Из цикла «Стремись к истине», темы: Грех разведчиков, Мудрость, Истина, Мусар, Рав Элиягу Деслер, Рав Арье Кармель
В предыдущей статье автор поставил следующий вопрос: «Из-за того, что “взятка ослепляет глаза мудрых”, человек не видит своей вины — как же после этого он все-таки может обрести истину? Разве тот факт, что человек заинтересован в чём-то определённом, не свидетельствует о том, что он уже “подкуплен”, что другой стороне нанесён ущерб?»
И так автор ответил на него. Необходимо отметить, что и в такой ситуации истина не скрыта полностью: ведь даже после того, как человек соблазнится и скажет, что ложный путь истинен, при всём этом сам-то он в глубине души знает, что лишь путь правды истинен, но только будет считать ложь заменой правды.
И это одна из милостей Творца, благословен Он, что не дал власти нашему йецеру ара скрыть истину полностью. Благодаря этому каждый может выбрать сердцем своим истинно правдивый путь».
Вот на чём человек должен сосредоточиться, во что должен всегда вдумываться, чтобы уберечься ото лжи, ибо только истина реальна. Лишь когда человек проверяет все свои интересы путём такого сосредоточения, такого обдумывания, тогда он, как мы привыкли говорить, обладает «правдивым вѝдением».
Удивительно наблюдать, как приходит к человеку сила правдивого вѝдения и как в связи с этим человек несет ответственность даже за самую малую ошибку, которую был в состоянии этим правдивым вѝдением обнаружить .
Возьмём, к примеру, историю разведчиков (мераглим) — двенадцати именитых мужей из двенадцати колен Израиля, которых Моше-рабейну послал исследовать Обетованную Землю перед тем, как войти туда после полуторагодичного пребывания в пустыне.
Говорит мидраш наших мудрецов: «Сказал Израиль Моше-рабейну: Давай, пошлём людей перед нами. Спросил их: Зачем? [Ибо до этого такая просьба не возникала]. Сказали ему: Святой, благословен Он, заверил, что мы войдём в Страну Кнаана и завладеем всем её добром… И вот сейчас мы услышали, что этот момент приближается… Может быть, они [жители Страны] спрячут свои сокровища… и мы не найдём всего, и получится, что слова Святого, благословен Он, не исполнятся! Поэтому — пусть сначала пойдут разведчики…».
Обдумаем историю разведчиков и спросим себя: как это евреи этого поколения, которое называется «поколением знания» (Торы), вдруг так просто, так легко допустили ошибку и при этом считали, были уверены, что их желание послать разведчиков было исключительно Кидуш Ашем — Освящением Имени Всевышнего? Поколение получивших Тору, народ такого огромного знания и понимания, — и все как один не убереглись от ошибки?! Даже Моше-рабейну не устоял и ошибся, считая, что их стремление порождено страхом перед Небесами. Свидетельствует агада: Услышал [Моше] и попался в их западню, так как сказано [в Торе]: «…понравилось это ему…». Моше-рабейну всей глубиной своей мудрости понимал внутреннюю суть каждого человека и видел все силы его души, даже наиболее сокрытые. Но даже он не разглядел ошибки Израиля (а ведь человек понимает ошибку других лучше, чем свою). Как могло такое произойти? Нам необходимо понять: ошибка была столь тонка, что даже Моше-рабейну не сумел ее распознать. Мы учим это из того, что Святой, благословен Он, взыскал грех разведчиков с Израиля, но не с Моше.
Виленский Гаон, благословенна память о праведнике, пишет, что народ приходил к Моше, и каждый спрашивал о своём индивидуальном служении Творцу. И Моше учил их, каждого в отдельности, основываясь на том, что открыл ему Творец. Ведь даже самая великая мудрость не может самостоятельно разобраться в глубинных особенностях, в тонкостях сил души, но только с помощью Творца, благодаря своему пророческому дару, Моше разъяснял евреям законы Б-га, учил их Торе. Но в истории с разведчиками Творец не пожелал открыть Моше всю правду, как написано (в Торе): «Сказал ему: “Пошли себе”, то есть “если хочешь, посылай”. Потому при всей мощи своей мудрости Моше-рабейну ошибся в этой тонкости, ибо сам не мог ощутить её.
А сейчас вдумаемся: если Моше-рабейну, мир ему, не был наказан за эту ошибку, почему же было взыскано за неё с Израиля? Вот из этого мы извлекаем для себя большой урок: даже такую ошибку, которую не смог почувствовать Моше-рабейну у других, они сами могли бы увидеть своим правдивым вѝдением, если б только пожелали. Поэтому и были наказаны за неё плачем в поколениях. Однако во всём этом есть большое утешение для человека: он должен лишь очень стараться и сосредоточиться на истине, буквально прилепиться к ней, тогда йецер ара окажется не в состоянии заставить его ошибиться.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»