Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Целью сотворения мира было воздать благо сотворенным. Совершая служение, человек выполняет волю Творца.

Наши учителя указали нам два пути для понимания вышеуказанной сложности. Первый путь объясняет рабейну Бехае, а второй — Маараль.

Объяснение рабейну Бехае

«Хотя в соответствии с этим подходом нет пользы в жертвоприношениях, кроме как для самого грешника, приносящего жертву, она называется в Писании “Мое всесожжение, приятное благоухание Г-споду”. Ведь этот грешник стал желанен Всевышнему после того, как раскаялся в грехе и принес жертву. Всевышний приказал ему сделать это, и Его воля исполнилась».

Как и многие другие учителя древности, рабейну Бехае был краток, и нам необходимо сделать усилие, чтобы понять всю глубину его мысли. Объясним данный вопрос в соответствии со сказанным в книге Руах Хаим (комментарии на Пиркей Авот раби Хаима из Воложина), где он толкует мишну: «Не будьте подобны рабам, служащим хозяину за награду, но будьте подобны рабам, служащим хозяину не для того, чтобы получить награду» (1:3).

Цель творения: воздать благо сотворенным

Вот что он писал: «Поскольку цель творения — воздать благо сотворенным, то самым важным и достойным служением должно быть именно служение для получения награды. Служить для того, чтобы получить благо с целью сделать приятное Всевышнему. И действительно, если человек в своем служении стремится получить награду и имеет при этом в виду исключительно сделать приятное Всевышнему, когда Тот воздаст благо сотворенным в награду за их труд, то это превосходное служение. Если же человек служит для себя, для своей пользы — это низкопробное служение, от которого нас и предостерегают».

Замысел Творения: «Мир строится благодеянием». Создание места, где сотворенные смогут получить благо, наслаждение и удовольствие без границ; вечность. Это знание необходимо каждому еврею в качестве корня и основания для начала его пути по лестнице чистосердечного служения, как объясняет Рамхаль в начале книги Месилат Йешарим: «Основа благочестия и корень совершенного служения в том, чтобы человеку стало ясно, в чем состоят его обязанности в мире, к чему должен обращаться его взгляд и к чему он должен стремиться в жизни. Наши мудрецы учат нас, что человек создан наслаждаться Всевышним и получать блаженство от сияния Его Присутствия». Основа и цель служения — это выполнение воли Творца, а она заключается в том, чтобы стать достойным получать Его совершенное благо.

В жертвенном служении выполняется воля Всевышнего: желание воздать благо

Теперь нам легче понять высказывание рабейну Бехае.

Целью сотворения мира было воздать благо сотворенным. Совершая служение, человек выполняет волю Творца, ведь «этот грешник стал желанен (это желание воздать совершенное благо) Всевышнему после того, как раскаялся в грехе и принес жертву (теперь он достоин получать благо); Всевышний приказал ему сделать это (в этом и заключается приказ о служении — очиститься с помощью жертвоприношения, чтобы грешник вновь стал достоин получать благо), и Его воля исполнилась (тем, что Всевышний теперь вновь воздаст ему благо)». Так же трактуется и добровольное жертвоприношение: жертвователь желает «подняться на более высокую духовную ступень, уподобиться ангелам, окружающим Колесницу, полностью приобщиться к Б-гу», и это желание есть исполнение воли Творца. Творец хочет, чтобы человек стремился наслаждаться Всевышним и получать блаженство от сияния Его присутствия, а ведь это и есть цель и высшая воля Всевышнего в Творении.

То же самое относится и к молитвенному служению: все просьбы о насущных нуждах, о прощении и искуплении, об излечении и пропитании — есть служение. Молящийся, зная, что воля Творца в том и заключается, чтобы воздать человеку совершенное благо, выполняет волю Всевышнего, служа ему в молитве, и делая себя тем самым способным получать это благо.

Как замечательно единство воли служителя и воли Творца в этом совершенном служении!

Вот молитва раби Александрии после молитвы Шмоне Эсре: «Владыка миров, открыто и известно пред Тобой, что наше желание — исполнять Твою волю! А что же нам мешает? “Закваска в тесте” и “порабощение царствами”. Пусть будет воля Твоя спасти нас от их рук, и мы вновь станем исполнять законы Твоей воли с искренним сердцем» (Брахот 17). Наше внутреннее желание, — во всех наших просьбах о насущных нуждах — выполнять Твою волю! Ведь это и есть Твоя воля — воздавать нам благо! А что же мешает нам совершать это цельное служение? Злое начало внутри нас и внешнее порабощение еврейского народа.

Именно на эту концепцию намекает Риканати в своем объяснении смысла жервоприношения: «Знай, что жертва приближает низшую волю и объединяет и приближает ее к высшей воле, и приближает высшую волю, чтобы объединить ее с низшей». Далее мы поймем это высказывание глубже, когда объясним слова Рамбана о смысле жертвоприношений в соответствии с подходом каббалы.


Чтобы понять, почему Храм был построен именно в Иерусалиме, нам следует сначала понять, каковы функции Храма. А затем вдуматься: в чём сущность Иерусалима и почему именно этот город подходит для того, чтобы в нём был построен Храм. Попытаемся же задуматься, в чём сущность Иерусалима, чем он отличается от других городов? Читать дальше

Гибель Иерусалима

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

«Оживший» мертвец

Журнал «Мир Торы»

Предлагаем вашему вниманию рассказ из книги Менахема Герлица «Ерушалаим шель мале» - «Этот возвышенный город» в переводе Александра Красильщикова.

Западная Стена Храма — Котель Маарави

Журнал «Мишпаха»

Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

История еврейского народа 32. Осажденный Иерусалим

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

История еврейского народа 6. Эзра и Нехемия

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Духовная жизнь в Эрец Исраэль. Эзра-спаситель. Народное собрание. Миссия Нехемии.

Саба Кадиша

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Уже в молодые годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли