Темы: Избранность, Ассимиляция, Народы мира, Антисемитизм, Билам, Политика, Германия, Мир Торы, Рав Александр Айзенштадт, Россия
В самом примитивном виде мы можем объяснить суть этого противостояния непохожестью Запада и России, исторической и ментальной оторванностью их друг от друга. Запад — это, в первую очередь, благосостояние и комфорт, законность (защита прав человека) и общая «симпатичность» во всем, а Россия — это гигантская, мощная империя, которую должны уважать и бояться. По сравнению с развитыми западными странами Россия традиционно имела и имеет по сей день множество системных недостатков: значительно более низкое благосостояние широких масс, незащищенность человека перед произволом власть имущих, тотальная коррупция. Но все эти недостатки, конечно, бледнеют на фоне «издержек» тоталитарного режима в советский период российской истории.
Если человек живет в России, то даже при наличии хороших денег и связей ему будет непросто достичь того качества жизни, которое он легко получает в Голландии или Бельгии, принадлежа к нижней части среднего класса. Казалось бы, для стороннего наблюдателя Запад однозначно предпочтительнее России. Именно так привыкли смотреть на вещи русские интеллигенты, в т.ч. еврейского происхождения, рассуждающие в печати, в соцсетях, на митингах и на кухнях о модернизации России и превращении ее в полноценную демократию со свободными СМИ и верховенством права, или вообще отправляющиеся в эмиграцию куда-нибудь «туда». Им очень нравится, что «там» построено социальное государство, которое поддерживает науку и культуру, что «там» давно уже приняты справедливые законы, и они действительно работают. Восторги эти вполне логичны и понятны. Но если мы окинем взглядом очень долгую историю существования еврейского народа в Европе, то нам сразу же бросятся в глаза страшные 33-й-45-й годы прошлого века, когда самое большое и развитое во всех отношениях европейское государство возглавило охоту на евреев — сперва в переносном смысле, а затем и в самом что ни на есть прямом. Ведь именно Германию отличали самая развитая наука, самая высокая культура, наибольший охват населения системой образования, лучшая инфраструктура жизни и, конечно же, всеобщее соблюдение законов. Один из «аргументов», выдвигаемых в современной Германии в качестве объяснения Холокоста состоит в том, что немцы, будучи законопослушными гражданами, просто исполняли законы своего государства.
Основная часть нашей истории, начиная с разрушения Второго Храма и вплоть до нынешних дней, связана с Западом. Лишь несколько столетий назад массы евреев оказались на территории Российской Империи. Движение евреев на восток, их миграция в Польшу, часть которой в несколько приемов присоединила к себе Россия — все это было не от хорошей жизни: в Западной Европе уже были пролиты реки еврейской крови. Самая громкие эпизоды связаны с крестовыми походами и деятельностью испанской инквизиции. В Восточной Европе и России евреям тоже пришлось очень и очень несладко: резня Хмельницкого, гайдамаки, черта оседлости, погромы, длинный список антиеврейских законов и указов и т.д. Но мы должны понимать, что миром правит Вс-вышний, все происходит в соответствии с Его волей, и если Вс-вышний хочет расплатиться со Своим народом, то Он знает, чьими руками это делать, и когда тот или иной народ становится «палкой в руке» Творца, это оборачивается тяжелыми последствиями для него же, обрушивается Б-жьей карой на этот народ. Об этом много говорят пророки Израиля и мудрецы Талмуда.
Наши учителя всегда требовали от евреев лояльности властям, если власти не идут на физический или духовный геноцид в отношении нашего народа. Мы видим это в Танахе: «…служите царю Бавельскому и живите; зачем городу этому становиться развалинами?» (Ирмияу 27:17); «И просите мира [для] того города, в который Я изгнал вас, и молитесь за него Г-споду, ибо при его благополучии и вы будете благополучны» (там же, 29:7). Видим это и в Мишне: «Раби Ханина, замещавший первосвященников, говорил: “Молись о благополучии царской власти — ведь если бы не страх перед ней, люди бы глотали друг друга живьем” (“Авот” 3:2).» Однако суть этой лояльности вовсе не в соединении и не в солидарности, а в принятии на себя изгнания как приговора Вс-вышнего.
Европейская страна, ответственная за всю поведенческую модель Западного мира — это Италия, а точнее — Рим, ассоциирующийся у наших мудрецов с Эдомом — народом, пошедшим от Эсава, брата-близнеца нашего праотца Яакова, его соперника и ненавистника. Именно римляне разрушили Второй Храм, а потом, после принятия христианства в качестве государственной религии, начали активно преследовать евреев за соблюдение Традиции. И не стоит забывать, что в те периоды, когда в западных странах не было гонений на евреев, т.е. не было «кнута», там проявлялся католический или протестантский «пряник». Живя в светском обществе, мы забываем, что на протяжении многих столетий европейские страны и Россия были странами религиозными. Еврей, который принимал официальную религию, на самом деле отказываясь от соблюдения своей традиции, превращался из преследуемого «еретика» в полноправного подданного, гражданина, хорошего члена общества — это и есть «пряник». И чем развитее и благополучнее общество, тем интереснее стать полноценным его членом. Когда кто-то или что-то искушает евреев отойти от заповедей Вс-вышнего, то мы определяем это как абсолютное зло. И хотя со светской точки зрения подобный взгляд на «пряник» кажется странным и нелогичным, с точки зрения Торы два этих врага — «кнут» и «пряник» — почти равнозначны, причем «пряник» даже несколько хуже, чем «кнут», потому что «пряник» — это куда более изысканная технология, и куда более эффективная. Вина еврея, который соблазнился «пряником» тяжелее, чем вина того, который сломался под давлением: «пряник» человек выбирает сам.
Здесь уместно привести слова Билама, который сказал: «…вот народ, отдельно обитать будет и меж народов не будет числиться» (Бемидбар 23:9). Раши в своем комментарии на этот стих пишет, что привилегией обитать отдельно, в одиночестве, наделили евреев праотцы. Он приводит Таргум Онкелос, согласно объяснению которого евреи не входят в счет с другими народами, поскольку написано: «…ибо Я совершенно истреблю все народы, среди которых рассеял тебя, а тебя Я не уничтожу, накажу Я тебя по справедливости, но окончательно не уничтожу Я тебя» (Ирмияу 30:11). Раши предлагает и другое объяснение. Когда у евреев радость, никакой другой народ не радуется вместе с ними, о чем написано в Торе: «Г-сподь одиночно водил его…» (Дварим 32:12). Когда же народы благоденствуют, [сыны Израиля] вкушают [благо] с каждым из них, однако им это не зачитывается — не уменьшается доброе воздаяние евреям в Мире Грядущем, и таково значение «и меж народов не числится» (когда они благоденствуют вместе с народами, им это не зачтется).
Согласно комментарию Ибн Эзры, «Билам видел в своей мудрости, что еврейский народ не смешается с другим, подчинившим его и заставляющим его отказаться от Торы, чем, собственно, и занимались все народы, подчинявшие себе Израиль».
На этом строится традиционный еврейский подход, согласно которому наш народ — отдельный, он уникален, и задача его в том, чтобы служить Вс-вышнему. Слова Билама можно связать с жизнью евреев в изгнании, когда они в буквальном смысле рассеяны среди народов: особое предназначение евреев остается неизменным и в условиях изгнания. В наших книгах красной нитью проходит идея, что Шхина уходит в изгнание вместе с евреями. Для большей наглядности можно привести пример с мыслителем или ученым, погруженным в свою работу. Жизнь в городе или деревне для него мало чем отличаются: есть свои минусы и плюсы в обоих местах, но будучи человеком особенным, он продолжает свою работу, терпя и приспосабливаясь к непривычным условиям. Это кажется удивительным, но именно там, где были гонения, были созданы многие важнейшие еврейские книги, изучаемые в ешивах и коллелях.
Таким образом, перед евреями, которые верны Традиции, не стоит вопрос, с кем быть — с «ароматным» Западом или «жесткой» Россией. Вернее, у них не должно быть такого вопроса. Соблюдающие евреи абсолютно лояльны по отношению к той власти, юрисдикция которой распространяется на территорию их проживания, а волнуются и пекутся они о еврейском народе — о носителе Шхины, которая томится в изгнании вместе с народом Вс-вышнего. И в связи с «украинским кризисом» переживают не об Украине, а о судьбе украинских евреев.
Из журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.