«И сделанного было достаточно для всей работы, чтобы сделать ее, и осталось еще» (Ваякель, 36:7)
Гаон, раби Цион Акоэн из Цфакса, благословенна память праведника, объяснял, что на иврите в слове «достаточно» те же буквы, что в слове «сразу», а в слове «осталось» те же буквы, что в слове «Тора». Чтобы намекнуть, что у того, кто занимается Торой, работа благословляется и исполняется сразу же (Трактат «Авода зара»,19). Как мы нашли у гаона раби Рахамима Хури, благословенна память праведника, который зарабатывал своим трудом. Изучение Торы было у него постоянным, а работа — временной, и за короткое время, что он работал, успевал больше, чем те, которые трудились весь день. А когда они удивлялись, говорил: «Ведь сказано — “шесть дней делай работу”, и само собой, тому, кто исполняет волю Творца, помогают с Небес, и работа его благословляется.
Аврех, изучавший Тору, доходы которого были малы, пришел к раву, автору книги “Ави эзри” (раву Шаху), благословенна память праведника, и попросил разрешения работать ночью, чтобы увеличился его заработок, и он мог бы посвятить Торе дневные часы. Рав ответил отговоркой. Спросил аврех: “Разве это запрещено?”
Ответил рав: “Халила, я этого не сказал. Но послушай мой совет, не делай этого”.
Поскольку аврех нуждался, и не запрещено ему было подрабатывать, аврех исполнил свое намерение.
Через несколько месяцев пришел он к раву, и сказал удивленно: хотя его доход теперь намного больше, нужда стала больше. Не знает он почему, но деньги испаряются, нет на них благословения. Он подумал, может это из-за слов рава. Ответил рав: Халила вэ хас! Но ты пойми, почему я не согласился с твоей идеей… Знай, что к авреху у которого Тора — его ремесло, есть особое отношение Небес. Как сказано: “Тора дана лишь тем, кто ест ман” (Мехильта, “Бешалах”, 21). И пророк Ирмияу показал сыновьям Исраэля баночку с маном, когда требовал от них заниматься Торой (Мидраш Танхума, 21). И в наше время ман — в баночке, а Святой, благословен Он, заключает скрытое благословение в маленький заработок, который получают аврехи в колеле.
Но сказали наши мудрецы (Маор эйнаим), что относительно баночки с маном открыто нам, что и сегодня “спускается ман”, и над каждым существует чудесное частное наблюдение. Однако сегодня у “баночки” есть естественное покрытие заработка, именуемое прикладыванием стараний. Но внутри заключен личный омер, и скрыты все уроки веры. Как сказал Хафец Хаим (Шем олам, 3): “Слышал я от имени одного гаона, который сказал, что должен человек всмотреться в свои дела и увидеть наблюдение Ашема благословенного над ним, и благодаря этому усилить свое качество упования. И об этом написано: Попробуйте и увидьте, как добр Ашем, счастлив человек, полагающийся на Него” (Теиилм, 34:9). То есть, пусть вглядится в хорошее, как человек, который хочет попробовать что-то, и он увидит явное Провидение».
Продолжил рав Шах и сказал тому авреху: когда ты начал заниматься заработком, изменилось к тебе отношение Небес и прекратилось благословение. Понятно, что невозможно заработать для семьи, работая только в вечерние часы. И кто знает, сколько тебе теперь потребуется работать, и на сколько часов ты сократишь свою учебу». (Кният Тора, Мааян а-эмуна)
Читайте также: тема Работа и заработок
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?