Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Пятикнижие, Недельная глава, Ваякель, Мишкан, Святость, Рав Шимшон Рефаэль Гирш, Кавана, Комментарий
1. Сейчас, когда Свидетельство Закона, залог особого Б-жественного Присутствия в народе, были вторично дарованы Израилю, вновь стала насущной организация местопребывания этого Свидетельства. Описанные выше страшные события, помешавшие осуществлению этой задачи, имеют далеко идущее значение для задачи как таковой, для Святилища и той цели, с которой это Святилище надлежало возвести. Строительство Святилища должно было происходить под влиянием совершенно нового опыта. Народ и коэны поняли, насколько они все еще слабы и несовершенны, как много им еще необходимо сделать в непрерывной работе над собой, и насколько сильно они нуждаются в возвышении и искуплении. Более того, они познали Б-га во всей суровости Его наказания, но и во всей полноте Его милосердия. Они испытали все нюансы наших отношений с Б-гом, от чувства полного отторжения Б-гом до возвращения на высоты Б-жественного расположения. Святилище, которое предстояло построить, должно было стать местом, из которого бы идеал их призвания сиял вечно как личности, так и обществу. Оно должно было стать местом, где при любой ошибке и слабости они нашли бы свежие силы, чтобы вновь прокладывать путь вверх и чтобы оставаться на высоком уровне своего призвания, и где бы они нашли Б-жественные помощь и благословение и для того, и для другого. Таким образом, опыт, навеки вписанный в историю народа за время, прошедшее между приказанием построить самое первое Святилище и фактическим выполнением этого приказания, служит документальным свидетельством того, что при любой ошибке можно вернуться и вновь обрести расположение Б-га.
Но самым важным элементом этого жизненного опыта, предшествующего возведению первого Святилища, является следующее: народ совершил самое серьезное преступление в своей истории, и тем не менее, он оказался в состоянии восстановить величайшее проявление Б-жественного расположения, не имея храма и не принося жертв. Если бы нужны были еще какие-либо доказательства того, что храм и жертвоприношения сами по себе не гарантируют Б-жественной милости, но служат лишь наставлениями, которые показывают, как можно завоевать Б-жественное расположение, то такое доказательство самым неоспоримым образом предоставлено опытом, предшествовавшим строительству первого Святилища и столь нерасторжимо вплетенным в историю Израиля.
8 и далее. Давайте вспомним о том, что все Святилище, во всех своих отдельных составляющих, обладало символическим значением, но что ни один предмет в Святилище нельзя было наделить символическим смыслом, если бы он не был обдуманно спланирован и изготовлен с таким расчетом. Давайте далее вспомним о том, что даже в случае рукописного текста, не имеющего другого значения, кроме символического, его символическая ценность при использовании для священной цели зависит от намерения писца, который его исполнил. Так при написании Свитка Торы намерение писца имеет столь важное значение, что Свиток обладает необходимой святостью лишь в том случае, когда он был написан לשם קדושת ספר תורה (с намерением, что он стал священным Свитком Закона). Всякий раз, когда писец пишет Имя Б-га, он должен провозглашать, что сейчас его цель — написать эти буквы с целью выражения Имени Б-га, לשם קדושת השם. Святость этих букв с такой полнотой определяется отношением выводящего их писца, что Свиток Торы, написанный еретиком — человеком, чьи взгляды, когда он переписывал Имя Б-га, как можно предположить, противоречили Б-жественной истине (содержащейся в Торе), так что можно даже сказать, что он выполнил работу הרז הדובע םשל (для целей идолопоклонства) — должен быть сожжен. (см. Шульхан арух, Йорэ деа 274:1, 276:2 и 281:1).
Давайте вспомним о том, что поскольку предметы Святилища — ковчег, стол, менора, завесы, одеяния и т.д. — были фактически предметами повседневного обихода, их священный характер полностью зависел от того, осознавали ли мастера символическое значение того предмета, который они изготовляли.
Ввиду всего изложенного выше, должно быть сразу понятно, почему этапы строительства Святилища повторяются так подробно (36:8 по 39:32), почему в главе 39 (ст. с 33 по 43) вновь перечисляют все отдельные предметы по мере их вручения Моше, и почему в главе 40 пересказывается строительство Святилища во всех деталях; короче говоря, почему в Писании не считают достаточным сказать в этом месте так:
«Мастера и ремесленники исполнили всю работу согласно наставлениям, которые они получили, они принесли предметы Моше, а Моше затем построил Святилище, как ему было приказано».
Если мы не ошибаемся, эти подробные повторы фактов, уже изложенных в предыдущих главах, должны дать нам знать, что мастера и Моше постоянно помнили о священной и символической цели каждого предмета не только во время процесса их создания, но и тогда, когда готовые произведения доставлялись и устанавливались на свои места, так что все эти предметы были созданы, изготовлены и собраны в духе, согласующемся с их целью. Таким образом священный характер и значение предметов подкреплялись духом, в котором они были изготовлены.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»