Темы: Фейсбук, Современность и Тора, Скромность, Интернет, Мирьям Нирман
Kак-то на очередном собеседовании в школе мою приятельницу спросили: «Как вы относитесь к Фейсбуку?» Будучи человеком очень продвинутым и «в теме», подготовленным к вопросам такого рода, она тут же выпалила: «Все наши компьютеры находятся в открытых местах с постоянным отслеживанием посещаемых веб-сайтов. У нас установлены отличные фильтры и надежные пароли». «Отлично», — ответила директриса и перешла к следующему вопросу списка. Было понятно, что с этой темой покончено. Но так ли это?
На мои взгляд, Фейсбук таит в себе серьезную угрозу — он способен пагубно влиять на внутренний мир человека во многих направлениях.
Однажды знакомая сказала мне, что для нашего поколения Фейсбук стал чем-то вроде «выставки достижений», где можно похвастаться отпуском, проведенным в экзотической местности, богатым ремонтом или поступлением детей в элитный колледж. И все это — под безобидным лозунгом: «Держи руку на пульсе, будь в курсе текущих событий». Моя знакомая с тяжелым сердцем признавала, как сильно отстала от своих друзей: ее замечательный семейный отпуск не шел ни в какое сравнение с тем, что описывали «френды», ее дом выглядел крошечным, мебель — устаревшей, а о достижениях детей вообще не хотелось упоминать. Из искры зависти быстро возгорелось пламя, в которое вновь и вновь подливалось «масло». Неудовлетворенность собой росла при просмотре новых постов в разделах «поездки» и «квартирные истории». Не удержалась она и от скептических реплик по поводу того, что другие выставляли на Фейсбуке. Но и это еще не все.
Выставляя на публичное обозрение свою личную жизнь, люди часто упускают из виду такие последствия этого, как потеря достоинства и вообще своего «внутреннего Я». Что остается человеку после всего этого «репортажа», когда он делится своими фотографиями, мыслями, пережитым и т.д. с тысячами «друзей»?
Согласно иудаизму, скромность проявляется не только в нашем внешнем виде, одежде. Это нечто большее — каков сам человек: как он говорит, каким тоном, какие слова употребляет или не употребляет, какие темы затрагивает или не затрагивает. Как человек себя ведет, как хранит что-то очень личное, касающееся его одного. Это особое самоощущение, когда жизнь души превалирует над жизнью тела. Это полная противоположность идее Фейсбука, где все выставляется напоказ.
Как реагировать, когда все кругом делятся подробностями своей личной жизни?
Должна признаться, что никогда не сталкивалась с таким испытанием: я никогда не заходила на Фейсбук, не знакомилась и не приобретала там друзей. У меня никогда не возникало жгучего желания переписываться с давно канувшими в Лету знакомыми или немедленно получить совет, что дать детям на обед. Между тем, у меня не возникает ощущения, что жизнь проходит мимо! Я не хвасталась своим последним отпуском (по правде сказать, не могу вспомнить, когда он был), не читала с завистью о чужом.
Жизнь предоставляет достаточно возможностей поработать над своими «мидот» (качествами) и без этого! Я не была в ситуации, когда выставлять свою личную жизнь на всеобщее обозрение предписано этикетом. Поэтому не могу дать совет или поделиться стратегией поведения. Но знаю одно: когда у человека есть что-то ценное, очень дорогое, он будет хранить это, относиться с особой бережностью. Люди строят ограды вокруг своих роскошных домов, прячут драгоценности в надежных сейфах потому, что ограды помогают окружающим избегать соблазнов.
Представим ситуацию иначе: мы все находимся в опасности и риск очень велик. Фейсбук побуждает нас снизить бдительность и ослабить защиту. Пользование Фейсбуком провоцирует поведение, полностью противоположное тому, что называется скромностью в иудаизме. И результатом становится неизбежная утрата человеком самого понятия «личного», понятия о сохранении собственного достоинства. Боюсь, что это может оказаться слишком большим риском для наших детей, риском, который школьная директриса (см. выше) не приняла во внимание.
Эмуна Браверман, с сайта Эйш а-Тора
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»