Из цикла «Трактат Моэд Катан», темы: Мишна, Комментарий Кеати, Трактат Моэд Катан
Комментарии раби Пинхаса Кегати
Перевод с иврита: Йегуда Векслер
«АМАНА» — Институт публикаций по вопросам иудаизма для репатриантов
Основан отделом иудаизма Министерства образования и культуры и Министерством религий Израиля
Издано при содействии Мемориального института еврейской культуры, Нью-Йорк
Иерусалим 2009
Главная тема этого трактата Мишны — законы о праздничных буднях, называющихся хол-гамоэд, или, сокращенно (как постоянно в этом трактате), моэд. Поскольку весь этот раздел Мишны[1] также называется «Моэд»[2] , для того, чтобы внести различие между его названием и названием одного из его трактатов, последний назвали «Моэд катан» («Малый моэд»).
Бытует также другое название этого трактата: «МАШКИН» («ОРОШАЮТ») — по первому слову открывающей его мишны.
В Гемаре, в трактате «Хагига» (18а) приводятся несколько барайт, говорящих о том, что хол-гамоэд также относится к «священным созывам»[3], и так же, как в них, работать в нем запрещается. Так дословно сказано в барайте (там же): «“Шесть дней ешь опресноки, а в день седьмой — праздничное собрание [посвященное] Г-споду: не совершай работы”[4]. [Это означает:] как в седьмой день [праздника Песах] предписывается воздерживаться (ОТ РАБОТЫ), так и в течение [предыдущих] шести дней предписывается воздерживаться [от работы]. Может быть, как в седьмой день воздерживаются от всякой работы, так и в течение шести дней воздерживаются от всякой работы? Однако сказано[5]: “…А в день седьмой — ‘ацерет’ [священное собрание]”, [что означает:] седьмой день — ‘ацур’, [в нем воздерживаются от всякой работы], но в течение шести дней не воздерживаются от всякой работы. Известно, что Писание только мудрецам отдало право говорить тебе, в какой день запрещается [работать], а в какой — разрешается, какая работа запрещена, а какая — разрешена». И объясняет Раши (там же): «То есть, поскольку сказало тебе Писание, что в эти дни предписано воздерживаться от работы — но не от всех (работ), но не разъяснило, какая из них разрешена и какая из них запрещена, — знай и пойми, что передано это на усмотрение мудрецов, умеющих понять, какую [из работ] разрешить, а на какую [из работ] — наложить запрет. И они уже скажут, который день — праздничный, освященный на основе показаний свидетелей[6] и запрещенный для всяких работ, а который — день праздничных будней (хол-гамоэд), не запрещенный для всякой работы. А ПРО ХОЛ-ГАМОЭД ОНИ РАССКАЖУТ ТЕБЕ: КАКАЯ РАБОТА тогда ЗАПРЕЩЕНА — КОГДА НЕ ГРОЗИТ УБЫТОК, И КАКАЯ РАБОТА РАЗРЕШЕНА — КОГДА ГРОЗИТ УБЫТОК».
Впрочем, между кодификаторами законов Торы нет единого мнения по вопросу о статусе этих положений: законы ли это Торы или постановления мудрецов. Некоторые придерживаются мнения, что выше приведенный вывод мудрецов из слов Торы имеет безусловное значение, и запрет работать в хол-гамоэд — в полном смысле запрет Торы. Другие же считают, что этот запрет — не что иное, как вердикт мудрецов, а приводимые цитаты из Торы — просто опора для него, найденная в Торе. Именно таково мнение Роша и Тура, и так пишет Рамбам (Законы о празднике, 7:1): «Праздничные будни хотя и не называются “полным покоем”, однако называются “священным созывом”. Поскольку они — время празднования в Храме, в них запрещено работать, чтобы не уподобить их остальным будничным дням, не имеющим никакой святости. А того, кто исполняет в них запрещенную работу, наказывают бичеванием макат-мардут ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ЭТОТ ЗАПРЕТ УСТАНОВЛЕН МУДРЕЦАМИ ТОРЫ. Но не всякая работа — переработка материала — запрещена в хол-гамоэд, как в праздник, потому что суть запрета определенных работ в нем — забота, чтобы не стал он совершенно как будничный день. Посему есть работы, запрещенные в нем, и есть работы, разрешенные в нем».
[1] В который входит данный трактат (прим. пер.).
[2] Поскольку он посвящен праздникам (прим. пер)
[3] То есть к праздникам — см. Ваикра, 23:2, 4 и еще во многих местах (прим. пер.).
[4] Дварим, 16:8 (прим. пер.).
[5] Там же (прим. пер.).
[6] См. Мишна, Рош-Гашана с комментариями р. П. Кегати, Введение, 1:4, 2:6-7,3:1 (прим. пер.)
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.