Из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни», темы: Скромность, Еврейское поведение, Рав Хаим Донин
§ Поведение всех членов еврейской семьи должно характеризоваться скромностью. Это относится как к внутрисемейным отношениям, так и к отношениям с посторонними.
§ Скромность подразумевает умеренность в речи, манере одеваться, еде и питье, в стремлении к удовольствиям и развлечениям.
§ Ничто так явно не нарушает скромность, как вульгарные выражения или непристойные жесты. Употребление ругательств несовместимо с обликом еврея.
§ Нескромной для женщины является такая одежда, которая обнажает обычно закрытые части тела. Носить чрезмерно открытые платья с целью не отстать от моды — то же самое, что обнажаться для завлечения мужчин. Можно одеваться изящно, но прилично и достойно.
§ Скромность в поведении исключает откровенную агрессивность и развязность, но отнюдь не означает чрезмерной застенчивости.
§ Скромность предполагает умеренность во всем. Это не означает, однако, что нужно вообще отказываться от участия в разного рода вечеринках и тому подобном; не следует лишь чересчур усердствовать в выпивке.
§ «Не прелюбодействуй!» — гласит заповедь, запрещающая связь с чужой женой. Замешанные в таком тяжком грехе мужчина и женщина одинаково виноваты. Это преступление не столько по отношению к мужу неверной жены, сколько перед Всевышним, Чьей заповедью так пренебрегают.
§ Тора запрещает любые случайные связи, а не только с замужней женщиной. Половая распущенность была свойственна древним народам, среди которых жили евреи. Всевышний сурово покарал их: «И не следуйте обычаям народа, которых Я прогоняю от вас. Ибо они все это делали и стали Мне омерзительны» (Вайикра, 20:23).
§ Вульгарность и распущенность — непременные атрибуты современной «массовой культуры» — несовместимы с духом иудаизма. Многое из того, с чем наши предки боролись на заре человечества, во времена культа языческих богов Ваала и Астарты, в период расцвета греко-римского гедонизма, к сожалению, возродилось и расцвело в ряде стран мира. Тот факт, что моральный уровень окружающего общества снизился и оно стало более терпимым и даже благосклонным к проявлениям «свободы нравов», отнюдь не делает их приемлемыми для евреев. Это означает лишь, что нам придется прилагать больше усилий в борьбе за сохранение традиционных ценностей — борьбе, которая ведется в течение многих столетий.
Читайте: тема Скромность — Цниют
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора обязывает нас уважительно относиться к тем, кто перешел в иудаизм. Расширенное понимание этой заповеди: следует помочь незнакомцу, заинтересованному в той или иной услуге.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Шесть облаков славы окружали народ Израиль в пустыне, четыре со всех сторон света
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
В третий раз выпущенная в окно Ноева ковчега птица не вернулась, «нашла покой», то есть — спокойное сухое место