Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заповеди, которые удлиняют жизнь человека. Понятие «осквернения Имени Всевышнего».

Врата восьмые называемые вратами раскаяния, и они состоят из трёх частей.

Часть первая. О заповедях «делай»

Одними из наиболее строгих из заповедей «делай» являются обязанность приносить пасхальную жертву и повеление об обрезании, ибо наказание за их неисполнение — карет. Ещё более строгие — заповеди «делай», в которых есть запрет неисполнения273 и карет, — например обязанность подвергать себя страданиям и воздерживаться от совершения работы в Йом Кипур. Ещё строже — заповедь воздержания от работы в Субботу, «в которой есть запрет (неисполнения) и скила» 274. Ещё больше — «плодитесь и размножайтесь», ведь даже если в руках человека есть Тора и заповеди, как это было в руках царя Хизкияhу275, он умрёт в этом мире и не будет жить в мире будущем. И также заповедь накладывать тфиллин, если он окажется «черепом, который никогда не накладывал тфиллин», он не встанет во время воскрешения мёртвых и относится к числу «преступников Израиля, преступивших телами». А хуже всего — разрушить союз276 с намерением прогневить277. И то же самое касательно заповеди «знать, что есть Б-г», а у того, кто отрицает основы, нет доли в будущем мире.

Есть ещё заповеди, плоды которых человек вкушает в этом мире, а основная награда остаётся для мира будущего.

Почитание отца и матери. Добрые дела, телом и имуществом, бедным и богатым; радовать жениха и невесту; навещать больных; хоронить умерших; утешать скорбящих; одевать раздетых; принимать гостей и сосредоточенно молиться. И приносить мир между людьми, тем более — между самим человеком и его товарищем, и сюда же относится заповедь «судить другого оправдательно»278. А изучение Торы — напротив всего этого, и сюда же входят ранний приход в Бейт Кнессет (синагогу) и воспитание детей для изучения Торы.

Часть вторая. О наказаниях за запрещённые качества и заповеди «не делай»

Среди дурных качеств особенно тяжелы два. Одно из них — гнев, приравнивающийся к служению идолам, «Разрывающий душу свою в гневе…» (Иов 18:4), — душа такого человека вырывается из него и уходит, а вместо неё приходит другая, злая.

А хуже гнева — гордыня и грубость духа, приравнивающиеся к служению идолам; такой человек расценивается как отрицающий основы и совершивший все возможные прелюбодеяния. Прах его не шевельнётся во время воскрешения мёртвых. Однако среди заповедей «не делай» есть и такие, за несоблюдение которых не наказывают279. Как запрет, в котором нет действия, или запрет, который может быть исправлен действием. А те запреты, за которые бьют, — ещё хуже.

И обе эти разновидности, а также неисполнение заповедей «делай», кроме наиболее строгих из них, упомянутых выше, называются «лёгкие нарушения ». А все «строгие» заповеди «делай», упомянутые выше, и все запреты «не делай», кроме двух видов, упомянутых выше, называются «тяжёлые нарушения». Однако среди них есть множество ступеней. Все преступления, наказание за которые — карет, смерть от рук Неба и смерть по приговору суда, а также несоблюдение заповеди «не произнеси Имя Б-га Всесильного напрасно», хотя за это и не следует [наказания] карет, — в некотором смысле хуже остальных, ибо за такие преступления взыскивают с него (преступника), с его семьи и со всего мира, даже если они не могли протестовать. А вот на что распространяется понятие «осквернение Имени Всевышнего» (Йома 86а): «Сказал рав: “Например, если взял мясо и не заплатил сразу”; раби Йоханан сказал: “Например, если я из-за болезни пройду четыре локтя без Торы и тфиллин, а тот, кто увидит, не будет знать про болезнь и научится от меня, что можно пренебречь Торой и тфиллин”; раби Янай сказал: “Всякий случай, когда товарищи человека стыдятся его из-за дурного имени, которое он приобрёл”; Абайе сказал: “Как учили: 'И возлюби Б-га, Всесильного твоего чтобы имя Небес становилось с твоей помощью любимым, чтобы ты учил и повторял… и вёл дела честно и спокойно разговаривал с другими. А если он ведёт дела нечестно, он оскверняет Имя Небес”».

Хуже этого «преступники Израиля, преступающие телами». «Череп, что в жизни не накладывал тфиллин», — именно тот, кто ленился их накладывать, хотя и мог; ведь если он делал это назло, то называется еретиком или как минимум отступником. Такой, если он не раскаялся до смерти, двенадцать месяцев наказывается в Геhиноме, а потом его тело исчезает, а душа сжигается и становится пеплом под ногами праведных в будущем мире.

Хуже этого те, у кого вообще нет доли в будущем мире. «Геhином заканчивается, а они — нет»280, — несмотря на то, что есть у них Тора и добрые дела, если они умрут, не раскаявшись, как Доэг hа-Эдоми, бывший некогда великим пастырем. Речь идёт о еретиках — учениках тех, кто перевернул слова Торы в ересь. То же самое — отступник ради идолопоклонства, даже если он преступает только в идолопоклонстве, признавая и исполняя все остальные заповеди. И другие отступники, и даже только в одном преступлении, будь то «назло» или из-за вожделения. И «сбрасывающий ярмо», то есть отрицающий основы, говоря: «Нет Б-га!» И также тот, кто говорит: «Есть Тора с небес, но я её не исполняю». И говорящий: «Тора не с небес», — даже в отношении одного стиха или одного уточнения, в лишней или недостающей букве, или в «тем более», или в одном уподоблении, а есть мнения, что даже в отношении Устной Торы или слов мудрецов. И говорящий: «Нет воскрешения мёртвых в Торе», — то есть, что в ней нет намёка на это, даже если он верит в Тору и в воскрешение мёртвых. И тот, кто открывает в Торе противоречащее принятому закону, как например, Менаше, который учил «ошибки» в hагадот (сказаниях): «Для чего было Моше писать в Торе: “И сестра Лотана — Тимна”» — и тому подобные вещи. И также в открытую, прилюдно нарушающий слова Торы, как Йеhоаким. И нарушающий союз плоти — тот, кто не обрезает себя «назло» Всевышнему, а также тот, кто «вытягивает» орлу281, чтобы выглядеть как необрезанный. И также грешник, который вводит в грех множество других, как Йеровам, даже если этот грех — лёгкий. И эпикойрос — то есть тот, кто унижает мудреца в лицо, и также ученик, сидящий перед учителем и говорящий: «То-то и то-то запрещено или разрешено», — и не как вопрос, а как утверждение, или насмехающийся над учителем и не верящий его словам, если тот объясняет нечто с преувеличением. И, кроме того, унижающий мудрецов, даже косвенно, например, те, которые позорят мудрецов, или говорящие: «Что нам проку от этих мудрецов? Ради себя они учат и повторяют!», или: «Чем помогают нам эти мудрецы, разве они могут запретить нам голубя и разрешить ворона?», или ученик, называющий учителя по имени, не добавляя «рав мой» или «учитель мой», или унижающий товарища перед мудрецом. До носчики, будь то передающие в руки чужака самого еврея или же распоряжающиеся его имуществом. И правитель, наводящий излишний страх на народ ради своей гордыни, а не ради Небес. И оскорбляющий праздники тем, что делает работу в полупраздничные дни оскорбительным образом, то есть из-за того, что не верит в этот запрет, а не потому, что ему это нужно. И унижающий другого прилюдно в лицо. И возвышающийся за счёт другого, как мне кажется, тоже именно в его присутствии. И читающий «внешние» книги, как например, «Книга Бен-Сиры» или «Книги Бен-Лааны», пустые книги, притягивающие сердце человека, так что он пренебрегает Торой, или книги отступников (священников или монахов). А вот чтение вымышленных282 книг и прочей их литературы — не более чем чтение писем, как сказано об этом в Иерусалимском Талмуде (Санhедрин 10а). Также «заговаривающий раны» и тот, кто плюётся, прочитав один стих283, и не только стих «…всякая болезнь…» (Шмот 15:26), в котором упоминаются болезни, излечение и Имя Всевышнего, но даже и такой, как например: «И воззвал к Моше…» (Ваикра 1:1)284. И произносящий Имя Всевышнего согласно буквам, как объясняет Иерусалимский Талмуд (Там же), — речь идёт о человеке, который не пользуется иносказанием для упоминания Имени Всевышнего, как написано (заповедано): «… это Имя Моё, а это упоминание…» (ШмотЗ:16),а в нашем Талмуде285сказано: «… только в группе людей»286. И позорящий слова Всевышнего — это тот, кто произносит слова Торы в грязном месте. И также тот, кто читает стих и не обращает внимания на мишну, которая этот стих объясняет 287. И тот, кто учит Тору сам, не обучая других, исключая тайны Торы241, о которых сказано (Мишлей 27:26): «… овцы, для одежды твоей…», — только для благочестивых в каждом поколении, достойных этого 289. И также всякий, кто может заниматься Торой и занимается не ею, а торговлей и другими мирскими делами. И сплетник — тот, кто слышит от одного и передаёт другому, даже если это не унижающие кого-либо слова и правда, как в истории с Доэгом и Давидом. И злословящий — тот, кто рассказывает вещи, позорящие другого, даже если это правда. И «создающий дурное имя», и тот, кто рассказывает позорные вещи, не являющиеся правдой. Три этих вида: сплетник, злословящий и «создающий дурное имя» — подобны отрицающим основы, и [их преступления] тяжелы, как самые тяжкие преступления Торы — идолопоклонство, разврат и кровопролитие. А тот, кто одалживает деньги в рост и не возвращает290, не встанет во время воскрешения мёртвых. А тот, кто оскверняет Субботу, наказывается в Геhиноме из поколения в поколение. А тот, кто намеренно игнорирует заповедь «плодитесь и размножайтесь» и умирает, не имея детей, умирает в карете291 в этом мире и не будет жить в будущем.

Трое спускаются в Геhином и не поднимаются оттуда: совершающий разврат с замужней женщиной, дающий другому обидное прозвище, даже если тот привык и не стесняется, но давший имел намерение позорить его. Однако у этих двоих есть доля в будущем мире. У того же, кто заставляет бледнеть другого на людях, нет доли в будущем мире.

Есть четыре вещи, «плоды» которых человек ест в этом мире, а основное292 остаётся для мира будущего: идолопоклонство, разврат, кровопролитие и злословие, которое весит как три первых; и, кроме того, нет у него доли в будущем мире293.

Хуже всех преступлений — напрасное семяизвержение, ибо тот, кто делает это, проливает кровь своих потомков до конца существования мира. И все преступления исправляются раскаянием, а это — нет, как сказано в Книге Зоhар, в главе Вайехи (2196), а есть те, которые учат: «Только особенно сильным и постоянным раскаянием».

Преступления между людьми, [с одной стороны], легче преступлений между человеком и Всевышним, но, с другой стороны, они тяжелее, потому что им нет никакого исправления, пока человек не вернёт себе благосклонность другого и тот не простит его, будь то имущественный ущерб или просто обман.

Часть третья. О раскаянии в преступлениях, связанных с отношениями между человеком и Всевышним.

Ни одно преступление, даже «отрицание основ», не устоит перед раскаянием, даже если раскаяние приходит в час смерти. В искуплении есть четыре части (Йома 86а). Если человек нарушил одну из лёгких заповедей «делай» и раскаялся, — не успеет сойти со своего места, как он уже прощён. Если он нарушил одну из лёгких заповедей «не делай», его искупают раскаяние и Йом Кипур. Если он нарушил одну из строгих заповедей, наказание за которые — карет или смерть от рук Небес, как из заповедей «делай», так и «не делай», или смерть по приговору суда294, кроме осквернения Имени Всевышнего, его искупают раскаяние, Йом Кипур и страдания. Если же человек совершил осквернение Имени Всевышнего или одно из самых тяжких преступлений, как например, «преступление в теле»295, или то, за что «опускаются в Геhином и не поднимаются оттуда», или не встают во время воскрешения мёртвых, или нет у него доли в будущем мире, как подробно объяснялось выше, — его искупают раскаяние, Йом Кипур, страдания и час смерти.

Искупают все виды страданий, даже если у человека вывернулся халат наизнанку и он «трудится» вывернуть его обратно, чтобы надеть, или если он засунул руку в карман, для того чтобы достать два динара, а достал только один и теперь ему снова придётся лезть в карман.

Раскаяние — это если у человека есть возможность совершить то же самое преступление, которое он уже совершил, и он не делает это снова. Например, та же женщина в такой же или подобный период времени и в том же или подобном месте. И если человек раскаялся из любви или даже из страха пред наказанием, его грех искореняется, как будто его вовсе не было. А если он раскаивается из-за того, что получил страдания, грех излечивается не полностью, и такой человек остаётся ущербным.

Раскаяние требует исповеди, его основа: «Ошибся я, согрешил я, преступил я, но ошибались мы и отцы наши…». Текст исповеди есть в нашей Геморе296 (И ома 87б) и в Иерусалимском Талмуде (конец трактата Йома), я кое-что сократил и кое-что добавил в них. «Господин мира! Ошибся я, и согрешил я, и преступил я, и дурное в Твоих глазах совершил я. Я придерживался дурного мнения и ходил далёкой дорогой. А сейчас я сожалею об этом и лучше бы мне этого не делать. И то, что уже сделал, больше не повторю. Да будет угодно Тебе, Г-сподь, Всесильный наш и Всесильный отцов наших, искупить все мои преступления, простить все мои прегрешения и извинить все мои ошибки, всё, в чём я ошибся, согрешил и преступил, со дня сотворения мира и до сего дня. Как в этом воплощении, так и в других, как в запретах Торы, так и в запретах мудрецов, их постановлениях, оградах и обычаях. Ибо Ты желаешь раскаяния. Да будут угодны Тебе слова уст моих и помыслы сердца моего, Г-сподь, оплот мой и избавитель мой».


196 Вавилонский Талмуд.

275 Большинство заповедей «делай» несут в себе только побуждение; запреты же, как правило, имеют отношение к заповедям «не делай». Однако существуют также заповеди «делай», несущие в себе и запрет пренебрегать их исполнением.

274 Самая суровая из казней, к которым может быть приговорён человек судом.

275Но при этом он не исполняет заповедь «плодитесь и размножайтесь».

276 Со Всевышним.

277 Всевышнего.

278 Это значит, что, если у человека есть малейшая возможность оправдать поступок другого, он должен это сделать.

279 За них не бьют по закону Торы.

280 То есть они получают наказание до самого конца Геhинома.

281 Орла — крайняя плоть, удаляемая при обрезании.

282 Очевидно, имеется в виду т. н «художественная литература».

283 Из ТаНаХа.

284 Приведён пример чисто «информационного» стиха, в котором как будто нет ничего особенного, кроме собственно того, что это стих из Торы.

285 Вавилонском.

286 То есть человек лишается доли в будущем мире за прямое прочтение Имени Всевышнего, если только сделал это в присутствии группы людей.

287 Здесь под мишной подразумевается вся Устная Тора, поясняющая Письменную.

288 То есть к человеку нет претензий, если он только учит тайны Торы, не обучая им других.

289 В трактате Хагига (13а) сказано: «“Овцы (квасим) для одежды твоей (леловушехо)”, — раби Абаhу сказал: “Слова, которые горнило (кившоно) этого мира, будут под одеждой твоей”» — то есть слова Торы, относящиеся к самым сокровенным тайнам сотворения и управления миром, должны быть скрыты «под одеждой».

290 Полученные проценты после раскаяния.

291 Карет выражается в ранней смерти и (или) отсутствии потомков.

292 Наказание.

293 У того; кто злословит.

294 Это относится только к заповедям «не делай».

295 Если не накладывал тфиллин никогда в жизни.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.