Темы: Йом Кипур, Спорт, Государство Израиль, Мирьям Нирман, Единство еврейского народа
Солнце над китайским Шэньчжэнем медленно двигалось к закату, предвещая наступление Йом-Кипура, а в это время израильский теннисист Давид Села вел игру, уверенно опережая своего соперника. Села, тридцатидвухлетний теннисист, лидирующий в списке сильнейших теннисистов Израиля. Он выступал в четвертьфинале АТР — Ассоциации теннисистов-профессионалов. В первом сете он уступил Александру Долгополову, сильнейшему украинскому теннисисту, но второй сет выиграл у него со счетом 6:4. В самом разгаре третьего сета Села неожиданно посмотрел на часы. После этого он подошел к судье и объявил, что выходит из игры из-за наступления Йом-Кипура. Отказываясь продолжать игру, он не только терял 12,000 долларов, но и, что более важно, терял 45 рейтинговых очков в АТР. Его брат Офир объяснил в социальных сетях: Давид не является сильно религиозным человеком, но как представитель Еврейского государства уважает Йом-Кипур.
Что заставило «не сильно религиозного» еврея, чья жизнь, начиная с пятнадцати лет, была полностью посвящена спорту, стремлению к победам на мировых турнирах, отказаться от такого важного для его карьеры матча?
Каждый, кому хоть раз довелось провести Йом-Кипур в Израиле, чувствовал уникальность этого праздника. Израиль — единственная страна в мире, закрывающая свой международный аэропорт на один день в году — в Йом-Кипур. Израиль — единственная страна в мире, прерывающая теле — и радиовещание в Йом-Кипур. В стране непрекращающихся религиозных дебатов единственный вопрос, по которому мнения не расходятся, — это святость Йом-Кипура.
Чтобы понять это таинственное согласие, нужно знать, что в иудаизме самым страшным Б-жественным наказанием является не смерть. На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа. Это означает, что даже самый потерянный, нечестный или преступный еврей остается евреем до тех пор, пока осознает себя евреем. И соблюсти Йом-Кипур — это как расписаться в своем еврействе.
Это заявление — в аэропорту Бен-Гурион или на теннисном корте в китайском Шэньчжэне: кем бы я ни казался, моя подлинная сущность в том, что я — часть еврейского народа и неразрывно с ним связан. Давид Села понял, что его еврейство стоит дороже победы на самом крупном турнире.
Сара Риглер, сайт Эш а-Тора. Перевод Мирьям Нирман
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»