сангедрин», 116).
И полагает раби Меир, что для установления високосного года (так же, как и для освящения месяца) достаточно бейт-дина в составе только трех судей.
РАБАН ШИМОН, СЫН ГАМЛИЭЛЯ, ГОВОРИТ: ВТРОЕМ НАЧИНАЮТ обсуждение того, следует ли вообще собрать бейт-дин для изучения вопроса об объявлении года високосным. Если двое высказываются против этого, полагая, что нет надобности в объявлении года високосным, а один считает это целесообразным, его мнение не принимают в расчет и более к этому вопросу не возвращаются. Однако если двое говорят, что следует собрать бейт-дин для изучения вопроса об объявлении года високосным, [а один высказывается против,] к этим судьям добавляют еще двоих, и уже ВПЯТЕРОМ ОБСУЖДАЮТ, следует ли это сделать или нет. Если трое высказываются против, следуют за мнением большинства и год не объявляют високосным; но если трое высказываются за объявление года високосным, то прибавляют еще двух судей И ВЫНОСЯТ РЕШЕНИЕ ВСЕМЕРОМ — объявляют год високосным в бейт-дине из семи судей на основе мнения большинства.
Гемара разъясняет, что числа 3,5 и 7 соответствуют числу слов в тройном благословении когенов. В первом предложении («Да благословит тебя Г-сподь и охранит тебя») — в оригинале 3 слова, во втором («Обратит к тебе Г-сподь светлый лик Свой и помилует тебя») — 5 слов, в третьем («Поднимет Г-сподь Свой лик к тебе и создаст тебе мир») — 7. Смысл этого: чтобы в отношении установления года и его плодов было упомянуто благословение когенов («Тифъэрет-Исраэль»; см. также «Тосфот-Йомтов»).
А ЕСЛИ ВЫНЕСЛИ РЕШЕНИЕ ВТРОЕМ — если только первые трое судей единогласно признали необходимость объявления года високосным и сделали это — ВИСОКОСНЫЙ ГОД установлен апостериори, и более не требуется собирать бейт-дин — не из пяти судей, ни из семи.
И ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ РАБАНА ШИМОНА, СЫНА ГАМЛИЭЛЯ.
1. Имущественные дела
Мишна третья
סְמִיכַת זְקֵנִים וַעֲרִיפַת עֶגְלָה, בִּשְׁלֹשָׁה, דִּבְרֵי רַבִּי שִׁמְעוֹן. וְרַבִּי יְהוּדָה אוֹמֵר, בַּחֲמִשָּׁה. הַחֲלִיצָה וְהַמֵּאוּנִין, בִּשְׁלֹשָׁה. נֶטַע רְבָעִי וּמַעֲשֵׂר שֵׁנִי שֶׁאֵין דָּמָיו יְדוּעִין, בִּשְׁלֹשָׁה. הַהֶקְדֵּשׁוֹת, בִּשְׁלֹשָׁה. הָעֲרָכִין הַמִּטַלְטְלִין, בִּשְׁלֹשָׁה. רַבִּי יְהוּדָה אוֹמֵר, אֶחָד מֵהֶן כֹּהֵן. וְהַקַּרְקָעוֹת, תִּשְׁעָה וְכֹהֵן. וְאָדָם, כַּיּוֹצֵא בָהֶן
СМИХА СТАРЦЕВ И ОТСЕЧЕНИЕ ЗАТЫЛКА ТЕЛИЦЫ — ТРЕМЯ; это — СЛОВА РАБИ ШИМОНА. А РАБИ ЙЕГУДА ГОВОРИТ: ПЯТЬЮ. ХАЛИЦА И ВЫРАЖЕНИЯ НЕЖЕЛАНИЯ жить с мужем — ТРЕМЯ. НЕТА РЕВАИ И ВТОРОЙ МААСЕР, СТОИМОСТЬ КОТОРОГО НЕИЗВЕСТНА, — ТРЕМЯ. ПОСВЯЩЕНИЯ — ТРЕМЯ. «ЦЕННОСТИ» НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА — ТРЕМЯ; РАБИ ЙЕГУДА ГОВОРИТ: ОДИН ИЗ НИХ — КОГЕН. А ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ — ДЕВЯТЬЮ И КОГЕНОМ. И ЧЕЛОВЕК — ПОДОБНО ИМ.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ТРЕТЬЕЙ
Эта мишна сообщает еще о ряде судебных дел, разбирательство которых должно происходить в суде, состоящем из трех судей.
СМИХА СТАРЦЕВ И ОТСЕЧЕНИЕ ЗАТЫЛКА ТЕЛИЦЫ — ТРЕМЯ; это — СЛОВА РАБИ ШИМОНА.
Большое количество личных жертвоприношений требуют смихи. Это означает, что перед началом жертвоприношения приносящий эту жертву изо всех своих сил опирается обеими руками о голову еще живого животного и исповедуется в совершенном грехе. Однако общественные жертвоприношения не требуют смихи — все, кроме двух: 1. козленок, которого в Йом-Кипур отсылают в пустыню (и эту смиху совершает первосвященник), 2. телец, которого приносит как искупительную жертву все общество в случае, когда сангедрин по ошибке разрешил то, за сознательное совершение чего грозит карет, а за нечаянное — необходимо принести жертву хатат; большинство народа, по этому указанию сангедрина, совершило такой грех, и лишь после этого сангедрину стало известно о его ошибке. О таком случае Тора говорит (Ваикра, 4:12): «И принесет в жертву общество [трехлетнего] ТЕЛЬЦА как жертву очистительную». Этот телец носит название «тельца [за грех] упущения общества», и это жертвоприношение требует смихи, совершаемой сангедрином, — как сказано в Торе (там же): «И обопрутся СТАРЦЫ ОБЩИНЫ своими руками о голову [этого] тельца». Поэтому эту смиху наша мишна называет «смихой старцев», и раби Шимон полагает, что для нее достаточно всего только трех судей из состава сангедрина: «старцы» — минимум множественного числа — 2, но поскольку «нет суда равновесного», к ним добавляют еще одного, итого — 3.
Согласно Гемаре, слова «смиха старцев» имеет еще одно значение: назначение на должность судей. Это также называется смихой на основе сказанного [в Торе о том, как Моше-рабейну назначил Йегошуа Бин-Нуна своим преемником] (Бамидбар, 27:23): «…И опер свои руки о него». Однако когда судью назначают на должность, смиха означает не действие (в отличие от того, что сделал Моше-рабейну), а речь: кандидату присваивают звание раби и дают разрешение рассматривать судебные дела о штрафах. Такая смиха дается лишь только в Стране Израиля и только тем, кто сам имеет смиху.
Из нашей мишны следует, что для такой смихи достаточно только трех судей, из которых по крайней мере один должен сам иметь смиху (см. комментарии, разъясняющие эту мишну).
И ОТСЕЧЕНИЕ ЗАТЫЛКА ТЕЛИЦЫ — ТРЕМЯ.
О случае, когда в открытом поле найден мертвый человек и неизвестно, кто его убил, Тора предписывает (Дварим, 21:2): «И выйдут старцы твои и судьи твои, и измерят [расстояние] к городам, которые во все стороны от трупа», и тот город, который окажется самым близким, доставляет телицу, которой там отсекают затылок (см. там же).
А РАБИ ЙЕГУДА ГОВОРИТ: ПЯТЬЮ — как смиха старцев перед принесением в жертву «тельца [за грех] упущения общества», так и измерение расстояния до ближайшего города ради совершения заповеди о телице, которой отсекают затылок, производится пятью членами сангедрина. Так, о смихе сказано: «И обопрутся старцы общины…», что раби Йегуда истолковывает следующим образом: «и обопрутся» — 2 судьи, «старцы» — 2, всего — 4, но «нет равновесного суда», и прибавляют еще одного, итого — 5. О телице, которой отсекают затылок, написано подобным же образом: «старцы твои и судьи твои» — то есть по 2, но «нет равновесного суда», и прибавляют еще одного (см.: Мишна, Сота, 9:1).
ХАЛИЦА.
Женщина, муж которой умер, не оставив потомства, [обязана, согласно Торе, выйти замуж за его брата;] однако если брат покойного не желает этого, вопреки заповеди Торы, то предписывается (Дварим, 25:9): «И приблизится его золовка к нему на глазах [тех] старцев, и стащит [“вехальца”] его башмак с ноги его…».
Наша мишна учит, что халица должна происходить в присутствии бейт-дина, состоящего из трех судей, так как написано: «на глазах [тех] старцев», а минимальное число «старцев» — 2, но «нет равновесного суда», и прибавляют еще одного. Тем не менее, считается соответствующим духу заповеди добавить к ним еще двух ради большей гласности (см.: Мишна, Йевамот, 12:1).
И ВЫРАЖЕНИЯ НЕЖЕЛАНИЯ жить с мужем — ТРЕМЯ.
Несовершеннолетняя девочка-сирота, которую выдали замуж ее мать или ее братья, имеет право ВЫРАЗИТЬ НЕЖЕЛАНИЕ жить с этим мужем; в этом случае она уходит от него без гета (см.: Мишна, Йевамот, 13:1-2).
Наша мишна призвана научить, что нежелание несовершеннолетней девочки жить с мужем должно быть выражено перед лицом трех судей — несмотря на то, что по букве закона Торы ее кидушин не имеют никакой силы и все это только установление мудрецов. Тем не менее, поскольку всему, что установили мудрецы, они придали силу закона Торы (Раши; и см. «Тосафот раби Акивы Эйгера»), и в данном случае требуется присутствие трех судей.
НЕТА РЕВАИ И ВТОРОЙ МААСЕР, СТОИМОСТЬ КОТОРОГО НЕИЗВЕСТНА, — ТРЕМЯ.
Нета реваи — это фрукты урожая четвертого года после посадки дерева. Их — так же, как и второй маасер — хозяин обязан съесть в Иерусалиме или выкупить на деньги и уже их доставить в Иерусалим.
Эта мишна учит, что собирающийся выкупить нета реваи, обязан сделать это перед лицом трех судей, специалистов в оценке расходов, — поскольку они должны оценить стоимость плодов и вычесть из нее сумму возможных расходов (см.: Мишна, Маасер шейни, 5:4).
И точно так же тот, кто хочет выкупить плоды второго маасера, стоимость которых неизвестна из-за того, что, например, они подгнили, обязан сделать это согласно указанию трех судей, специалистов в оценке стоимости плодов (см.: Маасер шейни, 4:2), — поскольку здесь (в отличие от нета реваи) не вычитают сумму возможных расходов, но выкупают за полную стоимость.
ПОСВЯЩЕНИЯ — ТРЕМЯ.
Тот, кто хочет выкупить посвящение — то, что он посвятил для нужд ремонта Храма, — нуждается в присутствии трех компетентных судей, специалистов по оценке посвящений.
«ЦЕННОСТИ» НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА — ТРЕМЯ.
Когда человек говорит: «Ценность такого-то человека — на мне», он обязан отдать как посвящение сумму денег, определенную Торой в зависимости от возраста того человека (Ваикра, 27:1-8). Если же у него нет таких денег, он отдает вещи из движимого имущества [имеющие такую же ценность]. Стоимость этих вещей определяют трое судей, потому что как вычет расходов из стоимости посвящения устанавливают трое судей, так трое судей оценивают стоимость при поступлении посвящения.
РАБИ ЙЕГУДА ГОВОРИТ: ОДИН ИЗ НИХ — КОГЕН.
Одним из этих судей должен быть коген — в соответствии со сказанным в Торе (Ваикра, 27:12): «Какую оценку даст тебе коген».
А ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ — если понадобилось взыскать пожертвованную «ценность» с земли, принадлежащей жертвователю, или когда посвятивший Храму земельный участок решил его выкупить (см. «Тосфот-Йомтов»), — подобные оценки осуществляются ДЕВЯТЬЮ И КОГЕНОМ. То есть: для определения стоимости земельных участков необходимы десять человек, один из которых — коген.
И ЧЕЛОВЕК.
Если кто-то сказал: «Стоимость такого-то — на мне» (то есть он обязуется отдать в качестве посвящения денежную стоимость того человека), суд определяет, сколько бы стоил тот, если бы его продавали на рынке рабов, и эту сумму денег жертвователь обязан отдать в Храм.
ПОДОБНО ИМ — денежной стоимости человека определяется так же, как стоимость земельных участков, десятью, один из которых — коген.
Причину этого разъясняет Гемара: человека оценивают как раба (как было сказано выше), а рабы приравниваются к недвижимому имуществу — как сказано (Ваикра, 25:46): «И держите их в вашем владении, чтоб детям вашим после вас ПРИОБРЕТАТЬ ИХ КАК НАСЛЕДСТВЕННОЕ ВЛАДЕНИЕ».
А основой для участия в оценке земельных участков именно девяти человек и когена, согласно Гемаре, является факт, что в разделе Торы, говорящем о посвящениях (Ваикра, гл. 27), 10 раз встречается слово «коген»: «И оценит его коген», «Какую оценку даст тебе коген», «И рассчитает ему коген» и т.п.; и трактуется это так: одно слово «коген» — ради сути дела, а остальные — «сужение после сужения, но сужение после сужения означает только расширение: что [годятся] даже девять просто евреев и один коген»(см.: ГЕМАРА, САНГЕДРИН, 15а).
1. Имущественные дела
Глава четвёртая
דִּינֵי נְפָשׁוֹת, בְּעֶשְׂרִים וּשְׁלֹשָׁה. הָרוֹבֵעַ וְהַנִּרְבָּע, בְּעֶשְׂרִים וּשְׁלֹשָׁה, שֶׁנֶאֱמַר (ויקרא כ) וְהָרַגְתָּ אֶת הָאִשָּׁה וְאֶת הַבְּהֵמָה, וְאוֹמֵר (שם) וְאֶת הַבְּהֵמָה תַּהֲרֹגוּ. שׁוֹר הַנִּסְקָל, בְּעֶשְׂרִים וּשְׁלֹשָׁה, שֶׁנֶּאֱמַר (שמות כא) הַשּׁוֹר יִסָּקֵל וְגַם בְּעָלָיו יוּמָת, כְּמִיתַת הַבְּעָלִים כָּךְ מִיתַת הַשּׁוֹר. הַזְּאֵב וְהָאֲרִי, הַדֹּב וְהַנָּמֵר וְהַבַּרְדְּלָס וְהַנָּחָשׁ, מִיתָתָן בְּעֶשְׂרִים וּשְׁלֹשָׁה. רַבִּי אֱלִיעֶזֶר אוֹמֵר, כָּל הַקּוֹדֵם לְהָרְגָן, זָכָה. רַבִּי עֲקִיבָא אוֹמֵר, מִיתָתָן בְּעֶשְׂרִים וּשְׁלֹשָׁה
УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА — ДВАДЦАТЬЮ ТРЕМЯ. ЖИВОТНОЕ, С КОТОРЫМ СОВОКУПИЛАСЬ ЖЕНЩИНА, И ЖИВОТНОЕ, С КОТОРЫМ СОВОКУПИЛСЯ МУЖЧИНА, — ДВАДЦАТЬЮ ТРЕМЯ, ТАК КАК СКАЗАНО (Ваикра, 20: 16): «ТО УБЬЕШЬ ту ЖЕНЩИНУ И то ЖИВОТНОЕ», И ГОВОРИТ Писание (там же, 20:15): «А ЖИВОТНОЕ то УБЕЙТЕ». БЫК, ПОДЛЕЖАЩИЙ СКИЛЕ, — ДВАДЦАТЬЮ ТРЕМЯ, ТАК КАК СКАЗАНО (Шмот, 21:29): «Тот БЫК БУДЕТ ЗАБИТ КАМНЕМ, И ТАКЖЕ БУДЕТ ХОЗЯИН ЕГО УМЕРЩВЛЕН» — КАКОВА КАЗНЬ ХОЗЯИНА, ТАКОВА КАЗНЬ БЫКА. ВОЛК И ЛЕВ, МЕДВЕДЬ И ПАНТЕРА, И ЛЕОПАРД, И ЗМЕЯ — ИХ КАЗНЬ ПО приговору ДВАДЦАТИ ТРЕХ; РАБИ ЭЛИЭЗЕР ГОВОРИТ: КАЖДЫЙ, КТО РАНЬШЕ УБИЛ ИХ, — ПОЛУЧИЛ ЗАСЛУГУ; РАБИ АКИВА ГОВОРИТ: КАЗНЬ ИХ — ПО приговору ДВАДЦАТИ ТРЕХ.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ЧЕТВЕРТОЙ
Мишна эта учит, что все уголовные дела — как человека, так и животного — рассматриваются только в суде из двадцати трех судей, то есть в «малом сангедрине».
УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА — наказания за особо тяжкие нарушения Торы, за которые грозит смертная казнь, рассматриваются ДВАДЦАТЬЮ ТРЕМЯ судьями (основание этого будет указано в этой главе ниже, в мишне 6).
ЖИВОТНОЕ — например, бык, — С КОТОРЫМ СОВОКУПИЛАСЬ ЖЕНЩИНА, И ЖИВОТНОЕ, С КОТОРЫМ СОВОКУПИЛСЯ МУЖЧИНА, — ДВАДЦАТЬЮ ТРЕМЯ. Животное приговаривает к смерти суд, состоящий из 23 судей, — ТАК КАК СКАЗАНО (Ваикра, 20:16): «А ЖЕНЩИНУ, КОТОРАЯ ПОДОЙДЕТ К ЛЮБОМУ ЖИВОТНОМУ, ЧТОБЫ СОВОКУПИТЬСЯ С НИМ, — ТО УБЬЕШЬ ту ЖЕНЩИНУ И то ЖИВОТНОЕ». Относительно скотоложства Писание приравнивает суд животного и суд женщины: как женщину судят 23 судьи, так и животное судят 23 судьи.
И ГОВОРИТ Писание в связи со скотоложством, совершенным мужчиной, (там же, 20:15): «И МУЖЧИНА, КОТОРЫЙ ОТДАСТ СВОЕ СЕМЯ В ЖИВОТНОЕ, НЕПРЕМЕННО УМЕРЩВЛЕН БУДЕТ, А ЖИВОТНОЕ то УБЕЙТЕ». Здесь также Писание приравнивает казнь животного и казнь мужчины так что животное тоже приговаривает к скиле бейт-дин, состоящий из 23 судей.
БЫК, ПОДЛЕЖАЩИЙ СКИЛЕ, — бык, забодавший человека насмерть, приговаривается к скиле ДВАДЦАТЬЮ ТРЕМЯ судьями, ТАК КАК СКАЗАНО (Шмот, 21:28-29): «И КОГДА ЗАБОДАЕТ БЫК МУЖЧИНУ ИЛИ ЖЕНЩИНУ НАСМЕРТЬ, НЕПРЕМЕННО БУДЕТ ЗАБИТ КАМНЕМ тот БЫК, И МЯСО ЕГО ЕСТЬ НЕ БУДУТ; ХОЗЯИН ЖЕ ЕГО будет ЧИСТ от вины; НО ЕСЛИ же ОН — БЫК БОДЛИВЫЙ СО ВЧЕРА И с ПОЗАВЧЕРА, И ПРЕДУПРЕДИЛИ о том ЕГО ХОЗЯИНА, НО ОН ЕГО НЕ СТЕРЕГ, И УМЕРТВИЛ тот МУЖЧИНУ ИЛИ ЖЕНЩИНУ — Тот БЫК БУДЕТ ЗАБИТ КАМНЕМ, И ТАКЖЕ БУДЕТ ХОЗЯИН ЕГО УМЕРЩВЛЕН».
Спрашивают наши мудрецы: почему сказано: «И также будет хозяин его умерщвлен»? Ведь, согласно Галахе, хозяин быка, убившего человека, не подлежит смерти по приговору суда? Сказано же (Бамидбар, 35:21): «Непременно умерщвлен будет ударивший: он — убийца»; то есть: за убийство, совершенное им самим, ты казнишь его, но не казнишь ты его за убийство, совершенное его быком; так почему же сказано здесь: «будет… умерщвлен»? Но дело в том, что тем самым Писание учит: КАКОВА КАЗНЬ ХОЗЯИНА, ТАКОВА КАЗНЬ БЫКА — как хозяин судим в случае преступления, за которое подлежат смерти, судом из 23 судей, так и этот бык приговаривает к СКИЛЕ суд, состоящим из 23 судей.
ВОЛК И ЛЕВ, МЕДВЕДЬ И ПАНТЕРА, И ЛЕОПАРД, И ЗМЕЯ — если они умертвили человека, — ИХ КАЗНЬ — скила — ПО приговору суда, состоящего из ДВАДЦАТИ ТРЕХ судей.
Гемара поясняет, что речь здесь идет о прирученных животных, у которых есть хозяева.
РАБИ ЭЛИЭЗЕР ГОВОРИТ: КАЖДЫЙ, КТО РАНЬШЕ УБИЛ ИХ, — ПОЛУЧИЛ ЗАСЛУГУ за доброе дело, так как он предупредил возможность дополнительных несчастий, и нет надобности подавать бейт-дин дело об этих опасных животных.
РАБИ АКИВА ГОВОРИТ: КАЗНЬ ИХ — ПО приговору ДВАДЦАТИ ТРЕХ.
Гемара разъясняет, что раби Акива проводит различие между зверями и змеей: тех — казнят по приговору бейт-дина из 23 судей, что же касается змеи, то «каждый, кто раньше убил ее, — получил заслугу», так как избавил мир от опасного вредителя.
Впрочем, первый танай считает, что змею также казнят по приговору 23 судей.
И ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ РАБИ АКИВЫ — КАК МЫ УЧИМ В МИШНЕ (Бава кама, 1:4): «ЗМЕЯ считается ГОТОВОЙ к убийству ВСЕГДА».
1. Имущественные дела
Глава пятая
אֵין דָּנִין לֹא אֶת הַשֵּׁבֶט וְלֹא אֶת נְבִיא הַשֶּׁקֶר וְלֹא אֶת כֹּהֵן גָּדוֹל, אֶלָּא עַל פִּי בֵית דִּין שֶׁל שִׁבְעִים וְאֶחָד. וְאֵין מוֹצִיאִין לְמִלְחֶמֶת הָרְשׁוּת, אֶלָּא עַל פִּי בֵית דִּין שֶׁל שִׁבְעִים וְאֶחָד. אֵין מוֹסִיפִין עַל הָעִיר וְעַל הָעֲזָרוֹת, אֶלָּא עַל פִּי בֵית דִּין שֶׁל שִׁבְעִים וְאֶחָד. אֵין עוֹשִׂין סַנְהֶדְרָיוּת לַשְּׁבָטִים, אֶלָּא עַל פִּי בֵית דִּין שֶׁל שִׁבְעִים וְאֶחָד. אֵין עוֹשִׂין עִיר הַנִּדַּחַת, אֶלָּא עַל פִּי בֵית דִּין שֶׁל שִׁבְעִים וְאֶחָד. וְאֵין עוֹשִׂין עִיר הַנִּדַּחַת בַּסְּפָר, וְלֹא שָׁלֹשׁ, אֲבָל עוֹשִׂין אַחַת אוֹ שְׁתָּיִם
КОЛЕНО ИЗРАИЛЯ, ЛЖЕПРОРОКА И ПЕРВОСВЯЩЕННИКА ОСУЖДАЮТ ТОЛЬКО ЛИШЬ ПО решению БЕЙТ-ДИНА СЕМИДЕСЯТИ ОДНОГО, И ВЫВОДЯТ войска НА «ДОЗВОЛЕННУЮ ВОЙНУ» ТОЛЬКО ЛИШЬ ПО решению БЕЙТ-ДИНА СЕМИДЕСЯТИ ОДНОГО. РАСШИРЯЮТ ГОРОД И ХРАМОВЫЙ ДВОР ТОЛЬКО ЛИШЬ ПО решению БЕЙТ-ДИНА СЕМИДЕСЯТИ ОДНОГО; УЧРЕЖДАЮТ САНГЕДРИНЫ ДЛЯ КОЛЕН ИЗРАИЛЯ ТОЛЬКО ЛИШЬ СОГЛАСНО решению БЕЙТ-ДИНА СЕМИДЕСЯТИ ОДНОГО, И ОБЪЯВЛЯЮТ ГОРОД «ОТТОРГНУТЫМ» ТОЛЬКО ЛИШЬ СОГЛАСНО решению БЕЙТ-ДИНА СЕМИДЕСЯТИ ОДНОГО; НО НЕ ОБЪЯВЛЯЮТ «ОТТОРГНУТЫМ» ГОРОД ПОГРАНИЧНЫЙ, И НЕ ТРИ города, НО ОБЪЯВЛЯЮТ ОДИН ИЛИ ДВА.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ПЯТОЙ
Эта мишна учит, какие дела рассматриваются только в «большом бейт-дине», состоящем из 71 мудреца Торы.
КОЛЕНО ИЗРАИЛЯ, ЛЖЕПРОРОКА И ПЕРВОСВЯЩЕННИКА ОСУЖДАЮТ ТОЛЬКО ЛИШЬ СОГЛАСНО решению БЕЙТ-ДИНА СЕМИДЕСЯТИ ОДНОГО.
КОЛЕНО ИЗРАИЛЯ. Если целое колено Израиля или большинство какого-то колена Израиля злонамеренно предалось идолопоклонству, виновных судят только в «большом бейт-дине». Дело в том, что об одном человеке, служившем идолу, сказано (Дварим, 17:5): «И выведешь того мужчину или ту женщину, которые совершили то злое дело, к воротам твоим», и мудрецы истолковывают это так: мужчину и женщину ты выводишь к воротам — то есть приводишь в твой городской бейт-дин, — однако ты не выводишь целое колено Израиля к «воротам твоим», но только к особым «воротам» — то есть подаешь его дело в «большой бейт-дин».
Однако если целое колено виновно в иных нарушениях Торы, нет различия между судом отдельных людей и целых масс их.
ЛЖЕПРОРОКА — пророчествующего о том, что не видел в пророческом видении [от Всевышнего], хотя бы и от имени Его (как будет разъясняться ниже, в мишне 11:5). Казнь лжепророка удушением, и эта мишна призвана сообщить, что смертный приговор ему уполномочен вынести только лишь «большой бейт-дин». Основание для этого — заключение по аналогии, которую проводят, сравнивая написанное в Торе о лжепророке и о «строптивом старце» (ТО ЕСТЬ МУДРЕЦЕ, КОТОРЫЙ ДАЛ ПРАКТИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ [об исполнении заповеди Торы], ПРОТИВОРЕЧАЩЕЕ РЕШЕНИЮ САНГЕДРИНА). Так, о лжепророке сказано (Дварим, 18:20): «…Пророк, который дерзнет говорить ЧТО-ТО от имени Моего», а о «строптивом старце» (Дварим, 17:8) — «Когда будет тебе непостижимо ЧТО-ТО…»; там сказано: «что-то», и здесь сказано: «что-то» — следовательно: как мудрец не становится «строптивым старцем», пока не ослушается постановления «большого бейт-дина» (так как сказано там же: «И встанешь, и взойдешь к тому месту, которое изберет Г-сподь, Б-г твой…»), так и лжепророк — он судим только «большим бейт-дином».
И ПЕРВОСВЯЩЕННИКА — совершившего тяжкое нарушение Торы, за которое ему грозит смертная казнь по приговору суда. Его судит лишь «большой бейт-дин» — так как сказано (Шмот, 18:22): «И будет: каждое важное дело доставят тебе», и истолковывают: дело о в а ж н о м человеке «доставят тебе» — то есть к Моше-рабейну, который тогда вместо бейт-дина из 71 судьи, так как судил согласно указаниям свыше и потому был равен по значению иерусалимскому «большому сангедрину» (Раши).
Впрочем, в случае имущественного иска дело первосвященника рассматривается только тремя судьями — так же, как дело любого другого человека.
И ВЫВОДЯТ войско НА «ДОЗВОЛЕННУЮ ВОЙНУ» ТОЛЬКО ЛИШЬ ПО решению БЕЙТ-ДИНА СЕМИДЕСЯТИ ОДНОГО — потому что, в отличие от этого, в случае «войны [ради исполнения] заповеди» (например, для завоевания страны в дни Йегошуа [Бин-Нуна] или для войны с Амалеком) нет нужды в разрешении бейт-дина, чтобы принудить народ выйти на войну. Однако в случае так называемой «разрешенной войны» (например, для того, чтобы расширить владения Израиля и получить дань с народов, или если царь Израиля хочет начать войну, чтобы весь мир узнал о его геройстве) народ принуждают выйти на войну только по решению бейт-дина семидесяти одного. Так, мы находим, что Давид перед выходом на войну советовался с сангедрином (см.: Гемара, 16а).
РАСШИРЯЮТ ГОРОД — а именно, территорию Иерусалима — И ХРАМОВЫЙ ДВОР — территорию Иерусалимского Храма — ТОЛЬКО ЛИШЬ ПО решению БЕЙТ-ДИНА СЕМИДЕСЯТИ ОДНОГО.
Святость Иерусалима превосходит святость всей остальной Страны Израиля, а святость территории Храма — святость самого Иерусалима, и обновление святости возможно только по решению «большого бейт-дина». Так, о Мишкане сказано (Шмот, 25:9): «…Как все, что Я показываю тебе: образец Мишкана… — так и сделаете» — так и сделаете в будущем: как Мишкан был освящен Моше (который был вместо сангедрина семидесяти одного), так и в будущем расширение [священного] города и территории Храма будет осуществляться по решению «большого сангедрина».
УЧРЕЖДАЮТ САНГЕДРИНЫ ДЛЯ КОЛЕН ИЗРАИЛЯ — а именно, «малые сангедрины» из 23 судей, как сказано (Дварим, 16:18): «Судей и охрану порядка назначь себе во всех воротах [городов твоих]… ДЛЯ КОЛЕН ТВОИХ» — ТОЛЬКО ЛИШЬ ПО решению БЕЙТ-ДИНА СЕМИДЕСЯТИ ОДНОГО — как мы видим из Торы: именно Моше-рабейну назначил сангедрины.
И ОБЪЯВЛЯЮТ ГОРОД — город, все жители которого или их большинство предались идолопоклонству, «ОТТОРГНУТЫМ» ТОЛЬКО ЛИШЬ ПО решению БЕЙТ-ДИНА СЕМИДЕСЯТИ ОДНОГО.
Как поступают с «отторгнутым городом», подробно сказано в Торе (Дварим, 14:16-17): «Непременно перебей жителей того города мечом уничтожь его и все, что есть в нем, и его скот мечом, а все взятое в нем собери в середину его площади и спали огнем этот город и все взятое в нем — все целиком — в честь Г-спода, твоего Б-га, и останется [он] грудой развалин навеки: [никогда] не будет отстроен». Наша мишна учит, что «отторгнутый город» судят только в бейт-дине семидесяти одного. Причина этого была разъяснена в начале нашей мишны в связи с делом целого колена Израиля. Сказано (Дварим, 17:5): «И выведешь того мужчину или ту женщину… к воротам твоим», и толкуют мудрецы: мужчину и женщину ты выводишь «к воротам твоим», но ты не выводишь целый город «к воротам твои м», но только к особым «воротам» [то есть подаешь его дело в «большой бейт-дин»].
НО НЕ ОБЪЯВЛЯЮТ «ОТТОРГНУТЫМ» ГОРОД ПОГРАНИЧНЫЙ — стоящий на границе Страны Израиля: его нельзя разрушать и превращать в «груду развалин навеки» — вдруг об этом услышат враги и прорвутся в этом месте внутрь Страны Израиля.
И НЕ ТРИ города — бейт-дин не объявляет «отторгнутыми» три города, если они близки друг к другу (Гемара; Рамбам, Законы об идолопоклонстве, 4:4; и см. там же возражение Раавада).
НО ОБЪЯВЛЯЮТ ОДИН ИЛИ ДВА.
Гемара приводит барайту: «Не объявляют “отторгнутыми” три города в Стране Израиля, однако объявляют таковыми два. Например: один в Иудее, а другой в Галилее. А из близких к границе даже один таковым не объявляют. В чем причина? Вдруг услышат чужаки и опустошат Страну Израиля» (Сангедрин, 166). И это самое мы учим в нашей мишне: «ОБЪЯВЛЯЮТ ОДИН ИЛИ ДВА», и некоторые комментаторы объясняют: такие два, которые — как один, а именно очень близкие друг к другу и стоящие на границе между Галилеей и Иудеей, — объявляют [«отторгнутыми»], однако такие же три города — не объявляют («Тосфот-Йомтов», «Тифъэрет-Исраэль»).»
1. Имущественные дела
Мишна шестая
סַנְהֶדְרֵי גְדוֹלָה הָיְתָה שֶׁל שִׁבְעִים וְאֶחָד, וּקְטַנָּה שֶׁל עֶשְׂרִים וּשְׁלֹשָׁה. וּמִנַּיִן לַגְּדוֹלָה שֶׁהִיא שֶׁל שִׁבְעִים וְאֶחָד, שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר יא) אֶסְפָה לִּי שִׁבְעִים אִישׁ מִזִּקְנֵי יִשְׂרָאֵל, וּמשֶׁה עַל גַּבֵּיהֶן, הֲרֵי שִׁבְעִים וְאֶחָד. רַבִּי יְהוּדָה אוֹמֵר, שִׁבְעִים. וּמִנַּיִן לַקְּטַנָּה שֶׁהִיא שֶׁל עֶשְׂרִים וּשְׁלֹשָׁה, שֶׁנֶּאֱמַר (שם לה) וְשָׁפְטוּ הָעֵדָה וְהִצִּילוּ הָעֵדָה, עֵדָה שׁוֹפֶטֶת וְעֵדָה מַצֶּלֶת, הֲרֵי כָאן עֶשְׂרִים. וּמִנַּיִן לָעֵדָה שֶׁהִיא עֲשָׂרָה, שֶׁנֶּאֱמַר (שם יד) עַד מָתַי לָעֵדָה הָרָעָה הַזֹּאת, יָצְאוּ יְהוֹשֻׁעַ וְכָלֵב. וּמִנַּיִן לְהָבִיא עוֹד שְׁלשָׁה, מִמַּשְׁמַע שֶׁנֶּאֱמַר (שמות כג) לֹא תִהְיֶה אַחֲרֵי רַבִּים לְרָעוֹת, שׁוֹמֵעַ אֲנִי שֶׁאֶהְיֶה עִמָּהֶם לְטוֹבָה, אִם כֵּן לָמָּה נֶאֱמַר (שם) אַחֲרֵי רַבִּים לְהַטוֹת, לֹא כְהַטָיָתְךָ לְטוֹבָה הַטָיָתְךָ לְרָעָה. הַטָיָתְךָ לְטוֹבָה עַל פִּי אֶחָד, הַטָיָתְךָ לְרָעָה עַל פִּי שְׁנַיִם, וְאֵין בֵּית דִּין שָׁקוּל, מוֹסִיפִין עֲלֵיהֶן עוֹד אֶחָד, הֲרֵי כָאן עֶשְׂרִים וּשְׁלֹשָׁה. וְכַמָּה יְהֵא בָעִיר וּתְהֵא רְאוּיָה לְסַנְהֶדְרִין, מֵאָה וְעֶשְׂרִים. רַבִּי נְחֶמְיָה אוֹמֵר, מָאתַיִם וּשְׁלשִׁים, כְּנֶגֶד שָׂרֵי עֲשָׂרוֹת
ЙЕГУДА ГОВОРИТ: СЕМЬДЕСЯТ. А ОТКУДА известно, ЧТО МАЛЫЙ — ИЗ ДВАДЦАТИ ТРЕХ? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (там же, 35:24-25): «И РАССУДИТ ОБЩИНА», «И СПАСЕТ ОБЩИНА»; ОБЩИНА СУДЯЩАЯ И ОБЩИНА СПАСАЮЩАЯ — ВОТ, ЭТО ДВАДЦАТЬ. А ОТКУДА известно, ЧТО ОБЩИНА — ИЗ ДЕСЯТИ? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (там же, 14:27): «ДО КАКИХ ПОР ОБЩИНЕ ЭТОЙ ЗЛОЙ?..» ־ ИСКЛЮЧАЯ ЙЕГОШУА И КАЛЕВА. А ОТКУДА известно, что нужно ПРИБАВИТЬ ЕЩЕ ТРЕХ? ИЗ СМЫСЛА ТОГО, ЧТО СКАЗАНО (Шмот, 23:2): «НЕ СЛЕДУЙ ЗА БОЛЬШИНСТВОМ КО ЗЛУ», Я ПОНИМАЮ, ЧТО БУДУ С НИМИ К ДОБРУ; ЕСЛИ ТАК, ТО ЗАЧЕМ СКАЗАНО (там же): «…ЗА БОЛЬШИНСТВОМ, ЧТОБЫ СКЛОНИТЬ суд»? НЕ ТАК, КАК СКЛОНЯЕТСЯ ТВОЙ суд КО ЗЛУ — СКЛОНЯЕТСЯ ТВОЙ суд К ДОБРУ: СКЛОНЯЕТСЯ К ДОБРУ — ОДНИМ, СКЛОНЯЕТСЯ КО ЗЛУ — ДВУМЯ, НО НЕТ СУДА РАВНОВЕСНОГО — ДОБАВЛЯЮТ К НИМ ЕЩЕ ОДНОГО: ВОТ, ЭТО — ДВАДЦАТЬ ТРИ. А СКОЛЬКО БУДЕТ В ГОРОДЕ, ЧТОБЫ СТАЛ он ТАКИМ, В КОТОРОМ ДОЛЖЕН БЫТЬ САНГЕДРИН? СТО ДВАДЦАТЬ. РАБИ НЕХЕМЬЯ ГОВОРИТ: ДВЕСТИ ТРИДЦАТЬ — ПО ЧИСЛУ ДЕСЯТНИКОВ.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ШЕСТОЙ
БОЛЬШОЙ САНГЕДРИН — «большой бейт-дин» — СОСТОЯЛ ИЗ СЕМИДЕСЯТИ ОДНОГО судьи, А МАЛЫЙ сангедрин состоял ИЗ ДВАДЦАТИ ТРЕХ судей (как было сказано в объяснении предыдущих мишн).
А ОТКУДА известно, ЧТО БОЛЬШОЙ — ИЗ СЕМИДЕСЯТИ ОДНОГО? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (Бамидбар, 11:16): «СОБЕРИ-КА МНЕ СЕМЬДЕСЯТ ЧЕЛОВЕК ИЗ СТАРЦЕВ ИЗРАИЛЯ» — вот семьдесят, — И МОШЕ — НАД НИМИ, во главе сангедрина, как сказано (там же, 11:18): «…И понесут С ТОБОЙ груз [этого] народа» — с тобой вместе, — ВОТ отсюда следует, что в «большой бейт-дин» входили СЕМЬДЕСЯТ ОДИН судья.
РАБИ ЙЕГУДА ГОВОРИТ: СЕМЬДЕСЯТ.
Раби Йегуда считает, что слова Торы «и понесут с тобой» не означает, что Моше будет заседать в суде вместе с семидесятью судьями, но что те должны быть подобными Моше — родовитыми и физически безупречными (Раши).
НО ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ ПЕРВОГО ТАНАЯ.
А ОТКУДА известно, ЧТО МАЛЫЙ сангедрин состоял ИЗ ДВАДЦАТИ ТРЕХ судей? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (там же, 35:24-25) — в связи с судом над убийцей: «И РАССУДИТ ОБЩИНА МЕЖДУ НАНЕСШИМ УДАР И КРОВНЫМ МСТИТЕЛЕМ ПО ЭТИМ УСТАНОВЛЕНИЯМ», «И СПАСЕТ ОБЩИНА УБИЙЦУ ОТ РУКИ КРОВНОГО МСТИТЕЛЯ»; перед нами — ОБЩИНА СУДЯЩАЯ — как сказано: «И рассудит община», то есть десять судей, осуждающие обвиняемого, — И ОБЩИНА СПАСАЮЩАЯ — как сказано: «И спасет община», то есть другие десять судей, оправдывающие обвиняемого, — ВОТ, всего ЭТО ДВАДЦАТЬ — десять обвиняющих и десять оправдывающих.
[Кстати:] А ОТКУДА известно, ЧТО общество, называемое «ОБЩИНА», состоит ИЗ ДЕСЯТИ человек?
ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО о разведчиках (там же, 14:27): «ДО КАКИХ ПОР ОБЩИНЕ ЭТОЙ ЗЛОЙ?..». Потому что всего разведчиков было 12, а ИСКЛЮЧАЯ ЙЕШУА И КАЛЕВА — не ставших клеветать на Страну подобно остальным разведчикам, — остается 10.
А ОТКУДА известно — откуда мы учим, — что к уже имеющимся двадцати судьям, «общине судящей» и «общине спасающей», нужно ПРИБАВИТЬ ЕЩЕ ТРЕХ?
ИЗ СМЫСЛА ТОГО, ЧТО СКАЗАНО (Шмот, 23:2): «НЕ СЛЕДУЙ ЗА БОЛЬШИНСТВОМ КО ЗЛУ», Я ПОНИМАЮ — я делаю вывод, — ЧТО БУДУ С НИМИ К ДОБРУ т что ради добра следует идти за большинством. Но ЕСЛИ ТАК, ТО ЗАЧЕМ СКАЗАНО (там же) — для чего Писание должно еще прибавить: «…ЗА БОЛЬШИНСТВОМ, ЧТОБЫ СКЛОНИТЬ суд»?
Но дело в том, что тем самым Писание учит тебя: НЕ КАК СКЛОНЯЕТСЯ ТВОЙ суд КО ЗЛУ — СКЛОНЯЕТСЯ ТВОЙ суд К ДОБРУ — окончательное решение об осуждении обвиняемого достигается иначе, нежели окончательное решение об оправдании: СКЛОНЯЕТСЯ К ДОБРУ — ОДНИМ — для оправдания достаточно большинства в один голос, однако СКЛОНЯЕТСЯ КО ЗЛУ — вынесение обвинительного приговора достигается ДВУМЯ — большинством судей, голосующих за обвинительный приговор, над голосующими за оправдание, по меньшей мере в два голоса.
Это и есть смысл сказанного в Торе: «Не следуй за большинством ко злу» — нельзя вынести обвинительный приговор по уголовным делам при большинстве в один голос против голосующих за обвинение; однако «…за большинством, чтобы склонить [суд]» — при большинстве в два голоса голосующих за вынесение обвинительного приговора над голосующими за оправдание выносят решение о наказании. И поскольку мы выше сказали, что есть «община спасающая» (десять оправдывающих), оказывается необходимым добавить еще двух судей — для того, чтобы тем самым сделать возможным осуждение обвиняемого большинством в два голоса.
НО НЕТ СУДА РАВНОВЕСНОГО — состав суда не может состоять из четного количества судей: вдруг их мнения разделятся поровну и будет невозможно вынести окончательное решение. [Поэтому] ДОБАВЛЯЮТ К НИМ ЕЩЕ ОДНОГО: ВОТ, ЭТО — [окончательное число судей] — ДВАДЦАТЬ ТРИ. Отсюда — что «малый сангедрин» состоит из 23 судей.
А СКОЛЬКО БУДЕТ — [должно быть] — жителей В ГОРОДЕ, ЧТОБЫ СТАЛ он ТАКИМ, В КОТОРОМ ДОЛЖЕН БЫТЬ САНГЕДРИН — «малый сангедрин»?
СТО ДВАДЦАТЬ.
В Гемаре объясняется, что это количество определяется следующим подсчетом. В «малом сангедрине» перед 23 судьями тремя рядами сидели ученики мудрецов — по 23 в каждом ряду (как будет разъяснено ниже, в мишне 4:4); 10 батланов, свободных от работы и постоянно сидящие в бейт-мидраше (см. Мегила, 1:3); 2 секретаря, записывающих слова судей обвиняющих и судей оправдывающих; 2 служителя бейт-дина, в обязанности которых входит наказывать бичеванием осужденного и приглашать судящиеся стороны; 2 судящихся; 2 свидетеля; 2 свидетеля, могущих опровергнуть показания предыдущих (для того, чтобы те воздержались от лжесвидетельства из опасения, что их показания могут быть опровергнуты); 2 свидетеля, опровергающих опровержителей (на случай, если подсудимый, видя, что, согласно показаниям первых свидетелей, он может быть осужден, наймет двух свидетелей, чтобы опровергнуть показания первых; поэтому необходимо, чтобы в городе были еще двое, способные опровергнуть опровержителей: тогда те воздержатся от дачи ложных показаний из боязни разоблачения, — Раши); 2 сборщика пожертвований и благотворительных взносов и еще один, третий, — для распределения их (так как цдаку собирают вдвоем и распределяют втроем, — Пеа, 8:7); врач, переписчик священных текстов учитель маленьких детей: всего — 120.
РАБИ НЕХЕМЬЯ ГОВОРИТ: ДВЕСТИ ТРИДЦАТЬ — ПО ЧИСЛУ ДЕСЯТНИКОВ, чтобы каждый из судей «малого сангедрина» был по крайней мере десятником (так как минимальная власть — над 10 людьми). Следовательно, для того, чтобы в городе можно было разместить «малый сангедрин», в нем должно быть по меньшей мере 230 жителей.
НО ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ СЛОВАМ ПЕРВОГО ТАНАЯ.
Читайте также: обзор по теме Мишна — Устная Тора
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»