Из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни», темы: Еврейские имена, Брит мила, Выкуп первенца, Беременность и роды, Рав Хаим Донин
Родители, дающие жизнь ребенку, должны осознавать свою ответственность за него. Их обязанность — не только обеспечить ему уход, окружить любовью и заботой, но и воспитать из него достойного человека. Нет ничего важнее этой задачи.
Родившееся дитя не несет никакого греха, его душа чиста. В ежедневной утренней молитве мы говорим: «Б-г мой, душа, которую Ты даровал мне, чиста. Ты сотворил ее, Ты создал ее. Ты вдохнул ее в меня…» Слова Торы: «Благословен ты при входе…» (Дварим, 28:6) Талмуд толкует как «…при входе твоем в мир», то есть при появлении на свет. Только потом, гораздо позже, накапливается зло и отягощает душу человеческую. Какими будут первые годы жизни ребенка, зависит от его родителей.
ИМЯ
Выбор имени — дело очень важное: человек и его имя составляют одно неразрывное целое. Достаточно сказать, что Всевышний вывел евреев из Египта также и за то, что они сохранили свои еврейские имена. Во тьме и скверне египетского рабства евреи утратили многие духовные ценности, но они не стеснялись своих еврейских имен — и были спасены.
§ В еврейской традиции есть ряд правил, касающихся имен. Перечислим основные из них:
• Существует древний обычай называть детей именами ближайших родственников: отца, матери, бабки и т.д. Среди ашкеназских евреев не принято давать ребенку имя человека, который жив.
• Широко распространен обычай давать детям имена праотцев еврейского народа, великих цадиков, известных раввинов. Считается, что заслуги и праведнцсть великого человека помогают тому, кто носит его имя, идти по верному жизненному пути.
• Часто отец дает сыну имя человека, у которого учился Торе.
• В последние столетия распространился обычай давать ребенку двойное имя. Есть целый ряд устоявшихся «пар»: Йеуда-Лейб, Моше-Хаим, Цви-Гирш, Менахем-Мендл и т.д. Часто один из компонентов двойного имени ивритское имя, второй ~ идишистское; они связаны либо по смыслу (например, Цви-Гирш: цви — «олень» на иврите, Гирш — на идише, Арье-Лейб: арье — «лев» на иврите, лейб — на идише), либо по звуковой схожести (например, Эфраим-Фишл, Менахем-Мендл, Йегошуа-Эшл). В древности двойных имен не давали, разве что тяжело заболевшему добавляли второе имя. Начиная с эпохи средних веков этим именем обычно бывает Хаим или Хай (у сефардов и восточных евреев), т.е. «жизнь», «жив».
§ Мальчику дают имя во время обряда обрезания, девочке — в синагоге, обычно в первую субботу после рождения, когда отца вызывают к Торе и читают молитву о ниспослании здоровья матери и новорожденной.
§ Имя, которое вписывают в брачный контракт, под которым человека вызывают к Торе и т.п., должно быть полным. Оно состоит из собственного имени и имени отца. Например: Ицхак бен (сын) Авраам или Дина бат (дочь) Яаков. Если отец происходит из коаним или левиим, к имени сына добавляют соответственно акоен или алеви.
§ Наречение ребенка не является неким мистическим ритуалом, посредством которого он приобщается к иудаизму. Другими словами, еврейское имя само по себе не делает человека евреем. И наоборот, отсутствие такого имени вовсе не означает, что человек не является евреем. Принадлежность к нашему народу определяется совсем другими факторами.
ЗАВЕТ ОБРЕЗАНИЯ
«…Да будет у вас обрезан каждый мужчина. Обрезайте крайнюю плоть вашу. И будет это знаком завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас… каждый младенец мужского пола… Душа того, кто не обрежет край плоти своей, истребится из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» (Брейшит, 17:10-14). Каждому отцу надлежит исполнить это предписание Торы и обрезать своего сына на восьмой день после рождения — самому либо поручив это от своего имени другому лицу.
Ритуал обрезания называется на иврите брит-мила («завет обрезания»), а специалист, исполняющий его, — моель. Моелем может быть лишь благочестивый еврей, который обязан знать правила обрезания, изложенные в «Шулхан арухе», и соблюдать современные правила асептики.
С религиозной точки зрения нельзя оправдать практикуемый иногда обычай приглашать хирурга для совершения обрезания в присутствии раввина, читающего благословения и молитвы, которыми сопровождается обряд. Врач может в высшей степени квалифицированно сделать эту операцию, но он не правомочен исполнить завет обрезания, поскольку религиозное значение обрезания определяется не только чтением молитв, но и строгим соблюдением всех предписаний Торы. Обрезание — не дань причудам старшего поколения, а закон, который евреи соблюдают на протяжении тысячелетий. И дело не в том, что брит-мила считается полезным с гигиенической и медицинской точек зрения обрядом (хотя это так и есть), но прежде всего в том, что он знаменует собой вечный союз между Всевышним и еврейским народом. Только выполненный достойным могелем, он сохраняет свой смысл.
§ Обрезание делают на восьмой день после рождения, даже если это суббота или Йом-Кипур. Таким образом, если ребенок родился в понедельник, обрезание делают в следующий понедельник, если ребенок увидел свет в субботу, обряд должен быть выполнен в следующую субботу. Брит-мила проводят только днем, желательно в утренние часы.
§ Отложить обрезание можно только тогда, когда ребенок болен, слаб, родился недоношенным или, по мнению медиков, обрезание чревато опасностями.
§ Во время ритуала отец ребенка произносит благословение:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ. ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ПРИОБЩИТЬ ЕГО К СОЮЗУ АВРА?АМА, ОТЦА НАШЕГО!
После этого все присутствующие говорят:
ТАК ЖЕ, КАК ПРИОБЩИЛСЯ ОН К СОЮЗУ, — ПУСТЬ ПРИДЕТ ОН К ТОРЕ, К ХУПЕ И К ДОБРЫМ ДЕЛАМ!
§ Человек, который держит младенца во время обрезания, называется сандак. Держать ребенка при исполнении обряда обрезания считается почетной миссией.
§ Желательно, хотя и не обязательно, чтобы при обрезании присутствовал миньян (десять мужчин, включая отца ребенка и моеля).
§ Подобно другим радостным событиям, брит-мила следует отметить праздничным застольем, которое в этом случае приобретает характер религиозного торжества (сеудат-мицва).
§ <ь-' Если ребенок родился обрезанным или если обрезание имело место раньше восьмого дня, практикуется символическое обрезание: ребенку делают легкий укол, чтобы выступила капля крови. Этот обряд называется Атафат дам брит.
Каждый еврей, который не является ни коеном, ни леви, обязан выкупить своего сына, если тот — первый ребенок у матери, отец которой тоже не является ни коеном, ни леви. Обряд этот называется пидьон абен — «выкуп сына». Первоначально предполагалось, что первенцы составят сословие священников: «Ибо все первенцы у сынов Израиля — Мои… В тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я посвятил их Себе» (Бемидбар, 8:17). Но из-за греха, который совершили сыны Израиля, сотворив себе золотого тельца, когда первенцы оказались недостойными отправлять б-гослужение и только колено Леви сохранило чистоту. Всевышний избрал левиим, Аарона и его потомков, для замены первенцев на службе при скинии:
«…отдели левиим от сынов Израиля, чтобы левиим были Моими… вместо всех первенцев из сынов Израиля…» (Бемидбар, 8:14,16).
Освобождение первенцев от пожизненной службы Всевышнему осуществлялось посредством выкупа, который передавали коаним'. «…первенец… должен быть выкуплен… а выкуп за них… пять шекелей серебра…» (Бемидбар, 18:15,16).
§ Если первенец появился на свет в результате кесарева сечения, пидьон абен не делают.
§ Пидьон абен не делают, если первенец родился в результате второй беременности, при том, что первая закончилась выкидышем на четвертом месяце или позже. Если выкидыш произошел в течение первых 40 дней беременности, родившегося впоследствии сына следует выкупить. Обряд проводят и тогда, когда у матери, родившей первенца, в прошлом был выкидыш после сорокового дня беременности, но в плоде еще нельзя узнать черты будущего человека (т.е. до начала четвертого месяца). В этом случае при проведении обряда отец не произносит благословения. Во всех сложных ситуациях подобного рода следует обращаться за советом к раввину.
§ Церемония выкупа должна быть проведена на тридцать первый день после рождения сына. Если ритуал был исполнен раньше, он считается недействительным и должен быть повторен.
§ Пидьон абен не делают в субботу, праздники и посты. Если тридцать первый день после рождения приходится на один из таких дней, обряд переносят и проводят сразу же после окончания субботы, праздника или поста.
§ Обязанность выкупить ребенка возлагается на отца. Если отец не сделал Этого в надлежащее время, он должен совершить обряд до того, как сыну исполнится тринадцать лет. После этого сын сам может выкупить себя.
§ Для совершения церемонии необходим коен. Даже самый выдающийся ученый-раввин, если он не коен, не может в ней участвовать. Лучше, однако, воспользоваться услугами такого коена, который отличается благочестием и хорошо знаком с процедурой обряда.
§ Для ритуала нужно приобрести пять серебряных монет местной валюты, содержащих вместе не менее ста двух граммов серебра (в Израиле используют специальные монеты, выпускаемые для этой цели Государственным банком).
§ Сама по себе церемония проста. Отец предстает со своим сыном перед коеном и объявляет, что сын — первенец у своей матери. Коен спрашивает: «Что ты выберешь:
отдать сына мне или выкупить?» Отец отвечает: «Выкупить». Затем, держа в руке пять серебряных монет, отец произносит благословение:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ. Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ. ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ДАВШИЙ НАМ ЗАПОВЕДЬ О ВЫКУПЕ СЫНА!
Затем отец произносит благословение «Шеехеяну» и вручает выкуп коену, который обводит рукой с деньгами голову ребенка, говоря: «Принимаю это взамен…» Далее коен, отложив деньги в сторону, воздевает руки над головой ребенка и благословляет его.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.